Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние ИКТ на эффект и качество образования в СПО | Байрамгулова Зильда Нагимовна. Работа №362468

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«…И готовить восстановление России – значит, прежде всего, готовить себя самого к качественному служению Родине, готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою

волевую идею. Имя этой волевой идеи – русское качество.

 

Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового величия. И эпоха эта будет стоять под знаком нашей волевой идеи!».

 

И. А. Ильин, 1928 г.

 

 

«Качество»... В последние годы этому термину уделяется экспертами образования очень большое внимание и его отслеживание помогает сохранить в образовательном учреждении основных ценностей и идеалов образования.

Во многих странах занимаются вопросами качества образования. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России проводились симпозиумы по квалиметрии человека и образования. Несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации образования Российской Федерации.

В качестве условий достижения «нового современного качества профессионального образования» определены:

-       введение  в  действие  государственных  образовательных  стандартов  и  вариативного

базисного учебного плана;

-       оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

-       обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

-       использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

-       введение профильного обучения в старшей школе;

-       усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

-       развитие дистанционного образования;

-       государственная поддержка школ для одаренных детей;

-       создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

-       создание государственной системы оценки качества образования и др.

Что значит «хорошее качество образования» для разных его участников?

Для учащихся колледжа хорошее качество образования связано с возможностями достигнуть успехов в карьере, достигнув цели, поставленной в жизни; с глубокими прочными знаниями и практическими умениями по всем дисциплинам, когда по окончании колледжа учащийся без

проблем может поступить в ВУЗ; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов, которые помогают в дальнейшей жизни.

Для родителей хорошее качество образования связано с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику колледжа найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением колледжа, с профессионализмом педагогов всех профилей; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь ребят своим предметом.

Для педагога хорошее качество образования связано: с возможностью подготовить учащегося не только умственно, но и нравственно для дальнейшего карьерного роста; с умением учащегося самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; с учебным заведением, которое учитывает индивидуальные особенности учащегося, способности и потребности ребят; с возможностью придерживаться гуманистического принципа воспитания; с возможностью работать с коллегами-педагогами, имеющими творческий потенциал, а руководители мудро решают проблемы учебного заведения; с профессиональной позицией и самоощущением педагогов, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт; с хорошей оснащенностью кабинетов и пр.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к учащимся, реализация творческого потенциала педагога.

Качество образовательного процесса формируется из следующих качеств:

-       качества образовательной программы;

-       качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

-       качества потенциала обучающихся;

-       качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);

-       качества образовательных технологий;

-       качества управления образовательными системами и процессами.

 

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения – мультимедиа.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, педагог должен обладать такой культурой.

Меняется современный мир достаточно быстрыми темпами.

Использование мультимедиа в аудитории способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет эту технологию.

Работа с мультимедиа предоставляет возможности, как педагогам, так и учащимся. Позитивные факторы использования мультимедиа:

-        экономия времени занятия, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение

материала,

-       позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места аудитории,

-       позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,

-       возможности  мультимедиа,  как  наглядного  пособия  качественно  нового  уровня  с

возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,

-       лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, которое откладывается в памяти

на более долгий срок,

-       вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Практика показывает, что работа с мультимедиа действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с мультимедиа улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с мультимедиа гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.

В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:

1.  Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.

2.   Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию, скорость и последовательность ее передачи.

В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Для демонстраций в классе необходим специальный проектор и экран.

Методические основы проектирования медиаурока.

В процессе медиаурока в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:

1.    Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2.    Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью педагога и учащегося.

Какие изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа программ?

В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Определились и два новых принципа - индивидуализации обучения и активности.

В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление учителем интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой обучающихся. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

Учет интегративных связей приводит и к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока преподаватель ставит не только образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

Работа студентов в аудитории может быть организована следующим образом:

− фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,

− индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,

− малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре занятия могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

− актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

− формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

− применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.

Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за преподавателем. Совершенствование традиционных методов обучения при использовании ИТ.

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль преподавателя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для преподавателя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства преподавателя, методики, которую он применяет. Грамотное использование средств ИТ зависит и от знаний преподавателем педагогических основ по информатизации уроков.

Программное обеспечения медиаурока.

Организация учебного процесса с помощью мультимедийных технологий подразумевает использование специальных программных продуктов, среди которых можно назвать: электронные учебники; обучающие и тестирующие программы; презентации.

Мультимедийные программные средства реализуют следующие виды учебной работы: просмотр информации в аудиовизуальном варианте; тренаж по теории с использованием упражнений; контроль; работу со словарем терминов и понятий; работу с подключаемыми к локальной сети другими компонентами комплекса, тренажерами.

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ. Студенты имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.

В этом режиме используются элементы технологии гипермедиа. По ключевому слову (помеченному термину учебного текста) учащийся может получить его определение, посмотреть связанные с ним страницы любого типа (текстового, графического и др.). В ходе работы с гипертекстом автоматически формируется навык работы с мультимедиа компьютером, при помощи которой учащийся может вернуться на любой этап просмотра теории. В любой момент просмотр теории может быть прерван по желанию учащегося.

