Влияние деятельности человека на состояние биосферы | Фефелова Зинаида Петровна. Работа №362479
Тема: Влияние деятельности человека на состояние биосферы. 11 класс
Цель проведения: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и
разрушительную роль в природе. Обобщение единичных знаний в систему.
Задачи урока:
=устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи:
фактор (причина) — изменения в окружающей среде (последствия) — реакции биологической системы (результат).
=Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма.
=Продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
=Воспитывать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие родной природы.
Тема: Влияние деятельности человека на состояние биосферы. 11 класс
Цель проведения: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и
разрушительную роль в природе. Обобщение единичных знаний в систему.
Задачи урока:
=устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи:
фактор (причина) — изменения в окружающей среде (последствия) — реакции биологической системы (результат).
=Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма.
=Продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
=Воспитывать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие родной природы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: ролевая дидактическая игра “Суд над деятельностью человека”
Роли:
Судья – ведет заседание суда;
Подсудимый – Человек – выступает в свою защиту.
Защитник – защищает Человека (его роль играет учитель).
Обвинитель – обвиняет Человека (его роль играет учитель).
Сторона обвинения: Эволюция, Экосистема, Статистика, Биосфера, – выступают со свидетельскими показаниями.
Сторона защиты: История, Экология, Систематика – выступают со свидетельскими показаниями.
Присяжные – по ходу слушания заполняют опорный конспект, в конце заседания краткое выступление.
Оформление кабинета: презентация, фотографии, иллюстрации, статистический материал, схемы, таблицы, показывающие деятельность человека как разрушителя и созидателя, карта мира, карта России.
Этапы урока:
1. Мотивация урока и актуализация темы.
2. Ролевая игра “ Суд над деятельностью человека”.
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Мотивация урока и актуализация темы.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие:
во-первых, урок интегрирует содержание 3-х предметов: биологии, географии и экологии.
=По биологии, изучая тему “Основы экологии”, мы рассматриваем деятельность человека как антропогенный фактор воздействия на окружающую среду,
=по географии, изучая отрасли хозяйства, мы отмечали влияние деятельности человека на окружающую среду.
=А экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
И сегодня мы с вами соединим знания по этим предметам в единое целое, проанализировав деятельность человека как экологический фактор – это главная задача нашего урока, тема которого: “Влияние деятельности человека на состояние биосферы.”
Давайте повторим некоторые вопросы и термины, необходимые для урока.
===Вопрос – ответ.
Во-вторых, необычность урока в том, что мы присутствуем с вами на заседании суда,
где каждый из вас выполняет свою роль.
Прошу участников судебного заседания занять свои места и приготовить необходимые документы.
Господа присяжные, обратите внимание на бланки документов, которые вам необходимо заполнить по ходу слушания, а в конце заседания кратко выступить с вердиктом.
Эпиграфом нашего слушания звучат слова великого Генриха Гейне, вдумайтесь в них:
“… что есть человек? Откуда он пришел? Куда пойдет?”
Итак, начинаем.
2. Ролевая игра “ Суд над деятельностью человека”.
Обвинитель: Благодарю, Ваша честь. Для дачи показаний приглашается Эволюция.
Пожалуйста, расскажите суду о моменте появления и становления человека на Земле.
Обвинитель: Разрешите, Ваша честь! Итак, человек - это молодой биологический вид.
Умственные способности позволили ему завоевать свою нишу в биосфере.
Но давайте посмотрим, что сотворил “великий человеческий разум” с живой оболочкой Земли за несколько секунд! Для дачи показаний приглашается Экосистема.
Обвинитель: Ваша честь, я приглашаю для дачи показаний Статистику, которая подтвердит вывод, сделанный Экосистемой в конце своего выступления.
Обвинитель: Какова же реакция биосферы на эти загрязнения? Для дачи показаний приглашается Биосфера.
Обвинитель: Ваша честь, сторона обвинения закончила свое выступление.
Защитник: - Позвольте, Ваша честь, мой подзащитный признает свою вину, знает и понимает, что он часть биосферы и, погубив все вокруг себя, он погубит и самого себя.
Человечество озабочено проблемами окружающей среды и поиском путей их решения, и уже очень давно. Природоохранная деятельность уходит своими корнями в далекие от нас времена. Я приглашаю для дачи показаний Историю.
Защитник: Действительно человеческое общество, не смотря на значительные успехи в различных областях науки, в большинстве своем экологически безграмотны! Поэтому одной из острейших проблем современности является системная организация экологического образования всех слоев населения.
Почему же это такая острая проблема?
Я приглашаю свидетелей – науки Экологию и Систематику.
Защитник: Ваша честь, разрешите предоставить слово моему подзащитному – Человеку.
Выступления сторон сопровождаются демонстрацией доказательств.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель: Суд прошел, вердикт вынесен. Присяжные поставили много вопросов, над которыми следует задуматься.
Я бы хотела, чтобы ваше отношение к этой проблеме вы показали в виде “плакатов”.
Выставка плакатов.
Учитель: А теперь дайте небольшое пояснение, комментарии тому, что вы хотели выразить в своих плакатах...
Выступление групп.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Предложите возможные пути решения экологических проблем, вызванных разрушительной
деятельностью человека.
Напишите сочинение, сказку, стихи, посвященные экологической проблеме.
Спасибо, и сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами:
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери