Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние цифровизации на профессиональные навыки студентов: вызовы и решения | Лутошкина Олеся Юрьевна. Работа №352419

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается влияние цифровизации на формирование профессиональных навыков студентов в системе среднего профессионального образования (СПО). Описываются вызовы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения и преподаватели в условиях стремительного внедрения цифровых технологий, а также предлагаются решения, направленные на эффективное использование цифровых инструментов для повышения качества подготовки специалистов. Особое внимание уделяется изменению подходов к обучению, адаптации образовательных программ под новые требования цифровой экономики и подготовке студентов к работе с новыми технологиями. Приводятся примеры успешных практик, реализующих подходы к обучению с применением цифровых инструментов, а также анализируются возможные риски, связанные с недостаточной цифровой компетентностью и социальной изоляцией студентов.

Ключевые слова: цифровизация, профессиональные навыки, студенты СПО, цифровая экономика, вызовы, решения, образовательные технологии, цифровая грамотность.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
Лутошкина Олеся Юрьевна, преподаватель
ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет
Аннотация: В статье рассматривается влияние цифровизации на формирование профессиональных навыков студентов в системе среднего профессионального образования (СПО). Описываются вызовы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения и преподаватели в условиях стремительного внедрения цифровых технологий, а также предлагаются решения, направленные на эффективное использование цифровых инструментов для повышения качества подготовки специалистов. Особое внимание уделяется изменению подходов к обучению, адаптации образовательных программ под новые требования цифровой экономики и подготовке студентов к работе с новыми технологиями. Приводятся примеры успешных практик, реализующих подходы к обучению с применением цифровых инструментов, а также анализируются возможные риски, связанные с недостаточной цифровой компетентностью и социальной изоляцией студентов.
Ключевые слова: цифровизация, профессиональные навыки, студенты СПО, цифровая экономика, вызовы, решения, образовательные технологии, цифровая грамотность.
Цифровизация становится неотъемлемой частью современной образовательной среды, в том числе в системе среднего профессионального образования (СПО). Стремительное развитие информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта, автоматизации процессов и цифровых платформ приводит к трансформации не только бизнеса, но и системы образования. В этих условиях образовательные учреждения СПО сталкиваются с необходимостью подготовки студентов к работе в условиях цифровой экономики, что требует обновления учебных планов, методов обучения и инструментов оценки.
Цифровизация имеет двусторонний эффект на профессиональные навыки студентов. С одной стороны, она открывает новые возможности для их развития, позволяет повысить качество образования за счет использования инновационных технологий, улучшить доступ к обучению и подготовить студентов к профессиям, связанным с информационными технологиями. С другой стороны, она предъявляет новые требования как к образовательным учреждениям, так и к студентам, которые должны обладать не только традиционными профессиональными навыками, но и высокими цифровыми компетенциями. В этой статье рассматриваются как вызовы, так и решения, которые могут помочь образовательным учреждениям эффективно адаптировать студентов к требованиям цифровизации.
Одним из самых значимых вызовов является необходимость перестройки образовательного процесса с учетом быстро меняющихся технологий. Образовательные программы, которые еще несколько лет назад полностью удовлетворяли требованиям рынка труда, сегодня часто оказываются устаревшими. Многие профессии, которые обучаются в системе СПО, претерпевают значительные изменения, требующие освоения новых цифровых навыков. Например, специалисты в области логистики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерии и других сфер должны овладеть новыми инструментами для работы с большими данными, автоматизированными системами, цифровыми платформами и облачными сервисами. Без этих навыков они не смогут эффективно работать в современной цифровой экономике.
Так, например, специалист по бухгалтерскому учету, помимо традиционных знаний, должен уметь работать с различными программами для ведения бухгалтерии и финансов, понимать, как функционируют облачные платформы для обмена данными и анализировать финансовые потоки с использованием искусственного интеллекта. Точно так же, логист должен освоить инструменты для автоматизации и мониторинга поставок, анализа данных о складах и транспорте в режиме реального времени. Внедрение таких технологий в образовательные программы требует значительных усилий и ресурсов, а также изменений в подходах к обучению и оценке.