Режим тренажа по теории предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения, и учащемуся предоставляется возможность посмотреть соответствующие данному упражнению комментарии (объяснения типовых ошибок и т.п.). Роль комментариев могут выполнять и страницы информации. Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного продукта в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает учащийся.

Таким образом, явные преимущества применения мультимедийных технологий (оперативное пользование информацией, соединение аудио- и визуального материала и др.) в организации учебного процесса не вызывают сомнения. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает ее более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.

Реализация методов активного обучения на базе электронного учебника.

Были времена, когда люди хранили информацию на глиняных дощечках, папирусе др. носителях информации. Но время не стоит на месте, взамен им пришла бумага, появились газеты, книги, у которых вроде бы и были недостатки, например: очень легко уничтожить, потерять, но и было очень много плюсов - дешевизна изготовления, простота в обращении, удобство в использовании, и т.д. Поэтому люди и перешли на бумагу.

Но прогресс не стоит на месте, и на смену старому пришел более удобный носитель информации, который постепенно развивался и до сих пор постоянно развивается. В результате этого и получили широкое распространение электронные варианты обычных книг, изданий, а в последствии и вообще книг, существующих только в электронном варианте. Количество таких книг, а так же просто оцифрованных, увеличивается с каждым днем. Почему же они получили такое распространение?

Электронные книги имеют большое количество преимуществ, отличающих их от печатных изданий.

Во-первых, современная информация должна быть свежей и нужной в данный момент, так как наука и техника не стоят на месте, а развиваются очень стремительными темпами. И, например, если речь идет о книгах по компьютерной тематике или фармакологии, через год-другой они могут оказаться просто невостребованными и устаревшими. Электронные издания, которые устарели, очень просто удалить, т.к. места они занимают минимум и цена их на порядок ниже, чем у печатных изданий.

В-вторых, в электронных изданиях очень удобно организовать поиск, если нужно найти какую-либо информацию по ключевым словам, фразам, либо выражениям. Вряд ли такое можно сделать с обычной книгой. Еще один плюс компьютерного учебника - его гибкость. Он легко изменяется, его просто дополнить.

В-третьих, электронные книги имеют очень малый объем, т.е. на одном-трех дисках уместится ровно столько книг, сколько с трудом уместится в большом книжном шкафу.

В-четвертых, электронным учебником возможно обеспечить 100% студентов. С точки зрения экономии бюджета учебного заведения это гораздо выгоднее.

Главный недостаток электронных изданий заключается том, что книгу можно читать не везде. Для этого нужно иметь компьютер, ноутбук, карманный ПК, смартфон и т.п. или, хотя бы принтер, чтобы при необходимости распечатать нужное количество страниц.

К недостаткам ЭУ можно отнести то, что распечатывание всего экземпляра имеет более высокую стоимость по сравнению с книгой, во-первых, и, во-вторых, то, что восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги .

Мультимедийные технологии широко применяются в дистанционном обучении, и здесь ключевую роль играют электронные учебники.

Достоинствами этих учебников в процессе дистанционного обучения являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность в связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Использование компьютерного учебника открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся. Преимущества компьютерного учебника заключаются и в индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля. Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты различных тестов. Таким образом, развитие информационных, и в том числе мультимедийных, технологий дает широкую возможность для изобретения новых моделей и методов обучения, тем самым, повышая качество образования.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1.  Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2.   Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видеовиде («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3.  Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4.    На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5.    Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6.  Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше, по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7.    Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника

Можно выделить три основных режима работы электронного учебника:

1.  Обучение без проверки;

2.    Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

3.   Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

− структурированность;

− удобство в обращении;

− наглядность изложенного материала.

Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводился в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного мышления.

Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также является незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Эффективность обучающих программ

В настоящее время компьютерные обучающие программы получают широкое распространение в качестве активных средств обучения.

Компьютерные обучающие программы ни в коем случае не заменят преподавателя. Качественные мультимедиа-программы послужат хорошим дополнением к учебному курсу,

их с успехом можно использовать на курсах, факультативах, дополнительных занятиях. Они удобны для самостоятельной работы. Современное учебное заведение трудно представить без компьютеров, а значит, и без обучающих компьютерных программ. Это очень перспективное средство обучения, задействующее зрительную память, опирающееся на ассоциативное мышление. За ними будущее.

История обучающих программ насчитывает уже около трех десятков лет. Сначала это были простейшие программы на «Бейсике», используемые в оболочке Norton Commander.

Чтобы разобраться, как они работают, нужно было сначала научиться работать на компьютере - либо у друзей спросить, либо над книгами посидеть, либо на компьютерные курсы записаться. Но все-таки легче всего было просто не бояться компьютера и знакомиться с ним

«методом научного тыка». А теперь - начинающему пользователю предлагается на выбор масса возможностей. В том числе и мультимедийные самоучители. И остается только позавидовать

нынешним «чайникам». И если еще десять лет назад мультимедийные обучающие программы было не достать, то теперь ситуация полностью противоположная: на прилавках их столько, что выбрать бывает очень трудно.

