Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние когнитивных стилей на успешность обучения | Бутузова Татьяна Владимировна. Работа №213885

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бутузова Татьяна Владимировна
Каждый тип людей имеет свои индивидуально-психологические характеристики, поэтому познавательные процессы каждого человека индивидуальны, вследствие  чего,  восприятие, обработка и хранение информации происходит у всех по-разному. Индивидуальные различия  в интеллектуальной деятельности, т.е. индивидуальная  специфика  способов восприятия   и переработки информации, своеобразия способов решения задач, присущих конкретному человеку, получили название  – когнитивных стилей. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился.Изучение феномена когнитивных, как одного из перспективных направлений как психологии, так и педагогики. 

Тема статьи

«Влияние когнитивных стилей на успешность обучения»

Одной из центральной проблем в психологии является проблема индивидуальных различий между людьми. Каждый человек воспринимает мир по-своему и соответственно, по-разному реагирует на аспекты обучения. Это связано с тем, что каждый тип людей имеет свои индивидуально-психологические характеристики, поэтому познавательные процессы каждого человека индивидуальны, вследствие чего, восприятие, обработка и хранение информации происходит у всех по-разному. Индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, т.е. индивидуальная специфика способов восприятия и переработки информации, своеобразия способов решения задач, присущих конкретному человеку, получили название – когнитивных стилей. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной полнотой современных представлений о роли когнитивного стиля в структуре индивидуальных проявлений человека. Не смотря на достаточно длительную историю стилевого подхода, психология когнитивных стилей остается мало разработанной областью. В настоящее время существует необходимость переориентации образования с передачи информации субъекту познания на обучение его средствам и способам ее переработки, так как индивидуальные познавательные стили разных учеников игнорируются. Поэтому считаем необходимым планомерное изучение влияния когнитивных стилей, как одного из возможных факторов, влияющих на успешность обучения. Роль когнитивных стилей в успешности интеллектуальной деятельности исследовались многими учеными, работы которых составили теоретико-методологический базис данного исследования: В.М.Аллахвердов, В. А. Колга, Т.В.Корнилова, Е.А.Климова, Д.А.Леонтьев ,А.В.Либин, В.С.Мерлин И.М.Палей, В. В. Селиванов, М. А. Холодная, Л. В. Черемошкина , И.П.Шкуратова, А. Адлер , Р.Гарднер, Г.Каган и другие ученые.Более того Е. С. Алешина, И. Б. Абакумова, А. Е. Дружинин, И. Н. Протасова, Т. Н. Серегина , И. П. Шкуратова изучали связи когнитивных стилей с показателями учебной и профессиональной деятельности. Они исследовали зависимость успешной деятельности субъекта от преобладающего у него когнитивного стиля, а также изучали пути и условия изменения превалирующего когнитивного стиля. Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [49]. Одной из причин продолжения изучения когнитивных стилей, является важность исследования их роли для педагогической теории и практики. Необходимо понимать свойства когнитивной системы ребенка, обладающего индивидуальной психической организацией и собственным сочетанием когнитивных стилей. По мнению многих исследователей, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются новые предпосылки дальнейшего развития, которые необходимо учитывать при организации обучения и воспитания. Одной из ведущих причин интеллектуальных перегрузок современных учащихся является несоответствие требований школьной программы возрастным и индивидуальным особенностям когнитивного развития детей [11].Исследование когнитивных стилей, как детерминантов успешности обучения позволит решать задачу повышения интеллектуальной продуктивности и академической успешности каждого субъекта учебной деятельности, тем самым повышая качество образования.

Цель данного исследования - изучить влияние когнитивных стилей на успешность обучения.

Объект исследования - когнитивные стили учащихся разных возрастных групп.

Предмет исследования – значение когнитивных стилей в успешности обучения.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Теоретические задачи:

Изучить

понятие когнитивные

стили в современной психологии.

Охарактеризовать наиболее актуальные для данного исследования когнитивные стили.

Определить роль возрастных особенностей в когнитивных стилях.

Определить взаимосвязь

одаренности и когнитивных стилей.

Исследовать основания успешности обучения в психологии.

Проанализировать когнитивный стиль как детерминант успешности обучения.

