Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние интерактивного рассказывания и драматизации сказок на развитие речевых навыков дошкольников | Маслова Наталья Викторовна. Работа №347234

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается влияние интерактивного рассказывания и драматизации сказок на развитие речевых навыков у дошкольников. Интерактивное рассказывание и драматизация, как часть театрализованной деятельности, стимулируют речевую активность детей, развивают их словарный запас, улучшают коммуникативные навыки и способствуют эмоциональному выражению. Представлены различные методики и примеры использования данных методов в образовательной практике, а также раскрывается их роль в развитии связной речи, выразительности и способности к диалогу у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: интерактивное рассказывание, драматизация сказок, речевые навыки, дошкольники, театрализованная деятельность, развитие речи.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Маслова Наталья Викторовна,

воспитатель МБДОУ "Детский сад №37", г. Саров

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние интерактивного рассказывания и драматизации сказок на развитие речевых навыков у дошкольников. Интерактивное рассказывание и драматизация, как часть театрализованной деятельности, стимулируют речевую активность детей, развивают их словарный запас, улучшают коммуникативные навыки и способствуют эмоциональному выражению. Представлены различные методики и примеры использования данных методов в образовательной практике, а также раскрывается их роль в развитии связной речи, выразительности и способности к диалогу у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: интерактивное рассказывание, драматизация сказок, речевые навыки, дошкольники, театрализованная деятельность, развитие речи.

 

Речевое развитие дошкольников является одной из главных задач дошкольного образования, так как речевые навыки оказывают влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка, его способность к обучению, коммуникативные навыки и самооценку. Одним из эффективных методов развития речи у детей является использование сказок в интерактивной форме, включая рассказывание и драматизацию. Эти виды деятельности вовлекают ребёнка в активное общение, способствуют расширению словарного запаса и улучшают способность строить связные высказывания.

Театрализованные формы работы с детьми, такие как драматизация, предполагают участие детей в сценических действиях, что позволяет им использовать речь в различных контекстах, а также развивать творческое и эмоциональное самовыражение. Интерактивное рассказывание, в свою очередь, вовлекает детей в процесс повествования, даёт возможность интерпретировать сюжеты, развивает фантазию и способность выражать свои мысли с помощью речи.

Интерактивное рассказывание сказок предполагает активное участие детей в процессе повествования. Это может выражаться в задавании вопросов, продолжении сюжета, предложении новых развязок или включении собственного опыта в рассказ. Такое вовлечение стимулирует речевую активность детей и помогает им лучше усваивать новые слова и выражения, а также улучшает способность к логическому построению фраз.

Рассмотрим основные преимущества интерактивного рассказывания:

1. Активизация речевой деятельности. Интерактивное рассказывание предполагает диалог между воспитателем и детьми, что позволяет детям активно использовать речь в различных ситуациях.

2. Расширение словарного запаса. В процессе взаимодействия с текстом сказки дети знакомятся с новыми словами и выражениями, что способствует обогащению их активного и пассивного словаря.

3. Развитие связной речи. Интерактивное рассказывание способствует развитию навыков построения последовательных высказываний, что является важным аспектом формирования связной речи.

4. Стимулирование креативного мышления. Дети не только пересказывают известные сюжеты, но и придумывают собственные варианты развития событий, что развивает их творческое мышление и фантазию.

Драматизация сказок предполагает участие детей в разыгрывании известных сказочных сюжетов. Воспитатель может предложить детям распределить роли, придумать диалоги и разыграть сказку перед аудиторией. Это стимулирует детей к активному использованию речи и помогает им осознать важность правильного построения предложений для передачи смысла.

В процессе драматизации дети учатся передавать эмоции и чувства через голос, интонацию, мимику и жесты. Это помогает им развивать выразительность речи, что важно для общения в реальной жизни.

Драматизация требует взаимодействия с другими участниками, что развивает умение вести диалог, слушать собеседника и отвечать на его реплики. Это помогает детям лучше понимать структуру диалогической речи.

Участие в сценических действиях помогает детям преодолевать страх публичных выступлений, что положительно сказывается на их самооценке и уверенности в собственных речевых возможностях.

В процессе подготовки к драматизации дети запоминают реплики и последовательность событий, что способствует развитию памяти и внимания, необходимых для успешного речевого развития.

Приведем примеры драматизаций:

Сказка «Теремок». Дети распределяют роли животных, учат реплики и разыгрывают сюжет, что помогает им осознать значимость каждого персонажа и его речевых реплик.

Сказка «Колобок». В драматизации этой сказки дети учатся выражать эмоции через речь и действия, осваивают интонационное оформление речи и учатся работать в команде.

Предложим практические рекомендации для воспитателей по использованию интерактивного рассказывания и драматизации:

1. Создание условий для свободного самовыражения. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно в процессе рассказа или драматизации. Воспитатель должен поощрять инициативу детей, предлагать различные варианты продолжения сюжета, позволять им вносить собственные изменения.

2. Выбор доступных сказок. Для успешного развития речевых навыков необходимо подбирать такие сказки, которые соответствуют возрасту и речевому уровню детей. Сюжеты должны быть простыми, а язык сказки – доступным для восприятия дошкольников.

3. Постепенное усложнение заданий. Важно начинать с простых форм интерактивного рассказывания и драматизации, постепенно усложняя задачи и вовлекая детей в более сложные формы речевой деятельности, такие как создание собственных историй или самостоятельная организация сценок.

4. Использование разнообразных методов. Для более эффективного развития речи рекомендуется чередовать интерактивное рассказывание, драматизацию, пересказ, обсуждение содержания сказок, а также включать в занятия игры, развивающие речь.

В заключение следует отметить, что интерактивное рассказывание и драматизация сказок оказывают значительное влияние на развитие речевых навыков дошкольников. Эти методы способствуют активизации речи, расширению словарного запаса, развитию связной и диалогической речи, а также помогают детям выражать свои мысли и эмоции через слово. Театрализованная деятельность создает благоприятные условия для формирования уверенности в собственных речевых возможностях и развития коммуникативных навыков. Воспитателям рекомендуется активно использовать данные методы в своей практике для всестороннего развития речи детей.

 

Список литературы

 

Васильева, Н. А. (2020). Театрализованная деятельность в ДОУ: методика и практика. Москва: Педагогическое общество России.

Громова, Л. В. (2019). Интерактивное рассказывание как метод развития речи дошкольников. Вестник дошкольного образования, 5(22), 34-41.

Зайцева, О. С. (2021). Роль

сказкотерапии

в речевом развитии детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×