Влияние детско-родительских отношений на становление личности младшего школьника | Федорова Анастасия Петровна . Работа №296512
Автор: Федорова Анастасия Петровна
Младший школьный возраст становится ключевым в развитии личности ребенка. При поступлении в школу жизнь детей подвергается своего рода трансформации. Одной из наиболее важных ролей являются изменения в среде социального развития и в отношениях с другими взрослыми и сверстниками. В этот период меняются и отношения между детьми и его родителями. Требования к ребенку меняется, становится более осмысленным. Несомненно, делается все для того, чтобы ребенок в дальнейшей своей жизни реализовался в обществе как личность. Жизнь – это непрерывное развитие, а фундамент как раз-таки закладывается в младшем школьном возрасте. Однако успешное личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения зависит не только от усилий учителей, но и от благоприятных условий, которые родители создали в своих семьях.
Статья
«Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности младшего школьника»
Федорова Анастасия Петровна
Студентка ЕИ КФУ отделения филологии и истории
Г. Елабуга
Аннотация. Младший школьный возраст становится ключевым в развитии личности ребенка. При поступлении в школу жизнь детей подвергается своего рода трансформации. Одной из наиболее важных ролей являются изменения в среде социального развития и в отношениях с другими взрослыми и сверстниками. В этот период меняются и отношения между детьми и его родителями. Требования к ребенку меняется, становится более осмысленным. Несомненно, делается все для того, чтобы ребенок в дальнейшей своей жизни реализовался в обществе как личность. Жизнь – это непрерывное развитие, а фундамент как раз-таки закладывается в младшем школьном возрасте. Однако успешное личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения зависит не только от усилий учителей, но и от благоприятных условий, которые родители создали в своих семьях.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, становление личности, самооценка, младший школьный возраст.
Детско-родительские отношения являются основным фактором развития личностных качеств ребенка. Как известно, в детской психологии выделяют 3 основных типа взаимоотношений с родителями и их детьми: чрезмерное вовлечение (авторитарный контроль); чрезмерное отстраненность (эмоциональное неприятие); оптимальный тип.
Говоря о типе чрезмерной вовлеченности, можно отметить следующее. Родительская любовь, чрезмерное преследование и участие в жизни ребенка, даже проникновение в его внутренний мир. В этом случае он "растворяется", не будучи точным. Родители стараются реализовать практически все потребности ребенка, даже те, которых у ребенка нет. Они считают, что ребенку все нравится, и вместо этого работают на него. Ребенок растет самостоятельным и инфантильным, не понимает понятий "хорошо-нельзя", "хорошо-плохо". Поступая в школу, ребенок в первую очередь сталкивается с трудностями в волевой и эмоциональной сферах.
Тип излишней отстранённости: характеризуется невнимательностью к ребенку, нежеланием обращать внимание на его особенности и отсутствием внимания к нему, что, несомненно, плохо отражается на развитии личности ребенка. Ребенок либо строго контролирует ситуацию, либо, наоборот, не обращает на нее внимания. Лишенный сильных и непонятных мотивов родительской любви, воспитанный в условиях эмоционального отражения, ребенок имеет мало возможностей для формирования самооценки, теплых и дружеских отношений с другими людьми и стабильного образа "я". В результате у ребенка низкая самооценка и нарушения личности. Результатом такого рода семейных отношений является уважение к личности другого человека.
Для оптимального типа детско-родительских отношений характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога во всех жизненных ситуациях. В то же время положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или принимают разрешенные формы. Существует открытое личное общение между родителем и ребенком, направленное на полное раскрытие и развитие личностных черт и потенциала ребенка и взрослого. В этом случае личность ребенка развивается нормально и облегчается процесс воспитания ребенка.
С принятием ребенка в школу происходят изменения в его отношениях с другими людьми, причем довольно значительные. Прежде всего, значительно увеличивается время, затрачиваемое на общение. Сейчас большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими, родителями, учителями, другими детьми. Поступая в школу, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений между детьми и родителями: у него есть постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Родители общаются со своим ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, который стремится учиться.
Свобода в дошкольном возрасте заменяется новыми правилами жизни, касающимися зависимости и подчинения. Родители начинают строго контролировать режим дня, чтобы ребенок мог учиться в школе и выполнять домашние дела. Ужесточение требований к ребенку, даже в лучшей форме, делает его ответственным. Отказ от ситуативных импульсивных желаний и вынужденная самоорганизация с самого начала вызывают чувство одиночества, отчуждения от родителей - ведь он должен отвечать за свою новую жизнь и организовывать ее сам.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называется детством. В ребенке сохраняется множество детских черт-легкомыслие, наивность, взгляд взрослых снизу-вверх. Но уже в поведении дети начинают терять непосредственность, логика его мышления иная. Преподавание - большой урок для него. Поступление ребенка в школу связано с большими изменениями во всех сферах жизни. Эти изменения касаются, в первую очередь, структуры отношений в обществе и места ребенка. Возникают новые отношения со взрослыми и сверстниками, ребенок интегрируется во всю систему коллективов.