2.Эмпирические задачи:

Определить значение когнитивного стиля в успешности обучения у школьников различных возрастных групп и по различным предметам, для чего, определить:

Различается ли успеваемость по математике в различных возрастных группах учащихся.

Различаются ли когнитивные стили успевающих в математике

в различных

возрастных группах учащихся.

Различаются ли когнитивные стили успевающих по

математике от

успевающих по истории в каждой возрастной группе?

Различаются ли когнитивные стили успевающих по дисциплинам

от неуспевающих

в целом по дисциплинам в различных возрастных группах.

 

В основание построении гипотезы было положено предположение, что обладатели определенных когнитивных стилей имеют более высокие результаты академической успеваемости в определенных учебных дисциплинах.

Из числа когнитивных стилей для анализа были взяты: полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлексивность, узкий-широкий диапазон эквивалентности. Априорная гипотеза исследования, таким образом, следующая:

Гипотеза исследования:

Когнитивные стили полезависимость-поленезависимость , импульсивность-рефлексивность , узкий-широкий диапазон эквивалентности выступают детерминантами успешности обучения по определенным дисциплинам.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

В работе исследована зависимость успешности обучения от когнитивных стилей учащихся на разных возрастных группах. Проведено исследование зависимости успешности обучения от выделенных когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлексивность, узкий-широкий диапазон эквивалентности.

Практическая значимость исследования:

Полученные результаты дают основания для методических рекомендаций учителям при организации процесса обучения, с целью повышения успешности обучения учащихся когнитивными стилями, испытывающих трудности при освоении школьных предметов, причиной которых является специфика их когнитивных стилей.

Методы исследования: теоретический анализ литературы , диагностирование специально разработанными методиками,

методы математической статистики: анализ статистической достоверности различий по F-критерия Фишера.

Методики исследования: методика «Замаскированные фигуры» Готтшальда, используется для измерения параметра когнитивного стиля «полезависимостьполенезависимость».

«Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера (1959) в модификации И. Н. Протасовой (1998) для взрослых и детей, используется для выявления когнитивного стиля узкий – широкий диапазон эквивалентности

«Сравнение похожих рисунков» Дж.Кагана (импульсивность - рефлексивность).

Эмпирическую базу исследования составили учащиеся МОУ «СОШ№40» города Саратова (53 человека, 30девочек и 23 мальчика) в возрасте 9-10 лет и 14-16 лет. Выборка испытуемых была сформирована исходя из цели и предмета исследования. Выборку составили учащиеся 3 класса общеобразовательной школы в возрасте 9-10 лет и были поделены на две группы: отлично успевающие и не успевающие в обучении по предметам: окружающий мир и математика. Учащиеся учащиеся 9 класса общеобразовательной школы в возрасте 14-16 лет с таким же делением на две группы. Выбор объекта настоящего исследования обусловлен активно формирующимися когнитивными способностям школьников в условиях учебной деятельности.

В диагностике когнитивных стилей приняли участие 26 учащихся 3 «В» класса и 27 учащихся 9 «А» МОУ СОШ№ 40 Города Саратова. Целью нашего исследования является изучение влияния когнитивных стилей в процессе учебной деятельности. С младшими школьниками предметом нашего исследования были определены связь степени успешности обучения по таким предметам, как математика и окружающий мир с разной степенью выраженности когнитивных стилей : полезависимость -поленезависимость, узкий – широкий диапазон эквивалентности (аналитичность – синтетичность),импульсивность -рефлексивность. С учащимися средней школы предметом исследования стали степени успешности обучения по предметам : алгебра и история с разной степенью выраженности когнитивных стилей : полезависимость -поленезависимость, узкий – широкий диапазон эквивалентности (аналитичность – синтетичность),импульсивность -рефлексивность. Выборка испытуемых была сформирована исходя из цели и предмета исследования. Выборку составили учащиеся 3 класса общеобразовательной школы в возрасте 9-10 лет и были поделены на две группы: отлично успевающие и не успевающие в обучении по предметам: окружающий мир и математика. Учащиеся учащиеся 9 класса общеобразовательной школы в возрасте 14-15 лет с таким же делением на две группы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются согласованностью методологического базиса, выступающего теоретическим и практическим основанием осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования, поэтапной организацией эмпирического исследования, логическим и математико-статистическим анализом результатов и проверки гипотез.

Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения (в котором указана актуальность проблемы, теоретико-методологический базис, цель и задачи работы, ее гипотеза, теоретическая и практическая значимость полученных в исследовании результатов); теоретической (в которой представлена история и методология изучение феноменов когнитивных стилей в отечественной и зарубежной психологической науке) и эмпирической глав (данная часть дипломной работы представляет собой описание используемых методов, ее выборки хода исследования и его результатов, анализа результатов, и их обсуждения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Основное содержание работы.

В первой главе работы «Теоретико - методологические основания исследования когнитивных стилей в психологии» рассматривается понятие когнитивные стили в современной психологии. В результате проведенного теоретического анализа литературы по данной теме стало возможно дать более точное определение понятию когнитивный стиль. Итак, когнитивные стили представляют собой индивидуальные процессы запоминания, хранения, переработки информации ,которые характеризуют типологические и индивидуальные отличительные особенности склада ума конкретного человека и его интеллектуальный уровень. Когнитивные стили содержат в себе мотивационные ,эмоциональные и другие личные характеристики . Когнитивный стиль обеспечивает адаптационную, компенсаторную, системообразующую функцию, а так же и функцию самовыражения.

Итак, когнитивные стили – это достаточно устойчивые, наиболее предпочтительные определенным индивидом средства, направленные на получение информации, не зависящие от сознания и интеллекта, но связанные с типом личности и зависящие от потребностей и мотивов субъекта, способствующие эффективной адаптации.

Психологическая характеристика когнитивных стилей

Когнитивные стили представляющие наибольший интерес для педагогической практики и науки. В частности,такие когнитивные стили, как:

полезависимост

ь-

поленезависимость

;

аналитичность

-синтетичность (диапазон эквивалентности);

импульсивность

-

рефлексивнист

ь.

 

Полезависимостьполенезависимость - это когнитивный стиль, в котором определяющее значение имеет влияние поля, т.е предметного или социального окружения, а так же способность вычленять простую деталь в сложной фигуре. Т.е, при решении задач обнаружения простой фигуры в сложной геометрической фигуре, проявляются индивидуальные различия, которые и делят людей на поленезависимых и полезависимых. Поленезависимые имеют аналитическую способность в восприятии, которая рассматривается в связи со способностью к анализу и структурированию в широком спектре других видов интеллектуальной деятельности .Люди же с глобальным подходом к полю, обнаруживают полезависимый стиль, напротив, с трудом преодолевают сложный контекст, т.е. им нужно время, чтобы увидеть деталь в сложном целом, их отличает склонность принимать ситуацию в ее готовом, заданном виде. Независящие от поля люди более активно включаются в процесс обучения, где для них ведущую роль играет мотивация. В целом академическая успеваемость у них выше. Но в плане общения, поленезависимые лица обнаруживают высокую личную автономность, обособленность, отчужденность, низкий уровень интереса к другим людям. Т.е. характеризуются в социальной сфере, как менее общительные. Полезависимые же люди более социально эффективны в условиях совместной жизни с другими, предпочитают ситуации общения ситуациям уединения, преимущественно используют социальные источники информации, откровенны в выражении своих чувств и мыслей, их отличает деликатная и внимательная манера отношения к другим, они в большей мере полагаются на внешние факторы.

Узкий - широкий диапазон эквивалентности - когнитивный стиль характеризует индивидуальные отличия исследуемых в масштабах оценки сходства и отличия объектов. Люди с узким диапазоном эквивалентности склонны разделять объекты на большое количество групп, а люди с широким диапазоном эквивалентности, соответственно разделяют объекты на малое количество групп. Этот стилевой параметр в работах отечественных ученых интерпретируется как «аналитичность» и « синтетичность», «аналитики» опираются в основном на явные физические свойства объектов, тогда как «синтетики» — на их скрытые, дополнительные значения.

Импульсивность-рефлексивность - это когнитивный стиль, который характеризует индивидуальные различия в скорости принятия решения и объеме оцениваемой информации, что наиболее ярко проявляется в условиях неопределенности, когда испытуемому предлагается сделать правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Для представителей рефлективного стиля характерен замедленный темп реагирования и тщательный предварительный анализ перед принятием решения, а представители импульсивного стиля склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию, однако решения принимаются ими без тщательной подготовки и продумывания, поэтому они хуже, справляются с заданиями. Также для представителей рефлективного стиля характерны определенные особенности интеллектуальной деятельности: использование более продуктивных стратегий решения задач, поленезависимость, высокие показатели учебной успеваемости, в том числе отсутствие трудностей в чтении.