Большой выбор не всегда предполагает хорошее качество предлагаемых продуктов.

Чаще всего приходится покупать «кота в мешке». Продавец ничего посоветовать не в силах, потому что он не может протестировать все диски, которые продает.

Конечно, лучше всего приобретать лицензионную продукцию. Как правило, на ее разработку уходит гораздо больше времени и сил, и получается намного более качественный продукт, нежели у пиратов, главная цель которых - сделать все быстро, не сильно задумываясь о качестве. Такие диски создаются за неделю, наполняются отсканированной информацией из бумажных книг, содержат большое количество опечаток. Программная оболочка - одна для всех продуктов. Конечно, ничего плохого в единой программной оболочке нет, только когда она сделана качественно профессиональными программистам. Ко всему прочему, в таких дисках чаще всего отсутствует дизайн.

Чтобы создать достойную обучающую программу, нужно время - на создание хорошего продукта может уйти год, а то и больше. Можно перечислить несколько компаний, которые выпускают качественные обучающие программы.

Просвещение-МЕДИА (www.pmedia.ru). Программисты компании пользуются наработками западных коллег, но занимаются не только локализацией, а кропотливо создают адаптированную русскую версию, практически разрабатывая программу заново.

1С (www.1C.ru). Разработке обучающих программ здесь уделяется огромное внимание, и для их создания существует отдельное подразделение «1С: Репетитор» (http://repetitor.1c.ru). Причем, над каждым «репетитором» работает отдельная команда разработчиков, в состав которой входят и профессиональные учителя, следящие за тем, чтобы эти репетиторы отвечали методическим стандартам. Над математикой работают математики, над русским языком - филологи и т.д.

Кирилл и Мефодий (www.km.ru). Она активно продвигает свои обучающие программы и многочисленные энциклопедии. А кроме того, компания усиленно работает над дистанционным образованием (http://vschool.km.ru). Качество обучающей продукции «КиМ» тоже можно назвать вполне удовлетворительным - относятся к своему делу они серьезно.

Обучающие программы обычно распространяются на дисках, продаваемых в специализированных компьютерных магазинах. Диски можно заказать в онлайновом магазине в Интернет, оплатить покупку и получить по почте.

Презентации

Мультимедийная презентация - это возможность сочетания звуковых эффектов и музыкальных композиций, компьютерной анимации и видео, текстов, таблиц и фотографий.

Вся презентация должна быть объединена общей идеей и может иметь звуковое сопровождение на любом языке.

Мультимедиа-презентации  сочетают  в  себе  наглядность  корпоративного  видео, информативность печатных брошюр и интерактивность интернет-сайтов.

Основным информационным носителем для мультимедиа-презентаций на сегодняшний день являются CD и DVD диски. Сами же мультимедиа-презентации отличаются по своей функциональности и делятся на две категории:

1.     CD презентации - используются в тех случаях, когда необходима надежность и быстродействие на различных конфигурациях персональных компьютеров. А также если мультимедиа-презентация состоит из большого количества аудио-визуальных материалов.

2.     PowerPoint презентации - незаменимый инструмент для разработки оперативно изменяемых мультимедиа-презентаций.

С развитием компьютерных технологий появился новый вид рекламной презентационной продукции в виде компьютерных CD презентаций с записанной на них структурированной

информацией, сопровождаемой фотографиями и видеороликами, 3D графикой и звуковой дорожкой.

Главное достоинство CD презентаций по сравнению с обычными печатными материалами (буклетами, брошюрами и т.п.) в том, что компакт-диск вмещает в себя очень большой объем разнообразной информации.

Компьютерная CD презентация представляет собой компакт-диск с самозапускающимся интерактивным программным модулем, который стартует, когда пользователь вставляет CD диск в компьютер. Каждая презентация имеет свой уникальный дизайн и систему интерактивных меню. Текстовая информация дополняется большим количеством слайдов и видеофрагментов. В CD презентацию может быть встроен фильм или трехмерный видеоролик.

Мультимедиа-презентации сегодня - это главный стандарт представления информации в сфере бизнеса, пришедший на смену бумажным корпоративным брошюрам, каталогам, годовым отчетам, рекламным листовкам и пресс-релизам.

Относительная дешевизна CD носителей, на которые записываются мультимедиа презентации, делают возможным их массовое распространение, как среди потенциальных клиентов компании вместе с печатной продукцией, так и массовой почтовой рассылкой.

Этим самым клиент получает возможность у себя в офисе или дома за компьютером изучить интересующий его товар или ознакомиться с деятельностью компании и ее технологиями.

Профессионально сделанная мультимедиа CD презентация во время просмотра создаст специфичную атмосферу, которая не покинет пользователя во время всего просмотра.

Грамотно структурированный иллюстративный материал донесет до клиента всю необходимую информацию. Благодаря этому трата времени на поиск и разбор данных в буклетах или каталогах исключается, так как в мультимедиа-презентациях вся информация изначально структурирована и расположена в последовательном тематическом порядке.

В образовательном процессе презентация предназначена для создания интерактивного учебного материала. Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд, и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске.