Внедрение цифровых технологий также требует пересмотра методов обучения и использования традиционных педагогических практик. Переход к онлайн-обучению и смешанным формам обучения (blended learning) в последние годы приобрел особую актуальность. Это связано с потребностью в гибкости и доступности образовательных программ, особенно в условиях пандемий и глобализации образовательных процессов. В то же время, переход к цифровому обучению предъявляет новые требования к преподавательскому составу, который должен не только владеть новыми технологиями, но и уметь адаптировать свои курсы для онлайн-формата.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, цифровизация обучения ставит перед преподавателями СПО несколько значительных вызовов. Первый из них — это необходимость повышения цифровой грамотности как у преподавателей, так и у студентов. Для успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс необходимо, чтобы все участники были готовы к этому переходу и имели соответствующие навыки. Проблемой остается также отсутствие достаточной инфраструктуры и технической поддержки в некоторых образовательных учреждениях. Множество колледжей и техникумов в регионах сталкиваются с нехваткой современного оборудования и программного обеспечения, что ограничивает возможности для внедрения цифровых технологий.
Еще одним вызовом является увеличение сложности учебных программ. Внедрение цифровых технологий требует, чтобы студенты обладали не только специализированными знаниями в своей профессиональной области, но и были готовы к постоянному обновлению знаний, поскольку цифровая экономика развивается очень быстро. Это ставит преподавателей перед задачей создания учебных курсов, которые смогут развивать у студентов навыки самостоятельного освоения новых технологий, критического мышления и адаптации к изменениям в условиях нестабильности.
Решение этих проблем возможно через комплексный подход к цифровизации образования. Важным шагом является интеграция цифровых инструментов и платформ в учебный процесс. Например, использование виртуальных лабораторий, симуляторов, онлайн-курсов и тренажеров позволяет студентам не только освоить теорию, но и приобрести практические навыки работы с цифровыми инструментами в безопасной и контролируемой среде. Это особенно важно для профессий, где требуется высокая точность и внимание к деталям, таких как медицинские и инженерные специальности.
Одним из примеров успешного внедрения цифровых технологий в СПО является использование платформ для виртуального обучения и дистанционного контроля знаний. Платформы типа Moodle, Google Classroom и другие позволяют преподавателям создавать интерактивные задания, тесты, форумы для обсуждения учебных тем, а также отслеживать прогресс студентов в реальном времени. Эти платформы помогают не только в обучении, но и в коммуникации между преподавателями и студентами, что особенно важно в условиях гибридных форм обучения, когда часть студентов учится онлайн, а часть — в классе.
Кроме того, важным аспектом является использование методов геймификации, которые превращают обучение в более увлекательный и вовлекающий процесс. Введение игровых элементов, таких как очки, награды, уровни и лидерборды, помогает стимулировать студентов к более активному участию в образовательном процессе. Это также способствует развитию важных профессиональных навыков, таких как работа в команде, решение проблем, управление временем и критическое мышление.
Для успешной адаптации к цифровым технологиям важным шагом является повышение цифровой грамотности студентов. Образовательные учреждения СПО должны создавать курсы и модули, направленные на развитие навыков работы с информационными технологиями. Такие курсы должны включать как базовые, так и более сложные темы, охватывающие работу с различными программами и платформами, создание и обработку цифровых данных, безопасность в интернете и другие аспекты, которые являются неотъемлемой частью цифровой экономики.
Особое внимание стоит уделить развитию навыков самостоятельного обучения и критического мышления, которые необходимы студентам для успешной адаптации к изменениям на рынке труда. В условиях быстрого развития технологий и постоянного появления новых профессий важно, чтобы студенты могли самостоятельно находить, анализировать и применять новые знания, а также адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям профессии. Это требует изменений в подходах к преподаванию и оценке, а также акцентирования внимания на развивающих навыках, таких как умение работать с информацией, анализировать данные и использовать новые инструменты.
Таким образом, цифровизация системы СПО представляет собой как вызовы, так и уникальные возможности для улучшения качества образования и подготовки студентов к требованиям цифровой экономики. Успешная реализация цифровых технологий в образовательном процессе требует комплексного подхода, включающего в себя не только внедрение новых технологий, но и подготовку преподавателей, создание необходимых условий для студентов и постоянное обновление учебных программ. Важно, чтобы в процессе цифровизации не забывались основы профессии, а также учитывались индивидуальные особенности студентов, что позволит им не только овладеть актуальными профессиональными навыками, но и быть готовыми к постоянным изменениям в цифровом мире.
Список литературы
Волкова Л.Г. Влияние цифровизации на практическую подготовку студентов // Наука и образование. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-prakticheskuyu-podgotovku-studentov
Воробьева И. А., Жукова А. В., Минакова К. А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // МНИЖ. 2021. №1-4 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plyusy-i-minusy-tsifrovizatsii-v-obrazovanii
Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-plyusah-i-minusah-tsifrovizatsii-sovremennogo-obrazovaniya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×