Когнитивный стиль и возрастные особенности

По вопросу соотношения когнитивных стилей и возраста сложились различные мнения ученых. По мнению М.А.Холодной, Уиткина, Дж. Кагана когнитивный стиль имеет тенденцию меняться с возрастом. Маленький ребенок воспринимает происходящее полезависимым образом, однако по мере взросления его восприятие приобретает более поленезависимую форму. В то же время с возрастом растет и рефлективность. Дж.Каган в ходе своих исследований когнитивных стилей младших школьников установил, что с возрастом увеличивается аналитичность, т.е узкий диапазон эквивалентности. Другие ученые, например, М.Сакс, В. Колга утверждают, что в детском возрасте имеются различные стили, что подтверждается исследованиями. Дети делает выбоp "своего" стиля, оpиентиpуясь на ощущение удобства пpи выполнении деятельности, при этом индивидуальный стиль обеспечивает возможность наибольшей пpодуктивности при наименьшей затpате физических и психических сил. Согласно третьей точке зрения, дети дошкольного возраста способны к полестилевому поведению.«...многие дети могут быть и полезависимыми, и поленезависимыми одновременно»[42].В пожилом возрасте нарастают проявления полезависимости и ригидности познавательного контроля. Таким образом, в пожилом возрасте наблюдается единство двух линий развития стилевого поведения: регрессивная (в виде роста полезависимости и ригидности) и прогрессивная (в виде тенденции роста рефлективности и сохранности способности к категориальному обобщению).

Взаимосвязь когнитивных стилей и одаренности

Обобщив данные исследователей и психологов, можно сказать, что одним из приоритетных фактов одаренности является интеллектуальная, умственная развитость, стремление к творчеству, развитие нестандартных способностей, стремление достигать поставленных целей. Обобщив и изучив все наиболее известные понятия одаренности и характеристики когнитивных стилей, можно дать более полное определение этого феномена. Когнитивные стили и одаренность непременно должны иметь взаимосвязь во всех сферах деятельности. Согласно данным исследователей и психологов, изучающих одаренность, одним из приоритетных фактов одаренности является интеллектуальная, умственная развитость, критичность, высокая мотивация в достижении целей. А согласно исследователям, изучающим поленезависимость, учащиеся, не зависящие от поля имеют более развитые когнитивно - структурирующие способности и отличаются мотивированностью, критичностью. Таким образом, можно заключить, что одаренность и поленезависимость связаны самым прямым образам. Так как выделенные компоненты одаренности совпадают с коипонентами поленезависимости, компоненты одаренности, а именно «приоритет познавательной мотивации ,активность в исследовательской деятельности, самостоятельность при формировании умений».

Возможно, предположить, что наличие поленезависимости, может быть задатком одаренности. Возможно это станет предметом дальнейших исследований.

Когнитивный стиль как детерминант успешности обучения

Существуют работы, посвященные исследующие влияние когнитивного стиля учащихся на успешность их обучения, которые привели к однозначному результату, полученному многими авторами в разных странах и на разных возрастных группах, состоящему  в том, что поленезависимые учащиеся демонстрируют большую успешность обучения, независимо от содержания обучения. [50]

В результате изучения когнитивного стиля импульсивность – рефлективность, М.А.Холодная приходит к выводу, что импульсивные лица принимают решения на недостаточной информационной основе, тогда как рефлективные лица склонны принимать решения с учетом максимально полной информации о ситуации. [50]. А так же М.А.Холодная, в ряде исследований интеллектуальные достижения импульсивных и рефлективных учащихся имеет смысл сравнивать только при сложных заданиях. В случае легких задач преимуществом обладают импульсивные лица, в случае же сложных задач проявляется превосходство рефлективных лиц. Таким образом, накопленные к настоящему времени данные позволяют сделать заключение о том, что стилевые параметры имеют отношение к различным аспектам успешности (результативности) интеллектуальной деятельности. Множество фактов свидетельствует о том, что преимущественное влияние определенного полюса того или иного когнитивного стиля на продуктивные аспекты интеллектуальной деятельности (в частности, более интеллектуально успешными оказываются испытуемые с поленезависимым, рефлективным стилем, широкие категоризаторы и т. д.). Таким образом, когнитивные стили выступают как индивидуальные особенности познавательной деятельности , требующие учета при дефференсации обучения. Подводя общий итог, можно сказать, что современные исследования когнитивных стилей - одно из перспективных направлений психологии.

