Влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей детей. | Смирнягин Илья Эдуардович. Работа №305779
Интеллект» – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. «Интеллектуальные способности» – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего возраста.Шахматы уникальный образовательный инструмент, который делает ребенка более конкурентоспособным и готовым к вызовам современного мира. Первый навык в шахматах — сначала подумай, а потом сделай.
Смирнягин Илья Эдуардович
педагог дополнительного образования
МБУДО ДЮФЦ «Спартанец»
г. Новосибирск
Влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей детей.
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые навыки, которые помогают молодому поколению быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Это система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Оно социально востребовано.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, основное предназначение которого –
удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2018 году составило более 16,4 млн человек. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров. Исследователи узнали у родителей, какие именно дополнительные занятия посещают их дети. Самыми популярными оказались спортивные секции. Их посещают больше половины всех ребят, которые вообще чем-то занимаются дополнительно. Чуть менее популярны разные виды искусств. На третьем месте — иностранные языки. И только на пятом месте шахматы.
А ведь это идеальное средство развития интеллекта. Американский психолог, создатель всемирно известных тестов интеллекта Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Психолог И.А. Домашенко описывает интеллект как общую познавательную способность, определяющую готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. «Интеллект» – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. «Интеллектуальные способности» – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего возраста. Помимо этих определений существуют и другие. Например, в словаре методических терминов доктор педагогических наук Г. Азимов толкует «Интеллект» как общую способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Шахматы уникальный образовательный инструмент, который делает ребенка более конкурентоспособным и готовым к вызовам современного мира. Первый навык в шахматах — сначала подумай, а потом сделай. Доказано, что у детей, которые занимаются шахматами, успеваемость выше среднего уровня. Кроме того, у них хорошо развита дисциплинированность, логическое мышление, они системны, готовы размышлять и действовать, основываясь на анализе ситуации, а не эмоциональных импульсах.
Играя в шахматную партию, мы постоянно выбираем из множества ходов один единственный – в жизни нам также каждый день приходится неоднократно делать выбор. Таким образом, шахматы могут научить нас:
1) Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые может иметь то или иное действие.
2) Осторожности, умению всесторонне изучить ситуацию и взаимоотношения её отдельных участников
3) Осмотрительности, умению принимать решения не слишком поспешно – поскольку как в шахматной партии нельзя брать ходы назад,
так и в жизни, как правило, нельзя исправить то, что сделал. Поэтому шахматы нас помимо всего прочего приучают к ответственности за свои решения и поступки. С той лишь разницей, что в шахматной партии на кону будет стоять лишь её результат – в то время как в жизни цена неверного решения может оказаться значительно дороже.
4) Вырабатывать навыки решения одной из основных проблем нашей жизни - разумного и гармоничного распределения между деньгами и временем. Каждый, кто знаком с почасовой оплатой труда, хорошо знает, что время имеет цену в самом прямом смысле. Материал, то есть деньги, обменивается на труд, измеряемый в часах и минутах. Это обычное «время на часах», измеряемое везде одинаково. Но в шахматах есть еще и «время на доске», измеряемое количеством ходов. Шахматисты привыкли думать о времени и в том, и в другом смысле. Они играют под тиканье часов, имея ограниченное время на определенное число ходов. А время в самой шахматной партии измеряется количеством ходов. Сколько ходов нужно сделать, чтобы попасть из точки А в точку Б? С какой скоростью может развернуться моя атака? Сумею ли я достичь своей цели раньше, чем соперник осуществит свой замысел?
5) Не падать духом при неблагоприятном состоянии наших дел, а упорно изыскивать возможности для изменения событий и надеяться на благоприятное изменение обстоятельств. Шахматы так разнообразны, полны событий и настолько подчинены неожиданным превратностям, что вырабатывается умение находить средства, чтобы преодолеть, казалось бы непреодолимые затруднения.
6) Принимать интуитивно правильные решения в условиях жёсткого недостатка времени (цейтнота).
Таким образом, если даже ребенок не станет гроссмейстером, но навыки, которые дали ему шахматы, останутся с ним на всю жизнь.