Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние лингвистических игр на мышление человека | Голомолзин Егор Алексеевич, Цветкова Марина Васильевна. Работа №309404

Дата публикации:
Автор:
Описание:

По мнению Григоренко Л.Б., «Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции человека.».

Использование игр в деятельности – важный фактор в развитии человека.

Но вопрос заключается в том, что пока неясно, в какой степени использование таких игр влияет на развитие мышления? Это проблема, которая требует исследования. 

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»

 

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательская работа

Тема:

«Влияние лингвистических игр на мышление человека»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Голомолзин Е.А.,

студент группы Ис-114

Научный руководитель:

Цветкова М.В.

 

 

 

 

 

 


Вводная часть

 

Значение русского языка для каждого в Российской Федерации огромно. Недаром в 2005 году принят Закон о языке, который гласит: «Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.» [2;1]. Этот закон даёт огромные возможности для развития в разных областях: социальная, психологическая, интеллектуальная. Для любого человека последняя область является приоритетной, поскольку получение образование непосредственно связано с мыслительной деятельностью. Недаром Маркс К. говорил: «Язык есть непосредственная действительность мысли» [5;8]. Это заключение ученого говорит о взаимодействии языка и развитости мышления. Недаром известный академик Черниговская Т.В профессор, лингвист, член-корреспондент РАО считает, что «Мозг всегда должен выполнять работу. Это спасает его от угасания». По её мнению, выполнение трудного задания будет способствовать появлению новых нейронных связей. Она уверена, что обучение способствует развитию мышления. Исследователь Яковлева Е.В. делает выводы о том, что «нельзя научиться правильно рассуждать, изучая логику в отрыве от её применений, так же как невозможно стать грамотным, изучая грамматику в отрыве от живого языка» [12;116].

По мнению Григоренко Л.Б., «Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции человека [12;1].

Использование игр в деятельности важный фактор в развитии человека.

Но вопрос заключается в том, что пока неясно, в какой степени использование таких игр влияет на развитие мышления? Это проблема, которая требует исследования. Чтобы её решить сформулируем гипотезу: при условии использования лингвистических игр в одной из малых групп, будет развиваться мышление человека.

Для проверки данной гипотезы сформулируем цель работы: изучить влияние лингвистических игр на мышление человека.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучение

теоретической литературы о

влияния лингвистических игр на мышление человека

;

Проведение эксперимента по определению влияния лингвистических игр на мышление человека

.

Для исследования мы будем использовать методы: наблюдение, анализ, эксперимент.

Область исследования: лингвистика.

И предмет нашего исследования: лингвистические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть. Лингвистические игры

 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.»

В.А. Сухомлинский [10;1]

 

1.1 Лингвистические игры в обучении

Русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам.

Лингвистические игры помогают привить интерес к учению, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний. О том, что интерес к делу помогает его освоить, облегчает работу, писала Крупская Н.К.: «Интересная работа облегчает ее выполнение, учить лучше, работать лучше воспитывать сознательное отношение к труду» [10;10].

С древности игра использовалась как средство обучения детей. В игре ребёнок с большим интересом и удовольствием выполняет то, что ему кажется не под силу. Недаром В. Сухомлинский сказал: «Ребёнок – это пытливый исследователь, который познаёт мир, делает новые открытия через игру» [10;10].

Также советский всемирно известный педагог Макаренко создал целый комплекс игр. Не проходило ни единой недели, чтобы не создавалось какая-нибудь новая игра. Он считал, что в комплексе игр не должны быть элементы, которые воспитывают человека и его навыки. Не зря он считал, что «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [4;1]. В игре ребёнок получает новые знания, развивает свои способности, формирует личные интересы.

1.2 Разнообразие лингвистических игр

Заставить ребёнка или подростка играть нельзя, но увлечь можно. Очень важный, если не самый важный, психологический секрет игры заключается в том, что она обязательно должна быть сконструирована на интересе, любопытстве и добровольности ребёнка или подростка. Тогда дети с легкостью познают мир через игру.

Лингвистические игры представляют из себя игровое обучение, пополнение словарного запаса, усовершенствования логики и скорости мышления. Обучающий характер лингвистических игр основан на важной закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремление к действию. Дети проявляют логику, способность мыслить в умственной деятельности. Лингвистические игры – это некий кластер действий, направленных на усовершенствование своих лингвистических умений и знаний.

Игровые действия являются основой любой игры. Лингвистические игры сложны и многогранны в данном контексте. Можно придумать любой сюжет для игры (такой формат подходит для детей помладше), а также можно просто поиграть в игру на листочке (такой формат подойдёт для детей постарше и подростков). Лингвистические игры подходят не только для усвоения учебных знаний, но и для развития скорости мыслительных процессов у детей, их способностей и логики.