Во второй главе дипломной работы «Эмпирическое исследование влияния когнитивного стиля на успешность обучения у школьников различных возрастных групп» проводится описание выборки, методов и методик исследования , результаты исследования и их анализ.

Экспериментально-психологическое исследование осуществлялось в следующей последовательности:

исследование

когнитивных стилей по трем методикам;

исследование

успешности каждого ребенка по заявленным предметам;

исследование степени выраженности когнитивных стилей и успешности учебной деятельности школьников различных возрастных групп;

Для проверки гипотезы были выбраны три методики : методика «Замаскированные фигуры» Готтшальда, используется для измерения параметра когнитивного стиля «полезависимостьполенезависимость».

«Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера (1959) в модификации И. Н. Протасовой (1998) для взрослых и детей, используется для выявления когнитивного стиля узкий – широкий диапазон эквивалентности

«Сравнение похожих рисунков» Дж.Кагана (импульсивность - рефлексивность).

Резюмируя полученные результаты следует отметить, что в ходе эмпирического исследования и анализа результатов исследования удалось выявить когнитивные стили, которые являются значимыми детерминантами в успешности обучения.

Таким в данном случае является когнитивный стиль узкий широкий диапазон эквивалентности во всех возрастных группах, являющийся детерминантом в успешности по окружающему миру и по истории, а так же по математике и алгебре. А также был выявлен когнитивный стиль полезависимость-поленезависимость, как детерминант успешности в обучении алгеброй в более старшей возрастной группе. При этом когнитивный стиль рефлексивность – импульсивность, согласно данному исследованию не является значимым детерминантом в успешности обучения во всех возрастных группах. Априорная гипотеза исследования «Когнитивные стили полезависимость-поленезависимость , импульсивность-рефлексивность , узкий-широкий диапазон эквивалентности выступают детерминантами успешности обучения по определенным дисциплинам». Нашла свое эмпирическое подтверждение. Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена частично, так как в эмпирической части нашего исследовании не было выявлено влияние на успешность обучения в разных возрастных группах когнитивного стиля импульсивность - рефлексивность.

 

Детерминантами успешности обучения по определенным дисциплинам, согласно нашему исследованию, являются когнитивные стили полезависимость-поленезависимость и узкий-широкий диапазон эквивалентности.

 

На основании выполненного теоретического и эмпирического исследования можно дать следующие рекоментации по оптимизпции учебного процесса.

Итак, уточнив полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы сможем дать рекомендации, дополняющие учебный процесс. Учащимся, обладающим когнитивный стиль узкий диапазон эквивалентности (аналитики), целесообразно рекомендовать не пытаться сразу запоминать большой материал, так как они испытывают в этом трудность, исходя из своего когнитивного стиля, они не могут воспринимать и запоминать большой объем информации сразу. При этом лучше не давать им для запоминания большое количество информации сразу – нужно разбивать ее на части. Имея низкий темп обучаемости и низкую познавательную ригидность, такие ученики все же легко справляются с заданиями, требующими обращать внимание на много различных аспектов. В качестве задания-определения можно использовать сравнение изображений.

«аналитики» опираются в основном на явные физические свойства объектов, тогда как «синтетики» — на их скрытые, дополнительные значения.

Чтобы создать оптимальные условия для обучения полезависимых учеников необходимо: обеспечение социального учебного окружения; предоставление обширной структурной поддержки; ясные, чёткие указания при максимальном руководстве процессом обучения; введение ориентационных стратегий перед обучением; обеспечение обширных обратных связей; обеспечение работы контуров поддержки и графического выражения содержания учебного материала; применение примеров, иллюстрирующих учебный материал; использование при обучении «скрытых» вопросов.

При обучении полезависимых обучаемых целесообразно использовать методы обучения: содержащие хорошо организованные, структурированные материалы; использующие учебные пары из полезависимого обучаемого и поленезависимого обучаемого;обеспечение обширных положительных и отрицательных обратных связей, предоставление структурных моделей для изучаемой области, содержащих структурированные упражнения с обширными подсказками и изменяющейся помощью по мере успехов ученика; включающие просьбу к учащимся сформулировать свои цели в обучении; обеспечивающие множество примеров и контр-примеров.

А так же условия среды способствующие обучению и далбшейшему успешному развитию способностей поленезависимых учеников: независимое учебное окружение; использование элементов самостоятельных «открытий» в учебных методиках; обеспечение большого количества справочного материала и первоисточников; обеспечение условий для самообучения; полная самостоятельность при минимальном руководстве обучением; создание концепций, моделей, контуров обучения.

При обучении поленезависимых полезно использовать следующие методы: составление учебной пары из поленезависимого обучаемого с полезависимым обучаемым или учителем; предложение помощи, но без её структурирования; обучение, направленное на учащегося; широкий доступ к поддерживающим источникам; предложение работать в группе и демонстрация пользы совместной деятельности.

Внедрение в практику школьного обучения идей стилевого подхода, основанного на индивидуальных различиях в восприятии, анализе, структурировании, осмыслении изучаемого предмета , может значительно повысить качество процесса образования . На основании когнитивных стилей можно выбрать дифференцированное обучение школьников, что даст возможность оказания им вариантной методической поддержки. Этого можно достигнуть, применением совокупности методов и средств обучения, методами организации , которые будут разрабатываться с учетом индивидуальных различий учащихся в восприятии, применении учебной информации. Можно разбить учеников на группы с близкими психологическими характеристиками и учитывать особенности каждой группы при организации учебного процесса, использовать разные методы, формы обучения и их вариативные сочетания.

Индивидуализируя учебные задания и методы работы для учеников соответствии с их когнитивными стилями на этапах подачи информации, учитель может создать комфортные условия для работы учащихся.

Наряду с положительными эффектами для обучения, следует также отметить и трудоемкость предлагаемого нами подхода для учителя. По мнению М.А. Холодной, проблема индивидуальных психологических различий – наиболее острая.

На основании выполненного теоретического и эмпирического исследования были даны рекоментации по оптимизпции учебного процесса.

Подводя итог проведенного исследования, следует заметить, что необходимо дальнейшее изучение феномена когнитивных, как одного из перспективных направлений как психологии, так и педагогики. Весьма интересными могут быть исследования взаимосвязи когнитивных стилей и одаренности. Так же следует заметить затруднительность диагностирования когнитивных стилей во всех возрастных групп из-за недостаточной методической базы. Что так же может стать предметом дальнейших работ в этой области.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Адлер, А. Наука жить. – Киев:

Port-Royal

, 1997. - 288 с.

Алешина Е. С. Исследование импульсивности-

рефлексивности

в дифференциальной психологии учения // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. – Таллинн, 1986. – 123-126 с.

Аллахвердов

В. М. Когнитивные стили в контурах процессов познания // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. – Таллинн, 1986. – С. 17-20.

Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений.

М. :

Ин-т психологии РАН, 1993. 223 с

Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции // под ред. В.И. Панова. -М.: Психологический институт РАО –МГППИ,

2001.-

56с., с. 45

Берулава

Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. — 64 с.

Брунер

, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.

Брусенцова Т. Н. Исследование когнитивных стилей учащихся в автоматизированной системе обучения // Вопросы психологии. 1984. - №4

Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.:

Эксмо

, 2004. – 1136с.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. –

СПб.:

Питер, 2008. 368 с.

Дунчев

В. Н., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. – Таллинн, 1986. – С. 86-91.

Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.

Захарова С. А. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников // Вопросы психологии. 1986. - № 4.

Изюмова

С. А. Индивидуально-типические особенности школьников с литературными и математическими способностями // психологический журнал. 1993. - № 1.

Изюмова

С. А. О специфических особенностях познавательных способностей школьников с различной дифференциацией обучения // Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 136-137.

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. –

СПб.:

Питер, 2011.

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика, 1987.

Когнитивная психология / [

п

од ред. Д.

 

В.

 

Ушакова, В.

 

Н.

 

Дружинина]

.

М.

 

:

ПЕРСЕ., 2002. – 480

с.

- c. 299

Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. – Таллинн, 1986. – С. 99-103.