Основным средством создания презентаций является программа Microsoft PowerPoint.

Для создания видеоматериалов с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником. Поставляемые с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Microsoft PowerPoint позволяет создавать эффектные проекты.

Мультимедиа-презентации, выполненные средствами Power Point, являются альтернативным «бюджетным» вариантом CD-презентациям, для исполнения которых производится разработка индивидуального программного модуля.

PowerPoint презентации обладают почти всеми возможностями, которые есть в обычных CD презентациях:

− разработка единого по концепции и стилю дизайна и навигационного меню;

− неограниченная интерактивность;

− размещение фотографий и слайдов любых форматов;

− размещение различных текстовых материалов;

− вставка видеофрагментов или анимационных роликов;

− использование звуковых эффектов, музыкального сопровождения и дикторского текста.

Но самым значительным преимуществом PowerPoint презентаций является то, что презентацию может редактировать человек с невысоким уровнем подготовки в компьютерных технологиях.

 

Требования к современному уроку очень высоки. Многие педагоги, закончившие вузы более 20 лет назад, мало знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов,

прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.

 

Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение мультимедиа на занятиях способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.

 

Качество образования зависит от того, насколько осуществляется соответствие:

-       целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;

-       между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека;

-       теоретических  знаний  и  умений  их  практического  использования  в  жизни  и профессиональной деятельности.

В результате изучения результатов психолого-педагогических и социологических исследований свидетельствуют о том, что преподаватели не готовы к решению этих задач, т.к. профессиональная компетентность современного педагога и его ментальность не соответствуют требованиям модернизации профессионального образования.

Причины недостаточной готовности педагогов к преобразованиям

Сегодня значительно увеличился объем функциональных обязанностей педагога: к таким традиционным видам деятельности, как обучающая, воспитывающая, развивающая, методическая, культурно-просветительная, добавились диагностическая, социально-воспитательная, коррекционно- развивающая, коммуникативная и другие.

Реализация этих функций требует дополнительных затрат времени и сил, однако не изучены проблемы нормирования педагогического труда, а принципы формирования нагрузки педагога, влияющие на определение величины его заработной платы, не пересматриваются.

Изменился и характер реализации названных выше функций: педагог переходит от нормативно- исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской. В профессиональных учебных заведениях возникли такие виды профессионально-педагогической деятельности, к которым учителя в вузе специально не готовят.

К причинам, затрудняющим процесс модернизации образования, можно также отнести следующие:

1)   низкий общественный престиж профессии преподаватель, обусловленный в основном социально- экономическими обстоятельствами;

2)     неверие родителей и учащихся в то, что преподаватель в рамках стандартного образовательного процесса может эффективно подготовить выпускника к будущей профессии;

3)    неопределенность профессионального статуса, что обусловлено слабой нормативно- правовой базой учебного заведения;

4)              ориентация педагога на репродуктивную методику, устаревшие психолого- педагогические знания, что приводит к доминированию монологических методов обучения;

5)  знание центристская позиция педагога затрудняет использование новых образовательных технологий в качестве форм, методов и приемов, придающих обучению и воспитанию диалогичность, творческую направленность, эмоциональную окрашенность, что стимулирует развитие познавательной самостоятельности, толерантности и гражданственности.

Для повышения качества образования в колледже используются следующие приемы и техники.

1.     Применение личностно-ориентированного подхода

2.     Применение технологий развивающего обучения (метод «разбор конкретных ситуаций», метод проектов)

3.     Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

4.     Постоянный контроль знаний

5.     Глубина и системность преподавания

6.     Компетентностный подход в обучении как главный фактор повышения качества образования на занятиях.

 

Выводы

Система образования, чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах. Таким образом, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.

Это обусловливает ориентацию образования на раскрытие способностей (и возможностей) студента, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявить активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я».

Это требует от педагога включения обучаемых в целенаправленную деятельность по овладению систематизированными общими и профессиональными компетенциями, что способствует стабильности, основательности подготовки, достаточной глубине, высокой степени гарантированности достижения результатов. Важно научить студентов самостоятельно добывать знания по интересующей проблеме.

 

Влияние ИКТ на эффект и качество образования в СПО

Выполнил: Байрамгулова З.Н., преподаватель первой квалификационной категории

 

 

«…И готовить восстановление России значит, прежде всего, готовить себя самого к качественному служению Родине, готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою

волевую идею. Имя этой волевой идеи русское качество.

 

Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового величия. И эпоха эта будет стоять под знаком нашей волевой идеи!».

 

И. А. Ильин, 1928 г.

 

 

«Качество»... В последние годы этому термину уделяется экспертами образования очень большое внимание и его отслеживание помогает сохранить в образовательном учреждении основных ценностей и идеалов образования.

Во многих странах занимаются вопросами качества образования. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России проводились симпозиумы по квалиметрии человека и образования. Несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации образования Российской Федерации.

