Влияние графомоторных навыков на успешность обучения письму у младших школьников в коррекционной школе | Сунцова Мария Алексеевна. Работа №348316
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния графомоторных навыков на успешность обучения письму у младших школьников в коррекционной школе. Рассматриваются особенности формирования графомоторных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на овладение письмом. В статье выделяются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при освоении письменной речи, и предлагаются практические рекомендации для логопедов, направленные на развитие графомоторных навыков. Рассматриваются методы и подходы, способствующие улучшению письма у детей с нарушениями развития.
Ключевые слова: графомоторные навыки, письмо, младшие школьники, коррекционная школа, логопедия, успешность обучения.
ВЛИЯНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Сунцова Мария Алексеевна, учитель-логопед
ГГОУ Удмуртской Республики «Озоно-Чепецкая школа-интернат»
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния графомоторных навыков на успешность обучения письму у младших школьников в коррекционной школе. Рассматриваются особенности формирования графомоторных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на овладение письмом. В статье выделяются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при освоении письменной речи, и предлагаются практические рекомендации для логопедов, направленные на развитие графомоторных навыков. Рассматриваются методы и подходы, способствующие улучшению письма у детей с нарушениями развития.
Ключевые слова: графомоторные навыки, письмо, младшие школьники, коррекционная школа, логопедия, успешность обучения.
Обучение письму в младших классах — важнейший этап в образовательном процессе, который определяет дальнейшую успешность школьников. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в коррекционных школах, процесс овладения письмом может быть затруднен из-за недоразвития графомоторных навыков, которые необходимы для письма. Графомоторные навыки включают в себя способность ребенка управлять мелкими движениями рук, удерживать ручку, контролировать давление на бумагу и точно воспроизводить графические элементы. Недостаточность этих умений может привести к возникновению ошибок при письме, снижению успеваемости и формированию негативного отношения к обучению.
Графомоторные навыки — это основа, на которой строится навык письма. Для успешного овладения письменной речью у детей должны быть сформированы такие компоненты, как:
1. Координация движений. Способность координировать движения руки и пальцев является важным фактором в процессе письма. При недостаточной координации дети могут испытывать трудности с написанием букв, их формы и размеров.
2. Развитие мелкой моторики. Мелкие движения пальцев и кистей рук обеспечивают точность и плавность при написании букв и слов. Недоразвитие мелкой моторики у детей с ОВЗ может проявляться в нечетком, смазанном письме, а также в трудностях с удерживанием ручки.
3. Зрительно-моторная координация. Для написания букв и слов необходимо не только двигать рукой, но и следить за тем, что пишется. Недостаточное развитие зрительно-моторной координации приводит к тому, что ребенок не может правильно воспроизвести форму буквы, допуская ошибки в её написании.
4. Ритмичность движений. Письмо требует определенного ритма, который регулирует смену движений руки. Нарушения в ритмичности могут приводить к неравномерному письму: слишком крупным или, наоборот, слишком мелким буквам, колебаниям в их высоте.
5. Скорость письма. Для младших школьников в коррекционной школе характерна замедленность выполнения графомоторных заданий. Это связано как с общей задержкой психического развития, так и с трудностями в координации движений и контроле за процессом письма.
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму, что влечет за собой низкую успеваемость по этому предмету. Основные проблемы, которые могут наблюдаться у детей с недостаточно развитыми графомоторными навыками, включают:
- Неправильное захватывание пишущего предмета. Дети могут неправильно держать ручку, что затрудняет выполнение письменных задач.
- Избыточное или недостаточное давление на бумагу. Это может привести к нечеткому, слишком слабому письму или, наоборот, к сильному нажиму, когда буквы выглядят чрезмерно грубыми.
- Нарушение пропорций букв. Дети могут допускать ошибки в размерах букв, их наклоне и правильности формы.
- Медлительность в написании. Многие школьники с ОВЗ пишут значительно медленнее своих сверстников, что мешает успевать за темпом урока.
Коррекционная работа с младшими школьниками, направленная на развитие графомоторных навыков, должна включать комплексные меры, которые помогут ребенку овладеть основными движениями, необходимыми для успешного письма.
Логопедам рекомендуется использовать следующие подходы и методы:
1. Развитие мелкой моторики через игры и упражнения. Дидактические игры с использованием мелких предметов (например, сбор конструктора, нанизывание бус) и специальные упражнения для рук (лепка из пластилина, рисование пальчиками) способствуют развитию координации и точности движений.
2. Графические упражнения. Полезны задания на обведение контуров букв и фигур, штриховку, прорисовку простых линий и узоров. Эти упражнения помогают ребенку развить чувство формы и пропорции.
3. Тренировка ритмичности и плавности движений. Упражнения, связанные с ритмичными движениями руки, такие как рисование линий под музыку или в такт хлопкам, помогают улучшить ритм письма.
4. Использование тетрадей с графическими ориентирами. Рабочие тетради с направляющими линиями помогают ребенку правильно ориентироваться в пространстве листа и соблюдать пропорции букв.
5. Упражнения на зрительно-моторную координацию. Игры, связанные с поиском объектов на картинках, решение лабиринтов и раскрашивание, помогают улучшить зрительно-моторные навыки.
6. Регулярные перерывы и физкультминутки. Письмо — это физически сложная задача для детей с нарушениями графомоторных навыков, поэтому важно делать короткие перерывы, чтобы руки могли отдохнуть.
Логопед играет ключевую роль в процессе развития графомоторных навыков у детей с ОВЗ. Его задача — своевременно выявить нарушения в развитии моторных умений и организовать коррекционную работу таким образом, чтобы ребенок смог успешно освоить навыки письма. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, адаптировать учебные материалы и давать практические рекомендации родителям для работы дома.
В заключение следует отметить, что графомоторные навыки оказывают значительное влияние на успешность овладения письмом у младших школьников в коррекционной школе. Недостаточная координация движений, слабое развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации могут привести к трудностям в письме, что сказывается на успеваемости ребенка и его отношении к обучению. Комплексный подход к коррекции графомоторных нарушений, включающий игры, упражнения и индивидуальные задания, позволяет улучшить моторику рук, развить ритмичность движений и повысить уверенность ребенка в своих силах. Эффективная работа логопеда в этом направлении способствует успешному обучению письму и общему речевому развитию школьников с ОВЗ.
Список литературы
1. Белоусова, О. В. Логопедическая работа по развитию графомоторных навыков у младших школьников. — М.: Просвещение, 2020.
2. Ефимова, А. И. Мелкая моторика и письмо: коррекционная работа с детьми с ОВЗ. — СПб.: Речь, 2021.
3. Кузьмина, Л. Г. Речевые нарушения у детей: диагностика и коррекция. — Казань: Фолиант, 2019.