Влияние физической культуры на железнодорожника | Клепинин Данила Евгеньевич. Работа №326188
Влияние физической культуры на железнодорожника
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА
Клепинин Данила Евгеньевич
Студент
Научный руководитель: Юдина Наталья Николаевна
Преподаватель 1 классифицированной категории ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Колледж железнодорожного транспорта
Введение
Современное производство и функционирование железнодорожной отрасли характеризуется повышенной сложностью и интенсивностью трудовых процессов, что требует от специалиста быстроты и точности двигательных действий, высокой концентрации внимания и поиска нестандартных решений. Возникает необходимость значительного напряжения умственных, психических и физических сил и способностей, повышенной координации, согласованности действий и культуры движений в сочетании с высокой степенью ответственности. А это, в свою очередь, нуждается в целенаправленном и постоянном развитии, так как современная техника и сложнейшая технология производства ставят перед работниками железнодорожного транспорта задачу управления трудовым процессом с высокой степенью эффективности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка железнодорожников к профессиональной деятельности должна являться составной частью всей системы физического развития. В настоящем лекционном материале будут рассмотрены вопросы, касающиеся теоретико-методологических подходов становления профессионально-отраслевая физической культуры специалистов железнодорожного транспорта, ее цели и задачи в формировании личности и требования, которые предъявляются при работе на железнодорожном транспорте.
1. Современные представления и тенденции при формировании профессионально-прикладной физической культуры
Важнейшим звеном обеспечения единства биологического и социального начал, в культурном преобразовании личности является физическая культура. Овладение её ценностями способствует формированию социальной культуры личности
Необходимость целенаправленной физической подготовки человека к трудовой деятельности, обусловила появление специфического направления в системе физического воспитания - профессионально-прикладной физической культуры, целью которой является формирование реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией и оптимального функционирования его в профессиональной деятельности.
В настоящее время принято считать, что профессионально-прикладная физическая культура выполняет свои преобразовательные функции главным образом в форме профессионально-прикладной физической подготовки, профессионально-прикладного спорта, профессионально-прикладного восстановления (рекреации) и профессионально-прикладной реабилитации.
Учитывая профилированный характер физического воспитания, в последнее время все чаще стали говорить об отраслевой науке, отраслевом производстве, отраслевой культуре, следовательно, логично будет представить, что и профессиональная подготовка в системе железнодорожного транспорта должна носить отраслевую специфику и тенденцию развития.
В настоящее время в Российской Федерации действует «Общий классификатор отраслей народного хозяйства». Этот документ содержит полный перечень классификации отраслей экономики и производства, являясь официальным основанием для систематизации отраслей народного хозяйства. Транспортная отрасль в данной систематизации имеет свои ведомственные составляющие (Морской, Воздушный, Железнодорожный и Автомобильный транспорт), которые требуют разработки дифференцированной методики подготовки специалистов.
Профессионально-отраслевая физическая культура, носящая направленный характер на формирование конкретного специалиста в данном варианте подвергается более качественному анализу.
То есть, исследования динамики физического состояния работающих специалистов и изучение особенностей технологических процессов производственной деятельности, носит более конкретный характер, для улучшения развития профессионально важных двигательных способностей.
Упрощается отчетность, т.е. выявление закономерных связей и формирования профессионально значимых двигательных умений, навыков для повышения, в конечном счете, производительности труда.
Прогноз развития системы физической подготовки, можно рассчитывать на более длительный срок, без потери качества прогноза.
Таким образом, система профессионально-отраслевой физической культуры, это более адресная система, целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой его к конкретной профессионально-трудовой деятельности и дальнейшего участия в ней.
2. Профессиональная физическая культура, как составная часть профессиональной подготовки железнодорожника
В процессе занятий профессионально-отраслевой физической культурой и профессионально-прикладными видами спорта у работника железнодорожного транспорта формируется социально-производственный портрет профессионала. Определяется его жизненная позиция, развиваются профессионально важные физические способности, моральные качества личности и творческие черты характера, что способствует социальной и трудовой активности выражающаяся в качестве и повышении производительности труда (в среднем 8-12 %).
Многочисленные научные данные показывают, что систематическая двигательная активность и физическая нагрузка, как альтернатива трудовой нагрузке, является надежным и единственно верным способом восстановления функциональных возможностей. В процессе выполнения физических упражнений достигается высокий уровень функционирования всех физиологических систем организма, обеспечивающих способность продуктивно трудиться, повышаются резервные возможности организма, снижается цена адаптационных процессов к производственной деятельности.