В качестве условий достижения «нового современного качества профессионального образования» определены:

введение

в

действие

государственных

образовательных

стандартов

и

ва

риативного

базисного учебного плана;

оптимизация

учебной,

психологической

и

физической

нагрузки

учащихся;

обеспечение

дифференциации

и

индивидуализации

обучения;

использование

нравственного

потенциала

искусства

как

средства

духовного

развития

личности;

введение

профильного

обучения

в

старшей

школе;

усиление

роли

дисциплин,

обеспечивающих

социализацию

учащихся;

развитие

дистанционного

образования;

государственная

поддержка

школ

для

одаренных

детей;

создание

эффективной

государственно-общественной

системы

экспертизы

и

контроля качества учебной литературы;

создание

государственной

системы

оценки

качества

образования

и

др.

Что значит «хорошее качество образования» для разных его участников?

Для учащихся колледжа хорошее качество образования связано с возможностями достигнуть успехов в карьере, достигнув цели, поставленной в жизни; с глубокими прочными знаниями и практическими умениями по всем дисциплинам, когда по окончании колледжа учащийся без

 

проблем может поступить в ВУЗ; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов, которые помогают в дальнейшей жизни.

Для родителей хорошее качество образования связано с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику колледжа найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением колледжа, с профессионализмом педагогов всех профилей; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь ребят своим предметом.

Для педагога хорошее качество образования связано: с возможностью подготовить учащегося не только умственно, но и нравственно для дальнейшего карьерного роста; с умением учащегося самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; с учебным заведением, которое учитывает индивидуальные особенности учащегося, способности и потребности ребят; с возможностью придерживаться гуманистического принципа воспитания; с возможностью работать с коллегами-педагогами, имеющими творческий потенциал, а руководители мудро решают проблемы учебного заведения; с профессиональной позицией и самоощущением педагогов, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт; с хорошей оснащенностью кабинетов и пр.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к учащимся, реализация творческого потенциала педагога.

Качество образовательного процесса формируется из следующих качеств:

качества

образовательной

программы;

качества

потенциала

педагогического

состава,

задействованного

в

образовательном

процессе;

качества

потенциала

обучающихся

;

качества

средств

образовательного

процесса

(материально-технической,

лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);

качества

образовательных

технологий;

качества

управления

образовательными

системами

и

процессами.

 

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения – мультимедиа.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, педагог должен обладать такой культурой.

Меняется современный мир достаточно быстрыми темпами.

Использование мультимедиа в аудитории способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет эту технологию.

Работа с мультимедиа предоставляет возможности, как педагогам, так и учащимся. Позитивные факторы использования мультимедиа:

экономия

времени

занятия,

которое

педагог

обычно

тратит

на

наглядное

объяснение

материала,

позволяет

преподавателям

объяснять

новый

материал

из

любого

места

аудитории,

 

позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,

возможности

мультимедиа,

как

наглядного

пособия

качественно

нового

уровня

с

возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,

лучшее

и

более

глубокое

понимание

изучаемого

материала,

которое

откладывается

в

памяти

на более долгий срок,

вдохновляет

на

поиск

новых

подходов

к

обучению,

стимулирует

профессиональный

рост.

Практика показывает, что работа с мультимедиа действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с мультимедиа улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с мультимедиа гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.

В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:

Взаимодействие

различных

информационных

блоков

(текста,

графики,

видеофрагментов) посредством гиперссылок

. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.

Интерактивность, то е

сть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию, скорость и последовательность ее передачи.

В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Для демонстраций в классе необходим специальный проектор и экран.

Методические основы проектирования медиаурока.

В процессе медиаурока в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:

Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного

предмета

или

отдельных

его

разделов

и

тем.

Содержат

в

себе

четко

структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью педагога и учащегося.

Какие изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа программ?

В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Определились и два новых принципа - индивидуализации обучения и активности.

 

В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление учителем интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой обучающихся. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

Учет интегративных связей приводит и к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока преподаватель ставит не только образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

Работа студентов в аудитории может быть организована следующим образом:

− фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,

− индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,

− малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре занятия могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

− актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

− формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

− применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.

Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за преподавателем. Совершенствование традиционных методов обучения при использовании ИТ.

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль преподавателя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для преподавателя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства преподавателя, методики, которую он применяет. Грамотное использование средств ИТ зависит и от знаний преподавателем педагогических основ по информатизации уроков.

Программное обеспечения медиаурока.

Организация учебного процесса с помощью мультимедийных технологий подразумевает использование специальных программных продуктов, среди которых можно назвать: электронные учебники; обучающие и тестирующие программы; презентации.

Мультимедийные программные средства реализуют следующие виды учебной работы: просмотр информации в аудиовизуальном варианте; тренаж по теории с использованием упражнений; контроль; работу со словарем терминов и понятий; работу с подключаемыми к локальной сети другими компонентами комплекса, тренажерами.

 

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ. Студенты имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.

В этом режиме используются элементы технологии гипермедиа. По ключевому слову (помеченному термину учебного текста) учащийся может получить его определение, посмотреть связанные с ним страницы любого типа (текстового, графического и др.). В ходе работы с гипертекстом автоматически формируется навык работы с мультимедиа компьютером, при помощи которой учащийся может вернуться на любой этап просмотра теории. В любой момент просмотр теории может быть прерван по желанию учащегося.

