Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников" | Яковлева Светлана Александровна. Работа №351172

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников — это важная тема, которая заслуживает детального рассмотрения. Мелкая моторика включает в себя координацию движений маленьких мышц, особенно рук и пальцев. Она играет ключевую роль в формировании речевых навыков у детей в возрасте от трех до семи лет.

 

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

Речь имеет в жизни огромное значение. Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников — это важная тема, которая заслуживает детального рассмотрения. Мелкая моторика включает в себя координацию движений маленьких мышц, особенно рук и пальцев. Она играет ключевую роль в формировании речевых навыков у детей в возрасте от трех до семи лет.

 

Важность мелкой моторики для речевого развития

 

1. Связь между движениями рук и речью. Развитие мелкой моторики способствует улучшению координации и точности движений. Когда дети манипулируют предметами (например, конструкторами, бусинами, карандашами), они не только развивают свои физические навыки, но и активизируют зоны мозга, отвечающие за речь.

2. Активизация мозговой деятельности. Исследования показывают, что выполнение задач, требующих мелкой моторики, активирует участки мозга, связанные с языковыми функциями. Например, игры с пластилином или лепка помогают детям научиться формировать звуки и слова более эффективно.

3. Улучшение фонематического слуха. Занятия, развивающие мелкую моторику, также способствуют формированию фонематического слуха — умения различать звуки. Это важно для освоения языка, так как понимание звучания слов и их структуры является основой для речевого общения.

4. Социальные навыки и коммуникация. Игры, связанные с развитием мелкой моторики, часто являются коллективными. Это помогает детям взаимодействовать друг с другом, обсуждать процесс игры, делиться впечатлениями, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков.

 

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают:

– Пальчиковая гимнастика

– Упражнения с массажным мячом

– Пальчиковый театр

– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами

– Пластилинография

– Игры моталочки

– Игры со счетными палочками

– Ниткография

– Вырезальный тренажер

– Рисование пальчиками, ладонью

– Игры с предметами домашнего обихода:

с макаронными изделиями, с крупой

с прищепками

с резинками, бусами, заколками,

– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты 

– Игры с песком и водой

 

Методы развития мелкой моторики.

Для того чтобы развивать мелкую моторику у дошкольников и тем самым стимулировать их речевое развитие, можно использовать следующие методы:

- Творческие занятия. Рисование, лепка из пластилина, аппликации и другие виды творчества способствуют развитию моторики и фантазии.
- Игры с мелкими предметами. Занятия с конструкторами, пазлами, мозаиками требуют от детей точности и аккуратности, что положительно сказывается на их моторных навыках.

- Специальные упражнения. Например, игры на координацию и ловкость, такие как «Собери шарики», «Переноси мелкие предметы с одной руки на другую».

 

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

-Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

-Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

- Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

- Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

- Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

- Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

- Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

- Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Таким образом, развитие мелкой моторики у дошкольников имеет прямое влияние на их речевое развитие. Родители и воспитатели могут активно способствовать этому процессу, внедряя в повседневную практику игры и занятия, которые не только развлекают, но и обучают детей. Заботясь о развитии мелкой моторики, мы закладываем основы для успешного освоения речи и общения в будущем.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×