Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги. | Сергейчук Екатерина Романовна. Работа №336097
Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. На основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания книги. Иллюстрация оказывает особенно большое влияние на понимание текста младшими дошкольниками. В дальнейшем возрастает роль самого текста, (происходит изменения в соотношении сигнальных систем ребенка).
У старшего дошкольника текст вызывает необходимые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Возникает «внутреннее содействие» положительным героям, «мысленное прослеживание» словесно описанных событий. Старшие дошкольники начинают понимать текст без помощи иллюстраций. Однако у ребенка могут возникнуть трудности в понимании внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев нравственного смысла их поведения. Для понимания трудных моментов текста ребенок через наглядное изображение прослеживает те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаруживается их внутренний смысл.
Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. На основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания книги. Иллюстрация оказывает особенно большое влияние на понимание текста младшими дошкольниками. В дальнейшем возрастает роль самого текста, (происходит изменения в соотношении сигнальных систем ребенка).
Для маленького ребенка (в отличие от старшего дошкольника) рисунок выполняет роль не вспомогательного, а основного материала, при отсутствии которого ребенок может не понять художественное произведение. Слова текста служат указанием на действие и обстоятельства, которые он должен последовательно зрительно проследить, рассматривая картину. На этом этапе развития рисунок для ребенка – это сама действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
У старшего дошкольника текст вызывает необходимые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Возникает «внутреннее содействие» положительным героям, «мысленное прослеживание» словесно описанных событий. Старшие дошкольники начинают понимать текст без помощи иллюстраций. Однако у ребенка могут возникнуть трудности в понимании внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев нравственного смысла их поведения. Для понимания трудных моментов текста ребенок через наглядное изображение прослеживает те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаруживается их внутренний смысл.