Режим тренажа по теории предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения, и учащемуся предоставляется возможность посмотреть соответствующие данному упражнению комментарии (объяснения типовых ошибок и т.п.). Роль комментариев могут выполнять и страницы информации. Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного продукта в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает учащийся.

Таким образом, явные преимущества применения мультимедийных технологий (оперативное пользование информацией, соединение аудио- и визуального материала и др.) в организации учебного процесса не вызывают сомнения. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает ее более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.

Реализация методов активного обучения на базе электронного учебника.

Были времена, когда люди хранили информацию на глиняных дощечках, папирусе др. носителях информации. Но время не стоит на месте, взамен им пришла бумага, появились газеты, книги, у которых вроде бы и были недостатки, например: очень легко уничтожить, потерять, но и было очень много плюсов - дешевизна изготовления, простота в обращении, удобство в использовании, и т.д. Поэтому люди и перешли на бумагу.

Но прогресс не стоит на месте, и на смену старому пришел более удобный носитель информации, который постепенно развивался и до сих пор постоянно развивается. В результате этого и получили широкое распространение электронные варианты обычных книг, изданий, а в последствии и вообще книг, существующих только в электронном варианте. Количество таких книг, а так же просто оцифрованных, увеличивается с каждым днем. Почему же они получили такое распространение?

Электронные книги имеют большое количество преимуществ, отличающих их от печатных изданий.

Во-первых, современная информация должна быть свежей и нужной в данный момент, так как наука и техника не стоят на месте, а развиваются очень стремительными темпами. И, например, если речь идет о книгах по компьютерной тематике или фармакологии, через год-другой они могут оказаться просто невостребованными и устаревшими. Электронные издания, которые устарели, очень просто удалить, т.к. места они занимают минимум и цена их на порядок ниже, чем у печатных изданий.

В-вторых, в электронных изданиях очень удобно организовать поиск, если нужно найти какую-либо информацию по ключевым словам, фразам, либо выражениям. Вряд ли такое можно сделать с обычной книгой. Еще один плюс компьютерного учебника - его гибкость. Он легко изменяется, его просто дополнить.

 

В-третьих, электронные книги имеют очень малый объем, т.е. на одном-трех дисках уместится ровно столько книг, сколько с трудом уместится в большом книжном шкафу.

В-четвертых, электронным учебником возможно обеспечить 100% студентов. С точки зрения экономии бюджета учебного заведения это гораздо выгоднее.

Главный недостаток электронных изданий заключается том, что книгу можно читать не везде. Для этого нужно иметь компьютер, ноутбук, карманный ПК, смартфон и т.п. или, хотя бы принтер, чтобы при необходимости распечатать нужное количество страниц.

К недостаткам ЭУ можно отнести то, что распечатывание всего экземпляра имеет более высокую стоимость по сравнению с книгой, во-первых, и, во-вторых, то, что восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги .

Мультимедийные технологии широко применяются в дистанционном обучении, и здесь ключевую роль играют электронные учебники.

Достоинствами этих учебников в процессе дистанционного обучения являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность в связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Использование компьютерного учебника открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся. Преимущества компьютерного учебника заключаются и в индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля. Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты различных тестов. Таким образом, развитие информационных, и в том числе мультимедийных, технологий дает широкую возможность для изобретения новых моделей и методов обучения, тем самым, повышая качество образования.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

Информация

по

выбранному

курсу

должна

быть

хорошо

структурирована

и

представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в ауди

о-

или

видеовиде

(«живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка

прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

Текстовая информация может

дублировать

некоторую

часть

живых

лекций.

На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхро

нно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска н

еобходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в об

ычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше, по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют из

менять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

 

Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника

Можно выделить три основных режима работы электронного учебника:

Обучение

без

проверки;

Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа)

обучаемому

предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения

материала;

Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением

оц

енки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

− структурированность;

− удобство в обращении;

− наглядность изложенного материала.

Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводился в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного мышления.

Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также является незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Эффективность обучающих программ

В настоящее время компьютерные обучающие программы получают широкое распространение в качестве активных средств обучения.

Компьютерные обучающие программы ни в коем случае не заменят преподавателя. Качественные мультимедиа-программы послужат хорошим дополнением к учебному курсу,

их с успехом можно использовать на курсах, факультативах, дополнительных занятиях. Они удобны для самостоятельной работы. Современное учебное заведение трудно представить без компьютеров, а значит, и без обучающих компьютерных программ. Это очень перспективное средство обучения, задействующее зрительную память, опирающееся на ассоциативное мышление. За ними будущее.

История обучающих программ насчитывает уже около трех десятков лет. Сначала это были простейшие программы на «Бейсике», используемые в оболочке Norton Commander.

