Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние исследовательского метода на формирование познавательных УУД | Комарова Ксения Алексеевна . Работа №294148

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Комарова Ксения Алексеевна
Влияние исследовательского метода на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Исследование как метод обучения для формирования познавательных УУД должен быть использован практически на каждом уроке. Проблема в том, что у учащихся не всегда присутствует тяга к самостоятельной исследовательской деятельности, из-за чего возникают сложности в дальнейшем обучении.

Комарова К.А.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Исследовательский метод, личность школьника, особенность исследовательского метода, исследование, познавательные универсальные учебные действия.

Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: особенности применения исследовательского метода для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Цель исследования: изучение особенностей применения исследовательского метода на уроках в начальной школе, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.

В настоящее время особую остроту вызывают вопросы формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Это связано с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в виде целевых ориентиров [5]. Среди этих изменений имеются характеристики познавательного развития ребенка на уровне завершения начального общего образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [5]. Решение этих вопросов без формирования познавательных универсальных учебных действий невозможно, это основа для развития познавательной деятельности, которая является мотивом для ее возникновения, а также наивысшей формой проявления познавательной потребности у детей. Познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как основной мотив умственной деятельности. Процессу познания характерно стремление проникать в суть явлений, отражать в сознании причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Низкий уровень его развития может послужить причиной неуспеваемости детей в школе, снижения их познавательной активности, отсутствия мотивации в обучении [8].

Следовательно, в основе формирования универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди всевозможных способов формирования познавательных универсальных учебных действий особое место занимает исследовательский метод.

Следует отметить, что ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важной задачей современной школы. Именно в младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательских умений [7]. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Ребенок в обыденной жизни, в школе, в играх все время наблюдает, производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует, обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность ученого. Разница только в том, что он делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приемами. Значит, стихийное исследовательское поведение ребенка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования на уроках и вне.  Применение на уроках исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, организовать учебную деятельность как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Тем не менее, несмотря на очевидную значимость исследовательского метода и ясность логики построения урока-исследования, он очень мало распространен в педагогической практике. В младшем школьном возрасте школьник попадает в ситуацию, когда нужно исследовать, отбирать нужную информацию и структурировать её на уроках в начальной школе. Для того, чтобы учащиеся уже могли сами понимать, что от них требуется, нужно как можно чаще создавать для школьников такие ситуации, в которых бы раскрывались их возможности для исследования.

Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что формирование познавательных универсальных учебных действий у подрастающего поколения является достаточно актуальной темой и возможно через применение исследовательского метода.

Идеи исследовательского метода появились в педагогике в последней трети 19 века. Биолог Александр Яковлевич Герд, историк Михаил Матвеевич Стасюлевич в России, естествоиспытатель Томас Генри Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал уничтожению такой системы как заучивание учебного материала. Исследовательский метод сформировал готовность к самостоятельной, умственной деятельности учащихся, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль во внедрении исследовательского метода в отечественной педагогической практике сыграли Борис Васильевич Всесвятский, Борис Евгеньевич Райков, Константин Павлович Ягодовский, филологи Николай Карпович Кульман, Измаил Иванович Срезневский и др. Однако из-за отсутствие полной теоретической базы исследовательский метод долгое время находился в одностороннем развитии, что привело его к признанию единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. Крайние увлечения исследовательского метода были устранены в 1931—32, но, вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения исследовательского метода, привели к замене его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся [9].

Термин «исследовательский метод» был предложен Борисом Евгеньевичем Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Вопросами исследования занимались такие учёные как Борис Васильевич Всесвятский, Галина Ивановна Щукина и др.

Личность школьника на этапе начального общего образования очень гибкая и нуждается в постоянном обеспечении новой информации для дальнейшего исследования окружающей среды. В современном мире сейчас уже невозможно обойтись без исследовательского метода, так как развитие образования стремительно растёт. Поэтому выявление исследовательского метода как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках немаловажно.

Так в новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 года говорится, что исследовательский метод обучения – метод обучения, предусматривающий организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. То есть учащиеся самостоятельно, без помощи учителя, выявляют для себя новые проблемы и задачи, ищут для себя различные способы решения выявленных проблем [1]. 

Особенность исследовательского метода – это самостоятельное «открытие» учащимися нового знания. Это способствует тому, что знания, умения и навыки приобретают для младших школьников личную значимость.

Исследование как метод обучения должен быть использован практически на каждом уроке. Проблема в том, что у учащихся не всегда присутствует тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке бывают темы, которые совершенно не интересны младшим школьникам для исследования. Для этого вначале урока необходимо создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование с разных сторон. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие приемы работы:

·       изучение теоретических источников;

·       наблюдение;

·       поисковый эксперимент;

·       поиск информации.