В начальной школе закладываются основы нравственного поведения, осваиваются нормы морали, начинает формироваться социальная ориентация личности.
Детская самооценка не всегда соответствует их реальным достижениям и способностям в различных видах деятельности. Некоторые дети недооценивают себя, другие недооценивают себя, даже недооценка относится только к определенным видам деятельности или человек (ребенок) не уверен в себе или, наоборот, не уверен во всем. Как известно, самооценка формируется под влиянием оценок других людей и результатов собственной деятельности. Но с повышением самооценки это начинает активно влиять на поведение ребенка.
Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа взаимоотношений с людьми. Семья формирует у ребенка представления о добре и зле, порядочности, уважении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он испытывает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Семейное воспитание по своей природе основано на чувствах. Семейное воспитание носит более эмоциональный характер, чем любое другое образование, потому что его "проводником" является родительская любовь к детям, которая вызывает у детей взаимные чувства к родителям.
Семейная среда - это первоначальная основа для ребенка, охватывающая предметно-пространственную, социально-поведенческую, событийную и информационную среду ребенка. Родители более или менее создают воспитательную среду (например, гигиенические условия, правильное питание; приобретают подходящие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие образовательные средства; следите за положительными примерами и моделями поведения). Методы воздействия на ребенка и их эффективность для его развития зависят от того, как организована образовательная среда.
Способность родителей целенаправленно уделять должное внимание на определенной социальной ситуации превращает их в образовательную ситуацию, где воспитательным фактором становится все: интерьер комнаты, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, форма отношений и общения, обычаи и многое другое.
Содержание семейного воспитания многогранно и "стерильно", например, воспитание в детском саду, где программа воспитательной работы акцентирует внимание детей в основном на положительных явлениях окружающего мира. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальности в различных ее проявлениях, приостанавливается формирование иммунитета к негативным образцам жизненных реалий. В семье дети становятся свидетелями и участниками различных жизненных ситуаций, причем они могут быть отрицательными в плане смысла и общего содержания. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.
Родители должны приложить все силы, вооружиться терпением, постепенно увеличивать нагрузку, беречь каждый признак самостоятельности ребенка. Если правильно поддерживать ребенку беспомощность, без снижения ее уровня, то в структуре личности закрепляется первый элемент истинной независимости - потребность в осознанных действиях, имеющих большое значение для практических результатов. это имеет социальное и культурное значение. Следует помнить, что количество сил ребенка должно соответствовать уровню его способностей.
Важнейшим фактором для благоприятного развития ребенка, как полноценной личности является институт семьи. Родителям необходимо создать для своего ребенка такие условия воспитания, в которых ему будет комфортно, где он не будет чувствовать себя зажатым, забитым, а даже сможет проявить сам интерес ко всестороннему деятельностному росту. Внутренний мир ребенка в первую очередь обогащается в семье, так и немаловажную роль родитель сыграет в физическом жизни своих детей. Родители должны быть авторитетом для своего ребенка. Успех в воспитании возможен в адекватной семейной атмосфере, а не в анархическом или тоталитарном «гнезде». Также ребенок будет нацелен на успешный жизненный путь, если родители помогут ему выбрать правильную литературу, приучат к чтению и, безусловно, к труду и уважению других людей и деятельности.
С помощью методики «Стратегии семейного воспитания» мы оценивали родительскую стратегию семейного воспитания в семьях младших школьников. В исследовании участвовало 10 родительских пар, дети которых учатся во 2 классе сельской школы в Лениногорском районе.
Результаты данного тестирования показали, что: 61% родителей относятся к авторитетному стилю воспитания, 26% к авторитарному и 13% к либеральному.
Вывод: подводя итог, необходимо отметить следующее. Учитывая особенности современного общества и темпы его развития, образование стоит в первых рядах среди глобальных проблем, где возникают определенные сложности, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, семья всегда была первоначальным фундаментом в процессе формирования общества. Это было особенно необходимо, когда социально-экономические изменения затронули наиболее уязвимых членов семьи – детей. Несомненно, большое значение в жизни ребенка, его судьбе имеют непосредственно его родители. Ребенок, как губка. Он впитывает все, что вокруг него. Это важный фактор, насколько благоприятную среду для развития предоставят ребенку его родители дома.
Аспект воспитательного функционала семьи никогда не сможет заменить какой-либо другой институт. Не зря умный человек, философ Аристотель говорил, что "семья - это первый тип общения", а счастливая жизнь - важнейший элемент государственной системы, которая должна строиться на основе законов добра и брака, определяющих способы воспитания будущих граждан. Очень важно, чтобы в семье были благоприятные условия для личностного развития, что дает право говорить о том, что гипотеза подтвердилась в ходе работы.
Список использованной литературы
Алис Миллер. В начале было воспитание. – М.: Академический Проект, 2013.
Выготский
Л.
С..
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблема развития психики. – М.: Говорящая книга, 2012.
Выготский Лев. Педагогическая психология. – СПб.: АСТ, 2008.
Мадден
Елена. Наши трехъязычные дети. – М.: Златоуст, 2011.
Петровский
А.В..
Популярные беседы о психологии. – М.: Говорящая книга, 2012.