Чтобы разобраться, как они работают, нужно было сначала научиться работать на компьютере - либо у друзей спросить, либо над книгами посидеть, либо на компьютерные курсы записаться. Но все-таки легче всего было просто не бояться компьютера и знакомиться с ним

«методом научного тыка». А теперь - начинающему пользователю предлагается на выбор масса возможностей. В том числе и мультимедийные самоучители. И остается только позавидовать

 

нынешним «чайникам». И если еще десять лет назад мультимедийные обучающие программы было не достать, то теперь ситуация полностью противоположная: на прилавках их столько, что выбрать бывает очень трудно.

Большой выбор не всегда предполагает хорошее качество предлагаемых продуктов.

Чаще всего приходится покупать «кота в мешке». Продавец ничего посоветовать не в силах, потому что он не может протестировать все диски, которые продает.

Конечно, лучше всего приобретать лицензионную продукцию. Как правило, на ее разработку уходит гораздо больше времени и сил, и получается намного более качественный продукт, нежели у пиратов, главная цель которых - сделать все быстро, не сильно задумываясь о качестве. Такие диски создаются за неделю, наполняются отсканированной информацией из бумажных книг, содержат большое количество опечаток. Программная оболочка - одна для всех продуктов. Конечно, ничего плохого в единой программной оболочке нет, только когда она сделана качественно профессиональными программистам. Ко всему прочему, в таких дисках чаще всего отсутствует дизайн.

Чтобы создать достойную обучающую программу, нужно время - на создание хорошего продукта может уйти год, а то и больше. Можно перечислить несколько компаний, которые выпускают качественные обучающие программы.

Просвещение-МЕДИА (www.pmedia.ru). Программисты компании пользуются наработками западных коллег, но занимаются не только локализацией, а кропотливо создают адаптированную русскую версию, практически разрабатывая программу заново.

1С (www.1C.ru). Разработке обучающих программ здесь уделяется огромное внимание, и для их создания существует отдельное подразделение «1С: Репетитор» (http://repetitor.1c.ru). Причем, над каждым «репетитором» работает отдельная команда разработчиков, в состав которой входят и профессиональные учителя, следящие за тем, чтобы эти репетиторы отвечали методическим стандартам. Над математикой работают математики, над русским языком - филологи и т.д.

Кирилл и Мефодий (www.km.ru). Она активно продвигает свои обучающие программы и многочисленные энциклопедии. А кроме того, компания усиленно работает над дистанционным образованием (http://vschool.km.ru). Качество обучающей продукции «КиМ» тоже можно назвать вполне удовлетворительным - относятся к своему делу они серьезно.

Обучающие программы обычно распространяются на дисках, продаваемых в специализированных компьютерных магазинах. Диски можно заказать в онлайновом магазине в Интернет, оплатить покупку и получить по почте.

Презентации

Мультимедийная презентация - это возможность сочетания звуковых эффектов и музыкальных композиций, компьютерной анимации и видео, текстов, таблиц и фотографий.

Вся презентация должна быть объединена общей идеей и может иметь звуковое сопровождение на любом языке.

Мультимедиа-презентации сочетают в себе наглядность корпоративного видео, информативность печатных брошюр и интерактивность интернет-сайтов.

Основным информационным носителем для мультимедиа-презентаций на сегодняшний день являются CD и DVD диски. Сами же мультимедиа-презентации отличаются по своей функциональности и делятся на две категории:

CD презентации - используются в тех случаях, когда необходима надежность и быстр

одействие на различных конфигурациях персональных компьютеров. А также если мультимедиа-презентация состоит из большого количества

аудио-визуальных

материалов.

PowerPoint

презентации - незаменимый инструмент для разработки оперативно изменяемых мультимедиа

-презентаций.

С развитием компьютерных технологий появился новый вид рекламной презентационной продукции в виде компьютерных CD презентаций с записанной на них структурированной

 

информацией, сопровождаемой фотографиями и видеороликами, 3D графикой и звуковой дорожкой.

Главное достоинство CD презентаций по сравнению с обычными печатными материалами (буклетами, брошюрами и т.п.) в том, что компакт-диск вмещает в себя очень большой объем разнообразной информации.

Компьютерная CD презентация представляет собой компакт-диск с самозапускающимся интерактивным программным модулем, который стартует, когда пользователь вставляет CD диск в компьютер. Каждая презентация имеет свой уникальный дизайн и систему интерактивных меню. Текстовая информация дополняется большим количеством слайдов и видеофрагментов. В CD презентацию может быть встроен фильм или трехмерный видеоролик.

Мультимедиа-презентации сегодня - это главный стандарт представления информации в сфере бизнеса, пришедший на смену бумажным корпоративным брошюрам, каталогам, годовым отчетам, рекламным листовкам и пресс-релизам.

Относительная дешевизна CD носителей, на которые записываются мультимедиа презентации, делают возможным их массовое распространение, как среди потенциальных клиентов компании вместе с печатной продукцией, так и массовой почтовой рассылкой.

Этим самым клиент получает возможность у себя в офисе или дома за компьютером изучить интересующий его товар или ознакомиться с деятельностью компании и ее технологиями.

Профессионально сделанная мультимедиа CD презентация во время просмотра создаст специфичную атмосферу, которая не покинет пользователя во время всего просмотра.

