Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние длительного использования компьютеров на психическое здоровье учащихся и способы профилактики цифровой зависимости | Белова Елена Ивановна. Работа №342270

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается влияние длительного использования компьютеров на психическое здоровье учащихся, описываются основные признаки цифровой зависимости и её последствия. Рассматриваются методы профилактики цифровой зависимости в условиях школы, а также предлагаются конкретные педагогические стратегии для формирования ответственного использования технологий среди школьников. Автором предложены практические примеры внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Ключевые слова: цифровая зависимость, психическое здоровье, информационные технологии, профилактика, компьютерная грамотность, школьники, здоровьесберегающие технологии.

Влияние длительного использования компьютеров на психическое здоровье учащихся и способы профилактики цифровой зависимости

 

Белова Елена Ивановна, учитель информатики

ГБОУ ЛНР «Счастьенская санаторная школа-интернат»

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние длительного использования компьютеров на психическое здоровье учащихся, описываются основные признаки цифровой зависимости и её последствия. Рассматриваются методы профилактики цифровой зависимости в условиях школы, а также предлагаются конкретные педагогические стратегии для формирования ответственного использования технологий среди школьников. Автором предложены практические примеры внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Ключевые слова: цифровая зависимость, психическое здоровье, информационные технологии, профилактика, компьютерная грамотность, школьники, здоровьесберегающие технологии.

 

Современная образовательная среда немыслима без использования цифровых технологий. Однако длительное использование компьютеров учащимися может иметь негативные последствия для их психического здоровья. Растущая цифровизация образовательного процесса приводит к тому, что дети всё больше времени проводят за экранами. Несмотря на очевидные образовательные преимущества, необходимо учитывать и потенциальные риски для развития цифровой зависимости и её влияние на психику учащихся.

Одной из основных проблем является нарушение концентрации внимания, усталость и эмоциональное выгорание. При длительном нахождении за компьютером учащиеся теряют способность концентрироваться на одной задаче, у них повышается раздражительность, наблюдается снижение когнитивных функций. На этом фоне у детей может развиться хроническая усталость, что отрицательно сказывается на учебной деятельности и эмоциональном состоянии.

Цифровая зависимость, характеризующаяся чрезмерным использованием компьютеров и мобильных устройств, становится всё более распространённой проблемой. Дети привыкают к постоянной стимуляции со стороны экранов, что ведёт к снижению мотивации для традиционных видов обучения. Зависимость может проявляться в виде постоянного желания проверить социальные сети, отвлечься на игры или другие онлайн-активности во время уроков. Это приводит к тому, что школьники утрачивают навыки критического мышления и самодисциплины, а также испытывают затруднения при выполнении долгосрочных задач.

Для борьбы с этими явлениями необходимы меры, направленные на формирование ответственного использования технологий. Одним из основных направлений профилактики цифровой зависимости является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Учителям информатики важно интегрировать в свои уроки элементы, направленные на поддержание психического и физического здоровья учащихся.

Один из эффективных методов профилактики чёткая структура учебного времени с чередованием экранной и неэкранной активности. Например, после 20-30 минут работы за компьютером можно организовать короткую физическую разминку, включить упражнения на расслабление глаз и дыхательные практики. Это позволяет учащимся снизить физическое напряжение и эмоциональную усталость. Важно также воспитывать у детей осознанное отношение к использованию цифровых устройств. Учитель может проводить регулярные беседы с учащимися о рисках чрезмерного времени за компьютером, разъясняя правила ответственного пользования интернетом.

 

Особое внимание следует уделить воспитанию навыков цифровой гигиены. Например, можно создать информационные стенды в классе с напоминаниями о необходимости делать паузы во время работы за компьютером, проводить больше времени на свежем воздухе и заниматься физической активностью. Организация квестов и игровых заданий вне цифрового пространства также поможет разнообразить учебную деятельность и уменьшить зависимость от гаджетов.

Практическим примером профилактики цифровой зависимости является использование метода «тайм-менеджмента». Учащихся можно научить планировать своё время, распределяя его между учебой, отдыхом и активностями вне экрана. Для этого могут использоваться мобильные приложения или специальные программы для организации времени, которые помогут школьникам развивать навыки самодисциплины. Учитель может дать задание составить график дня, где чётко будут выделены периоды для учебы и отдыха, что научит школьников правильному распределению времени.

Также важным аспектом профилактики является поддержка позитивной школьной среды и участие родителей. Педагоги и родители должны совместно развивать у детей интерес к активным видам деятельности: спорту, творчеству, личным хобби. Важно не только ограничивать время за компьютером, но и предлагать альтернативные занятия, развивающие интеллект и физические навыки. Это может включать участие в спортивных секциях, кружках робототехники, настольных играх или хобби, связанных с реальным миром.

Таким образом, работа по профилактике цифровой зависимости требует комплексного подхода, который включает внедрение здоровьесберегающих технологий, воспитание цифровой культуры и взаимодействие с родителями. Учитель информатики играет ключевую роль в этом процессе, выступая не только как проводник знаний, но и как наставник, способствующий формированию у школьников ответственного и осознанного отношения к цифровому миру.

 

Список литературы

Барков

,

А

.

М

.

Влияние

компьютера

на

развитие

ребенка

/

А

.

М

.

Барков

,

С

.

Г

.

Аскеров

.

Текст

:

непосредственный

//

Юный

ученый

.

2023.

8 (71).

С

. 18-26

Жарникова

,

Ю

.

С

.

Угрозы

информационной

безопасности

образовательного

учреждения

/

Ю

.

С

.

Жарникова

.

Текст

:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2017.

11.2 (145.2).

С

. 60-63.

Медведев

,

С

.

А

.

Информационные

технологии

и

здоровье

человека

/

С

.

А

.

Медведев

,

Д

.

И

.

Мурашко

,

В

.

В

.

Ермолаева

.

Текст

:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2018.

22 (208).

С

. 55-57.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X