Игры вызывают у школьников и студентов большой интерес к изучаемым предметам, Игра и игровые технологии позволяют приобретать навыки уверенного поведения в той или иной ситуации и обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении определённых обязанностей, приучает быстрее производить анализ результатов своих или чужих действий, а также позволяют развить индивидуальные качества и особенности каждого ученика, воспитывают познавательную активность, преподнести учебный материал увлекательным, задать верный настрой на обучение.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что лингвистические игры благотворно влияют на мозг и мышление человека, не стоит их недооценивать. Лингвистические игры с уверенностью можно считать за самостоятельную педагогическую единицу, она является эффективным способом обучения, её возможности можно использовать для познания любого языка.

 

 


Глава 2. Практическая часть. Эксперимент

2.1 Подготовка и проведение эксперимента

Подготовка

Для реализации поставленных задач мы провели такую работу:

С самого начала мы подумали, каким образом будет происходить эксперимент. На данном этапе у нас возникло очень много вопросов таких как: Какую игру выбрать? Кто будет участвовать в эксперименте? Когда проводить игры? Что будет свидетельствовать о проведении игры? Сколько игр нужно провести? Как настроить ребят на процесс эксперимента? Как проанализировать характеристики до и после эксперимента?

Какую игру выбрать?

Данный вопрос очень сложен, так как игр много, но какая подойдёт именно для наших целей? Подойдёт игра, которая развивает скорость мышления, логику и словарный запас. Давайте рассмотрим несколько игр:

«Скрытые мотивы»

Правила: Делим группу на пары. В каждой паре один из участников придумывает ситуацию. Напарник пытается найти силлогизмы.
Пример: студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

Развивает: логику.

Данная игра нам не подходит, так как развивает только логику, а нам нужна игра, которая развивает помимо логики ещё и скорость мышления, а также которая позволяет пополнить словарный запас.

«Один день из жизни»

Правила: Нужно выбрать любую профессию. Составить совместными усилиями рассказ из одних существительных, глаголов, прилагательных о трудовом дне человека, который работает тем, кого выбрали в самом начале игры.

Пример: рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

Развивает: логику.

Данная игра нам не подходит, так как развивает только логику, а нам нужна игра, которая развивает помимо логики ещё и скорость мышления, а также которая позволяет пополнить словарный запас.

«Пики-

фамы

»

Правила: задача игры - отгадать слово соперника, состоящее из 5 неповторяющихся букв, строя логические связи между ответами противника. Чтобы слово разгадать, участники поочередно записывают по одному слову. Противник должен указать количество букв, которые есть в его слове (пики или фамы).

Пример: Противник загадал слово БРОШЬ. Слово ЛЯЛЯ. В загаданном слове БРОШЬ нет ни одной буквы из слова ЛЯЛЯ. В пиках надо указать количество букв, которые занимают правильное место в слове, а в фамах- количество букв, которые стоят не на своем месте. То есть П-0, Ф-0. Соперник сказал слово БОБ. Я отмечаю, что П-1, ф-2. Из моего слова здесь 2 буквы Б и 1 буква О. Одна буква Б стоит на своём месте, а вторая нет. Также буква О стоит не на своём месте.

Развивает: скорость мышления, логику и словарный запас.

Данная игра подходит по всем параметрам, поэтому её и возьмём.

Кто будет участвовать в эксперименте?

В эксперименте будут участвовать студенты группы Ис-114.

Когда проводить игры?

Игры можно будет проводить на переменах между парами. Такое решение основано на том, что мешать учебному процессу никак нельзя.

Что будет свидетельствовать о проведении игры?

Создали карточки. Они удобны для игры: на них есть алфавит, таблица для указания пик и фам, поля для указания даты проведения игры, времени начала и конца. Пример заполненной карточки одним из участников эксперимента вы видите в приложении (Рис. 1).

Сколько игр нужно провести?

Для усваивания материала человеку нужно регулярно выполнять какие-то действия с некоторым диапазоном для отдыха мозга. В нашем случае студентам нужно будет играть несколько раз в течение 2 недель с интервалом проведения игр в 1-3 дня.

Как настроить ребят на процесс эксперимента?

Для мотивации ребят мы рассказали, какие перспективы их возможно ожидают: пополнение словарного запаса, усовершенствование таких параметров, как логика и скорость мышления. Не все согласились на эксперимент, но для его проведения нам достаточно и малой группы.

Как проанализировать характеристики до и после эксперимента?