Колга

В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости.

Дисс

. …канд. психолог

. наук

. – Л.: ЛГУ, 1976.

Колга

В. А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности / Под ред. Б. А. Вяткина. – Пермь, 1992.

Корнилова Т. В.,

Парамей

Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. - № 6. – С. 140-146.

Коротаев

А. А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990.- № 2. – С. 62-69.

Кострикина

И. С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ.

Дисс

. …канд. психолог

. наук

. – М., 2001., с. 12].

Кузнецова А. В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14-16 лет.

Дисс

. …канд. психолог

. наук

. – М., 2011.

Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический журнал. 1996. Т. 17,

No

4. С. 134-

140;Бадмаева

Н. Ц. Мотивационная основа развития общих

умственныхспособностей

:

дис

. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2006. 325

с.;

Вартанова

И. И. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. No1. С.8-14.].

Леонтьев Д. А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. – Таллинн, 1986. – С. 42-46.

Либин

, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. -

М,:

Смысл, 1999. - 532 с.]

Лобанов

 

А.

 

П. Психология интеллекта и когнитивных стилей

/ Лобанов

 

А.

 

П. –

Минск

 

:

Агенство

Владимира

Гревцова

, 2008. – 296 с.

c. 259

Маствилискер

Э. И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. – Таллинн, 1986. – С. 47-50.

Мерлин B. C. Психология

индивидуальности :

избр

. психол. труды. Воронеж, 1996. 448 с.

Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия

).Издательство

Академия,

2007, М

. с. 624

Мякишева Н.М. Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших

школьников :

Автореф

.

дис

. ... канд. психол. наук.

2009, М

. –с. 185

Наследов

А. Д. Математические методы психологического исследования. –

СПб.:

Речь, 2012. – 392 с.

Немов

Р.С. Психология: Учеб

. для

студ.

высш

.

пед

. учеб. заведений: В 3 кн. —4-е изд. —

Гуманит

. изд. центр

Владос

,

2003. М

. –с. 688

Олпорт

, Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462с

Протасова И. Н. Влияние типологических особенностей личности на формирование когнитивного стиля «

аналитичность

– синтетичность».

Дисс

. …канд. психолог

. наук

. – Новосибирск, 1998.

Равич

-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека - М., 1988.

Русалов

В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итого и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. - № 5.

Русинова

Л.П.Педагогический

словарь по темам: учеб

. пособие

/сост. Л.П .

Русинова

. Сарапул,2010

Селиванов В. В. Когнитивный стиль в процессе мышления // Психологический журнал. 1989. - Т. 10. - № 4.

Сергеев, C. Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили // Школьные технологии. - 2010а. - № 4 - С. 43-51.

Серегина Т. Н. Черты личности и когнитивный стиль: взаимодействие и роль в успешности обучения.

Дисс

. …канд. психолог

. наук

. – Краснодар, 2001.

Скотникова

И. Г. Реализация когнитивного стиля в познавательных стратегиях как проявление его содержательной стороны // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.

Колги

. –Таллинн, 1986. – С. 51 - 55.

Тарасун

 В. В.

Трансверсальні

здібності: оцінювання і розвиток – [

Нау

ково-методичний посібник] / В. В. 

Тарасун

, О. І. 

Мякушко

; [за

ред.

Тарасун

 В. В.] – К. : Актуальна освіта, 2005. – 160 с. з

іл

.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.

Тихомирова И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: Типологический подход // Вопросы психологии. 1988. - № 3.

Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. Издательство «Питер».2004

Черемошкина

Л. В. Способности как факторы профессиональной деятельности // Психология труда: Учебник. – М., 2005.

Чуприкова

Н.И. Принципе дифференциации

когнитичных

структур в умственном развитии, обучение и интеллект / Вопросы психологии.

No

5. Издательство «Столетие».

1990. М

. –с. 31.

Шкуратова И.П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности Опубликовано в сб. Первая российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. КГУ. 2004, Казань

Щебланова

Е.И.Психологическая

диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. Издательство НПО

Щорс.В.В

.

[

Психологічні

особливості

обдарованих

дітей

//

Психологічна

газета. — 2009. — № 9 (129). — май. — С. 17-18.]

http://psylab.info/

http://psihologia.biz

https://ru.wikipedia.org/

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×