Грамотно структурированный иллюстративный материал донесет до клиента всю необходимую информацию. Благодаря этому трата времени на поиск и разбор данных в буклетах или каталогах исключается, так как в мультимедиа-презентациях вся информация изначально структурирована и расположена в последовательном тематическом порядке.

В образовательном процессе презентация предназначена для создания интерактивного учебного материала. Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд, и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске.

Основным средством создания презентаций является программа Microsoft PowerPoint.

Для создания видеоматериалов с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником. Поставляемые с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Microsoft PowerPoint позволяет создавать эффектные проекты.

Мультимедиа-презентации, выполненные средствами Power Point, являются альтернативным «бюджетным» вариантом CD-презентациям, для исполнения которых производится разработка индивидуального программного модуля.

PowerPoint презентации обладают почти всеми возможностями, которые есть в обычных CD презентациях:

− разработка единого по концепции и стилю дизайна и навигационного меню;

− неограниченная интерактивность;

− размещение фотографий и слайдов любых форматов;

− размещение различных текстовых материалов;

− вставка видеофрагментов или анимационных роликов;

− использование звуковых эффектов, музыкального сопровождения и дикторского текста.

Но самым значительным преимуществом PowerPoint презентаций является то, что презентацию может редактировать человек с невысоким уровнем подготовки в компьютерных технологиях.

 

Требования к современному уроку очень высоки. Многие педагоги, закончившие вузы более 20 лет назад, мало знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов,

 

прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.

 

Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение мультимедиа на занятиях способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.

 

Качество образования зависит от того, насколько осуществляется соответствие:

ц

елей

и

результатов

образования

на

уровне

конкретной

системы

образования

и

на

уровне отдельного образовательного учреждения;

между

различными

параметрами

в

оценке

результата

образования

конкретного

человека;

теоретических

знаний

и

умений

их

практическо

го

использования

в

жизни

и профессиональной деятельности.

В результате изучения результатов психолого-педагогических и социологических исследований свидетельствуют о том, что преподаватели не готовы к решению этих задач, т.к. профессиональная компетентность современного педагога и его ментальность не соответствуют требованиям модернизации профессионального образования.

Причины недостаточной готовности педагогов к преобразованиям

Сегодня значительно увеличился объем функциональных обязанностей педагога: к таким традиционным видам деятельности, как обучающая, воспитывающая, развивающая, методическая, культурно-просветительная, добавились диагностическая, социально-воспитательная, коррекционно- развивающая, коммуникативная и другие.

Реализация этих функций требует дополнительных затрат времени и сил, однако не изучены проблемы нормирования педагогического труда, а принципы формирования нагрузки педагога, влияющие на определение величины его заработной платы, не пересматриваются.

Изменился и характер реализации названных выше функций: педагог переходит от нормативно- исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской. В профессиональных учебных заведениях возникли такие виды профессионально-педагогической деятельности, к которым учителя в вузе специально не готовят.

К причинам, затрудняющим процесс модернизации образования, можно также отнести следующие:

низкий общественный престиж профессии преподаватель, обусловленный в основном социально- экономическими обстоятельствами;

неверие родителей и учащихся в то, что препо

даватель в рамках стандартного образовательного процесса может эффективно подготовить

выпускника к будущей профессии;

неопределенность профессионального статуса, что обусловлено слабой нормативн

о-

правовой базой учебного заведения;

ориентация педагога на р

епродуктивную методику, устаревшие психолог

о-

педагогические знания, что приводит к доминированию монологических методов обучения;

знание

центристская

позиция

педагога

затрудняет

использование

новых

образовательных технологий в качестве форм, методов и при

емов, придающих обучению и воспитанию диалогичность, творческую направленность, эмоциональную окрашенность, что стимулирует развитие познавательной самостоятельности, толерантности и гражданственности.

Для повышения качества образования в колледже используются следующие приемы и техники.

Применение

личностно-ориентированного

подхода

Применение

технологий

развивающего

обучения

(метод

«разбор

конкретных

ситуаций», метод проектов)

 

Использование

на

уроках

информационно-коммуникативных

технологий

(ИКТ)

Постоянный

контроль

знаний

Глубина

и

системность

преподавания

Компетентностный

подход

в

обучении

как

главный

фактор

повышения

качества

образования на занятиях.

 

Выводы

Система образования, чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах. Таким образом, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.

Это обусловливает ориентацию образования на раскрытие способностей (и возможностей) студента, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявить активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я».

Это требует от педагога включения обучаемых в целенаправленную деятельность по овладению систематизированными общими и профессиональными компетенциями, что способствует стабильности, основательности подготовки, достаточной глубине, высокой степени гарантированности достижения результатов. Важно научить студентов самостоятельно добывать знания по интересующей проблеме.

 

Электронные информационные источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh- uchrezhdeniyah

https://infourok.ru/statya_puti_i_sredstva_povysheniya_kachestva_obrazovaniya-159400.htm http://uslide.ru/pedagogika/29701-puti-povisheniya-kachestva-obrazovaniya-cherez-isp.html

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз