Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личности ребенка. | Лисная Светлана Геннадьевна. Работа №351794
В статье рассказывается о коллективной творческой деятельности, ее видах и этапах. Приводятся примеры из личного опыта работы по огранизации и проведению КТД с пошаговым описанием. Подробно рассказывается о положительном влиянии коллективной творческой деятельности не только на учащихся, но и на педагога.
Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личности ребенка.
Современные дети сильно отличаются от тех, что были пятнадцать – двадцать лет назад. У одних встречается завышенная оценка своих знаний, они не принимают разные точки зрения, не желают думать. Другие, в силу разных причин чувствуют себя одинокими и незащищенными. Изменилась социальная среда развития современных детей. Высокая информированность детей, наличие множества современных гаджетов часто приводит к сосредоточению внимания детей на бесполезные, а часто даже вредные знания. Особую роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Это та социальная среда, в которой воспитываются способности личности. Для организации определенной жизнедеятельности коллектива нужен творческий подход. Одной из воспитательных технологий является технология коллективной творческой деятельности.
Технология коллективной творческой деятельности – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании его и анализе результатов.
Виды КТД могут быть различные, – трудовые, познавательные, художественные, экологические, спортивные, досуговые. Но все они направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучениям правилам и формам совместной работы, взаимопомощи и поддержке. Я расскажу об этапах подготовки и проведения КТД из личного опыта работы в МБУДО «Юность».
Первый этап – это всегда этап задумки. Здесь происходит коллективное общение, предлагаются интересные идеи всеми участниками коллектива. Мы с воспитанниками обсуждали виды декоративно-прикладного творчества, и один из участников сказал, что ему хотелось попробовать валять из шерсти. Другие ребята поддержали его, я как педагог, тоже была за. Так у нас появилась идея.
Следующий этап – это этап начальной организации – коллективное планирование и распределение поручений по подготовке. Мы с ребятами посмотрели работы, изучили различные техники, определили день, время проведения занятий и ответственных за подготовку материалов и инструментов, необходимых в работе.
После подготовки проходит обсуждение и индивидуальное разделение обязанностей. В нашем случае, мы с ребятами обсуждали чем конкретно каждый хочет заниматься, что именно хочет сделать. При организации мы учитывали личностные интересы каждого из учеников, чтобы знать какую форму работы лучше использовать
После всех подготовительных работ и проведения инструктажа по технике безопасности, мы начали творить. Воспитанники валяли впервые, они советовались и помогали друг другу. Конечно, я, как педагог направляла их и подсказывала. Т.е. в нашем коллективе соблюдалось несколько условий: общая забота, товарищество, взаимопомощь, чистое творчество, а не шаблон. В результате, у каждого получилось полноценное изделие.
После проделанной работы мы организовали выставку, пригласили педагогов и родителей. Ребята и я остались довольны процессом и результатом.
Подводя итог, хочу сказать, КТД дает дополнительные возможности как детям, так и взрослым.
Обучающим она дает возможность:
– выявлять, реализовать и развивать творческие способности
– расширить знания
– проявить организаторские способности
– развивать коммуникативные навыки
Ощутимая польза от КТД и для педагога. При таком виде деятельности мы не только лучше изучаем детский коллектив, но и объединяем учащихся, управляем процессом развития личности ребенка. Кроме этого, в КТД педагог развивает свой творческий потенциал и совершенствует организаторские возможности.
Мы многому учимся у детей, вовлеченных в КТД, без этого не может быть полноценного сотрудничества. В силу занятости, забот, «взрослых» проблем, мы не всегда способны угнаться за интересными новинками, новыми видами творчества. На помощь нам могут прийти детские креативные идеи в КТД. Т.о. мы не только развиваем личность ребенка, но и повышаем свое профессиональное мастерство, улучшая образовательный процесс в целом.