Учитель должен ставить проблему и наметить метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя должны решить ее. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск. Ученик поставит и сможет решить проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения [4].

На уроках учитель должен стараться использовать задания, связанные с анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением предметов. Задания должны проводиться в парах, группах, могут быть на уроке математики, литературном чтении, окружающего мира и русского языка. Исследования помогут учащимся ответить на проблемные вопросы, подведут к такому шагу, как составление проектов. Работа в данном направлении сформирует интерес учащихся к изучаемым предметам, научит использовать художественную, справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет [6].

Таким образом, использование исследовательского метода на уроках в начальной школе имеет большое значение, так как даётся платформа для обеспечения поисковой ориентации учащихся, направленная на творческое развитие личности. Так же учащиеся овладевают рядом разных практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по различным признакам и свойствам.

Для того, чтобы у учащихся младших классов сформировались такие познавательные универсальные учебные действия как обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области на уроках в начальной школе стоит использовать такие компоненты исследовательского метода, как поисковая ориентация, поиск различных способов решения выявленных проблем, постановка новых для проблем и проблемных задач. А для обеспечения возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности необходимы самостоятельность, овладение рядом разных практических умений и навыков, выявление характера и особенностей объектов окружающей среды по различным признакам и свойствам. Также для формирования у учащихся начальной школы творческого развития личности, организации поисковой творческой деятельности нужно создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. (Прил. 1)

Исследовательский метод является способом, при помощи которого учащиеся исследуют различные объекты с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебного исследовательского метода от научного является то, что в результате него учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция [7].

Таким образом, используя на уроках в начальной школе исследовательский метод обучения, можно формировать все группы универсальных учебных действий, в том числе и познавательные. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует помнить о том, что данная система использования исследовательского метода должно происходить на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009

2.     Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли». М. «Просвещение», 2013г – 148с.

3.     Иванов, С. В. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ А.О. Евдокимова, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2013 г.- 192 с.

4.     Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 224с.

5.     ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2009.

6.     Современное начальное образование: традиции и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Калуга, сентябрь 2017 г. (сборник статей) /сост. Зиновьева В.Н. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, – 2018. – 212 с.

7.     Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 224с.

8.     Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59 -67.

9.     Щеулова Е. А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428.

10.   Статья "Исследовательский метод обучения" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru– Заглавие с экрана. –

 

 

Влияние исследовательского метода на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Исследование как метод обучения для формирования познавательных УУД должен быть использован практически на каждом уроке. Проблема в том, что у учащихся не всегда присутствует тяга к самостоятельной исследовательской деятельности, из-за чего возникают сложности в дальнейшем обучении.

Комарова К.А.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Исследовательский метод, личность школьника, особенность исследовательского метода, исследование, познавательные универсальные учебные действия.

Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: особенности применения исследовательского метода для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Цель исследования: изучение особенностей применения исследовательского метода на уроках в начальной школе, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.

В настоящее время особую остроту вызывают вопросы формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Это связано с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в виде целевых ориентиров [5]. Среди этих изменений имеются характеристики познавательного развития ребенка на уровне завершения начального общего образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [5]. Решение этих вопросов без формирования познавательных универсальных учебных действий невозможно, это основа для развития познавательной деятельности, которая является мотивом для ее возникновения, а также наивысшей формой проявления познавательной потребности у детей. Познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как основной мотив умственной деятельности. Процессу познания характерно стремление проникать в суть явлений, отражать в сознании причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Низкий уровень его развития может послужить причиной неуспеваемости детей в школе, снижения их познавательной активности, отсутствия мотивации в обучении [8].

Следовательно, в основе формирования универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди всевозможных способов формирования познавательных универсальных учебных действий особое место занимает исследовательский метод.

Следует отметить, что ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важной задачей современной школы. Именно в младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательских умений [7]. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Ребенок в обыденной жизни, в школе, в играх все время наблюдает, производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует, обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность ученого. Разница только в том, что он делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приемами. Значит, стихийное исследовательское поведение ребенка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования на уроках и вне. Применение на уроках исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, организовать учебную деятельность как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Тем не менее, несмотря на очевидную значимость исследовательского метода и ясность логики построения урока-исследования, он очень мало распространен в педагогической практике. В младшем школьном возрасте школьник попадает в ситуацию, когда нужно исследовать, отбирать нужную информацию и структурировать её на уроках в начальной школе. Для того, чтобы учащиеся уже могли сами понимать, что от них требуется, нужно как можно чаще создавать для школьников такие ситуации, в которых бы раскрывались их возможности для исследования.

Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что формирование познавательных универсальных учебных действий у подрастающего поколения является достаточно актуальной темой и возможно через применение исследовательского метода.

Идеи исследовательского метода появились в педагогике в последней трети 19 века. Биолог Александр Яковлевич Герд, историк Михаил Матвеевич Стасюлевич в России, естествоиспытатель Томас Генри Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал уничтожению такой системы как заучивание учебного материала. Исследовательский метод сформировал готовность к самостоятельной, умственной деятельности учащихся, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль во внедрении исследовательского метода в отечественной педагогической практике сыграли Борис Васильевич Всесвятский, Борис Евгеньевич Райков, Константин Павлович Ягодовский, филологи Николай Карпович Кульман, Измаил Иванович Срезневский и др. Однако из-за отсутствие полной теоретической базы исследовательский метод долгое время находился в одностороннем развитии, что привело его к признанию единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. Крайние увлечения исследовательского метода были устранены в 1931—32, но, вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения исследовательского метода, привели к замене его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся [9].

Термин «исследовательский метод» был предложен Борисом Евгеньевичем Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Вопросами исследования занимались такие учёные как Борис Васильевич Всесвятский, Галина Ивановна Щукина и др.

Личность школьника на этапе начального общего образования очень гибкая и нуждается в постоянном обеспечении новой информации для дальнейшего исследования окружающей среды. В современном мире сейчас уже невозможно обойтись без исследовательского метода, так как развитие образования стремительно растёт. Поэтому выявление исследовательского метода как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках немаловажно.

Так в новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 года говорится, что исследовательский метод обучения – метод обучения, предусматривающий организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. То есть учащиеся самостоятельно, без помощи учителя, выявляют для себя новые проблемы и задачи, ищут для себя различные способы решения выявленных проблем [1].

Особенность исследовательского метода – это самостоятельное «открытие» учащимися нового знания. Это способствует тому, что знания, умения и навыки приобретают для младших школьников личную значимость.

Исследование как метод обучения должен быть использован практически на каждом уроке. Проблема в том, что у учащихся не всегда присутствует тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке бывают темы, которые совершенно не интересны младшим школьникам для исследования. Для этого вначале урока необходимо создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование с разных сторон. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие приемы работы:

изучение теоретических источников;

наблюдение;

поисковый эксперимент;

поиск информации.

Учитель должен ставить проблему и наметить метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя должны решить ее. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск. Ученик поставит и сможет решить проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения [4].

На уроках учитель должен стараться использовать задания, связанные с анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением предметов. Задания должны проводиться в парах, группах, могут быть на уроке математики, литературном чтении, окружающего мира и русского языка. Исследования помогут учащимся ответить на проблемные вопросы, подведут к такому шагу, как составление проектов. Работа в данном направлении сформирует интерес учащихся к изучаемым предметам, научит использовать художественную, справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет [6].

Таким образом, использование исследовательского метода на уроках в начальной школе имеет большое значение, так как даётся платформа для обеспечения поисковой ориентации учащихся, направленная на творческое развитие личности. Так же учащиеся овладевают рядом разных практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по различным признакам и свойствам.

Для того, чтобы у учащихся младших классов сформировались такие познавательные универсальные учебные действия как обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области на уроках в начальной школе стоит использовать такие компоненты исследовательского метода, как поисковая ориентация, поиск различных способов решения выявленных проблем, постановка новых для проблем и проблемных задач. А для обеспечения возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности необходимы самостоятельность, овладение рядом разных практических умений и навыков, выявление характера и особенностей объектов окружающей среды по различным признакам и свойствам. Также для формирования у учащихся начальной школы творческого развития личности, организации поисковой творческой деятельности нужно создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. (Прил. 1)

Исследовательский метод является способом, при помощи которого учащиеся исследуют различные объекты с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебного исследовательского метода от научного является то, что в результате него учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция [7].

Таким образом, используя на уроках в начальной школе исследовательский метод обучения, можно формировать все группы универсальных учебных действий, в том числе и познавательные. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует помнить о том, что данная система использования исследовательского метода должно происходить на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009

Асмолов

А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли». М. «Просвещение», 2013г – 148с.

Иванов, С. В. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ А.О. Евдокимова, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.

Петленко

, В.Ю. Романова. - 3-е изд.,

перераб

. - М.:

Вентана

- Граф, 2013 г.- 192 с.

Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 224с.

ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2009.

Современное начальное образование: традиции и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Калуга, сентябрь 2017 г. (сборник статей) /сост. Зиновьева В.Н. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, – 2018. – 212 с.

Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 224с.

Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59 -67.

Щеулова

Е. А.,

Митичева

Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428.

Статья "Исследовательский метод обучения" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru– Заглавие с экрана. –

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×