Для решения данной проблемы было решено провести тестирование студентов на логику и скорость мышления. Для удобства анализа результатов было также решено сделать Google-форму с такими вопросами, как: «ФИО», «Группа», «Время начала теста на логику», «Время окончания теста на логику», «Результат теста на логику (в процентах)», «Время начала теста на скорость мышления», «Время окончания теста на скорость мышления», «Результат теста на скорость мышления (в процентах)».

Проведение

Была собрана малая группа студентов (16 человек). Мы разделили участников на 2 группы (группы по 8 человек) – 1 группа будет играть (активная), а 2 группа нет (пассивная). Провели первичное тестирование в 2 группах.

(Рис.2)

 

 

(Рис.3)

ис.4)

 

 

 

 

ис.5)

Общие результаты первого теста на логику: 55% - 1 человек, 60% - 4 человека, 65% - 2 человека, 70% - 5 человек, 75% - 3 человека, 80% - 1 человек.

ис.6)

Общие результаты теста на скорость мышления: 60% - 1 человек, 65% - 1 человек, 70% - 1 человек, 75% - 5 человек, 80% - 2 человека, 85% - 2 человека, 90% - 1 человек.

Результаты первого теста в пассивной группе:

Средний результат по итогам теста на логику: время, затраченное на выполнение теста – 21 минута, результаты правильных ответов в процентах – 70%.

Средний результат по итогам теста на скорость мышления: время, затраченное на выполнение теста – 17 минут, результаты правильных ответов в процентах – 75%.

Результаты первого теста в активной группе:

Средний результат по итогам теста на логику: время, затраченное на выполнение теста – 22 минуты, результаты правильных ответов в процентах – 65%.

Средний результат по итогам теста на скорость мышления: время, затраченное на выполнение теста – 16 минут, результаты правильных ответов в процентах –75%.

Общее среднее время по тесту на логику: 21,5 минута.

Общее среднее время по тесту на скорость мышления: 16,5 минут.

Данные показатели времени являются важными для того, чтобы сравнить конечный показатель с данными результатами. Это покажет, повлияли ли игры на мышление человека.

Провели в активной группе лингвистическую игру «Пики-фамы» с интервалом игры для каждого 1-3 дня на 2 недели (Таблица № 1). Для удобства карточки заполняли в электронном виде.

Прошло 2 недели. Мы провели окончательное тестирование в 2 группах.

ис.7)

 

ис.8)

Общие результаты теста на логику: 65% - 4 человека, 70% - 1 человек, 75% - 2 человека, 80% - 5 человек, 85% - 1 человек, 90% - 2 человека, 95% - 1 человек.

ис.9)

 

Общие результаты теста на скорость мышления: 60% - 2 человека, 65% - 3 человека, 70% - 2 человек, 75% - 1 человек, 80% - 5 человек, 85% - 1 человек, 90% - 1 человек, 95% - 1 человек.

Результаты последнего теста в пассивной группе:

Средний результат по итогам теста на логику: время, затраченное на выполнение теста – 21 минута, результаты правильных ответов в процентах – 70%.

Средний результат по итогам теста на скорость мышления: время, затраченное на выполнение теста – 19 минут, результаты правильных ответов в процентах – 70%.

Результаты последнего теста в активной группе:

Средний результат по итогам теста на логику: время, затраченное на выполнение теста – 18 минут, результаты правильных ответов в процентах – 85%.

Средний результат по итогам теста на скорость мышления: время, затраченное на выполнение теста – 15 минут, результаты правильных ответов в процентах – 80%.

На этот раз результаты показали, что в группе, которая играла в игру «Пики-фамы» результаты, по сравнению с теми, что были в первом тестировании выросли на 5% по тесту на логику и на 20% по тесту на скорость мышления. Также уменьшились временные показатели, что несомненно хорошо. В то время, как результаты 2 группы, которая не играла в игру «Пики-фамы» остались примерно на прежнем уровне.

Общее среднее время по тесту на логику: 19,5 минута.

Общее среднее время по тесту на скорость мышления: 17 минут.

Сравнив эти показатели общего времени с предыдущими, можно сделать вывод, что общие результаты на общее время по тесту на логику уменьшились на 2 минуты примерно 9%. А общие результаты времени по тесту на скорость мышления выросли на 0,5 минуты – примерно 3%.

Сравнивая общие результаты, мы пришли к выводу, что по последнему тесту на логику большинство участников набрало 80%, что на 10% больше, чем по первому тесту на логику. Также по последнему тесту на скорость мышления большинство участников набрало 80%, что на 5% больше, чем по первому тесту на скорость мышления.

Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать общий вывод, что лингвистические игры положительно влияют на мышление человека. Играя в лингвистическую игру «Пики-фамы», можно усовершенствовать свои показатели скорости мышления и логики.

2.2 Результаты эксперимента

Проанализировав карточки игр участников эксперимента, мы выяснили, что в начале игроки играли гораздо дольше, чем в конце. Это связано с тем, что для всех участников эксперимента игра была новой, неизвестной, а также с тем, что игроки постепенно усовершенствовали скорость мышления и логику.

ис.10)

Из таблицы видно, что больше всех побед одержал Игрок 6, но также Игрок 4 хорошо отыграл, он отстаёт всего лишь на 1 победу от Игрока 6. У всех участников эксперимента разное количество побед. Это связано с разным развитием скорости мышления и логики игроков.

 


Заключение

 

В ходе исследования мы изучили теоретическую литературу о влиянии лингвистических игр на мышление человека и провели эксперимент по определению влияния лингвистических игр на мышление человека. Экспериментальным путём мы выяснили, что если периодически играть в лингвистические игры, то можно улучшить свои показатели по логике и скорости мышления.

Исследование показало, что регулярное проведение лингвистических игр через 1-3 дня поможет улучшить свои скорость мышления и логику. Для совершенствования навыков мышления достаточно просто играть со своими друзьями, знакомыми в игры, которые развивают тот или иной навык человека.

В ходе исследования мы добились выполнения поставленных задач. Эксперимент можно считать результативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Брюшинкин

В.

,

«

Практический курс логики для гуманитариев

» -

https://studfile.net/preview/6266522/page:4/

Государственная

Дума,

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕНН

ОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» -

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/

-

Ермолаева Ж.Е

,

«5 словесных и лингвистических игр

на занятиях по русскому языку» -

https://www.eduneo.ru/5-slovesnyx-i-lingvisticheskix-igry-na-zanyatiyax-po-russkomu-yazyku/

Иванов

И.П.

,

«Антон Семёнович Макаренко»

-

http://kommunarstvo.ru/stoki/stomak.html

Кацнельсон

С.Д.

,

«Краткий очерк языкознания»

-

https://crecleco.seriot.ch/textes/KACNELSON41/1.html#:~:text

Кобзева Д.В

,

«Лингвистические игры на уроках русск

ого языка в аспекте морфологии» -

https://mgpu-media.ru/issues/issue-18/teacher-new-school/linguistic-games.html

Минина М.Н.

,

«Игровые технологии в обучении»

-

https://ped.bobrodobro.ru/26946

Постников С.В., Постникова О.А.

,

«

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ

» –

https://science-education.ru/ru/article/view?id=25066

Сухомлинский

В.А.

,

«Сердце отдаю детям»

-

https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-33.shtml#:~:text

Сухомлинский В. А

,

«Цитаты великих людей о воспитании ребенка»

,

http

://

www

.

aforism

.

su

/9_10.

html

#:~:

text

=%

D

0%9

C

%

D

0%

B

0%

D

0%

BA

%

D

0%

B

0%

D

1%80%

D

0%

B

5%

D

0%

BD

%

D

0%

BA

%

D

0%

BE

%20%

D

0%90.,%

D

0%

B

7%

D

0%

B

0%

D

0%

B

6%

D

0%

B

8%

D

0%

B

3%

D

0%

B

0%

D

1%

8

E

%

D

1%89%

D

0%

B

0%

D

1%8

F

%20%

D

0%

BE

%

D

0%

B

3%

D

0%

BE

%

D

0%

BD

%

D

0%

B

5%

D

0%

BA

%20%

D

0%

BF

%

D

1%8

B

%

D

1%82%

D

0%

BB

%

D

0%

B

8%

D

0%

B

2%

D

0%

BE

%

D

1%81%

D

1%82%

D

0%

B

8%20%

D

0%

B

8%20%

D

0%

BB

%

D

1%8

E

%

D

0%

B

1%

D

0%

BE

%

D

0%

B

7%

D

0%

BD

%

D

0%

B

0%

D

1%82%

D

0%

B

5%

D

0%

BB

%

D

1%8

C

%

D

0%

BD

%

D

0%

BE

%

D

1%81%

D

1%82%

D

0%

B

8

Шарипова

Э.М.

,

«Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русс

кому языку» -

https://cyberpedia.su/21xc77a.html

Яковлева Е.В.

,

«Проблема формирования логическ

ой культуры мышления студентов»

-

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-logicheskoy-kultury-myshleniya-studentov


Приложение

 

Пики –фамы

Дата игры 06.03.2022_______________________________________________________

Время игры: 15 минут________________________________________________________

Игроки: Игрок 2, Игрок 3

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Угаданное слово: Номер______________________________________________

___________

Кто победил: Игрок 2

Рис. 1 - Карточка

 

Таблица 1

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×