Активное выполнение физических упражнений ведет к ряду положительных сдвигов в человеческом организме: совершенствуется взаимодействие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшается регуляция вегетативной функции, состав крови, работа сердца, движение крови по сосудам, кровоснабжение головного мозга.
У инженерно-технических работников, занимающихся физической культурой и спортом, наблюдается улучшение биомеханики внешнего дыхания, газообмена в легких, энергетическое обеспечение мышечной деятельности и как следствие - улучшаются показатели дееспособности и уровень физической работоспособности.
Физическая тренировка способствует формированию и совершенствованию таких необходимых качеств, как сила, быстрота, общая и статическая выносливость, различные виды сенсорных реакций, ловкость и координация движений. Систематическая тренировка увеличивает силу отдельных групп мышц на 75-100 %, а в некоторых случаях отмечено увеличение силы мышц рук на 150-175 %. Доказано, что быстрота (скорость одиночного движения) ранее хорошо освоенных движений после тренировки улучшается на 30-50 %, а выносливость - на 50-60 %.
В серии модельных и естественных экспериментов, проводимых сотрудниками и учеными Ленинградского института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, изучались вопросы профессиональной двигательной подготовки и реакции организма на дозированные физические нагрузки, которые показали, что развитие основных физических и психических качеств необходимых специалисту в его трудовой деятельности позволили улучшить качество и увеличить количество выпускаемой продукции.
В экспериментах большое внимание уделялось развитию статической выносливости различных групп мышц и способности сохранять неудобную рабочую позу спортсменами различных специализаций. Так наибольшую статическую выносливость основных групп мышц продемонстрировали студенты, занимающиеся спортивной гимнастикой.
Студенты, занимающиеся фехтованием и тяжелой атлетикой оказались наиболее выносливыми к удержанию вынужденной позы - полуприседа, а лыжники были более выносливы к динамической нагрузке - приседания при напряжении мышц бедра. У легкоатлетов и спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, недостаточно выносливыми оказались мышцы брюшного пресса.
При этом тренированные спортсмены любой специализации имели подавляющее преимущество перед студентами, которые не занимались физической культурой.
Огромное влияние физические упражнения оказывают на формирование важных в трудовой деятельности психических свойств. Доказана возможность с помощью психофизической тренировки и подбора специальных средств физического воспитания расширить объем внимания и эмоционально-моторную устойчивость к трудовой и спортивной деятельности.
Подмечено, что уровень развития качества внимания повышается в процессе спортивных игр, которые совершенствуют зрительный анализатор, увеличивают поле зрения и тем самым создают предпосылки для проявления целого ряда функций внимания, памяти и мышления, а также развивает такие психологические свойства, как солидарность, надежность, доброжелательность, терпеливость и коллективизм.
3. Цель, задачи и критерии профессиональной физической подготовки
Требования к двигательной и физической подготовленности работников железнодорожного транспорта, позволяют сформировать направленность, цель, задачи и критерии применения средств профессиональной физической подготовки.
Целью занятий профессионально-отраслевой физической культурой является содействие освоению конкретной профессии железнодорожной отрасли, достижению необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду.
Основными задачей профессионально-отраслевой физической культуры являются:
1. Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции и опорно-двигательного аппарата; совершенствование зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индивидуальными приемами поддержания необходимого уровня физической работоспособности в процессе трудовой деятельности.
2. Укрепление здоровья, профилактика возможных профессиональных заболеваний, выработка привычек здорового образа жизни.
3. Формирование профессионально важных психофизических способностей. Развитие общей и статической выносливости мышц туловища, спины, рук, быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторных реакций. Формирование ловкости, устойчивости к гиподинамии, совершенствование наблюдательности, объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания. Развитие двигательной памяти, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Развитие волевых качеств: целеустремленности, дисциплинированности, инициативности, решительности, выдержки, самообладания. Формирование интегральных качеств личности: коммуникативности, дисциплинированности, собранности, самостоятельности, смелости в принятии решений и др.
Список литературы
1. Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте: Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека / Под ред. А.А. Прохорова. - М.: Транспорт, 1973. - 264 с.
2. Колиненко, Е.А. Повышение уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.А. Колиненко; ДВГАФК. - Хабаровск, 2001. - 23 с.
3.Полиевский, С.А. Физкультура и профессия: Монография / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 160 с.
4.Прохорова, А.А. Предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад: Методические рекомендации / А.А. Прохорова, В.З. Кучеренко, В.А. Кудрин. - М.: Транспорт, 1984. - 62 с.