Влияние методов контроля и самоконтроля на формирование естественно-научной грамотности школьников в процессе изучения физики | Елесина Светлана Владимировна. Работа №343066
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования естественно-научной грамотности школьников через методы контроля и самоконтроля в процессе изучения физики. Рассматриваются основные подходы к организации контроля знаний, их влияние на учебные результаты и развитие познавательной активности. Особое внимание уделено роли самоконтроля, как важного фактора развития самостоятельности и ответственности учащихся за свои учебные достижения.
Ключевые слова: контроль, самоконтроль, естественно-научная грамотность, физика, методы обучения, оценка знаний, самостоятельность.
ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Елесина Светлана Владимировна, учитель физики
ГБУ ОО "Средняя общеобразовательная школа 25" г. Мелитополь
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования естественно-научной грамотности школьников через методы контроля и самоконтроля в процессе изучения физики. Рассматриваются основные подходы к организации контроля знаний, их влияние на учебные результаты и развитие познавательной активности. Особое внимание уделено роли самоконтроля, как важного фактора развития самостоятельности и ответственности учащихся за свои учебные достижения.
Ключевые слова: контроль, самоконтроль, естественно-научная грамотность, физика, методы обучения, оценка знаний, самостоятельность.
Естественно-научная грамотность — это способность человека применять знания и методы естественных наук для решения жизненных ситуаций. Развитие этой грамотности в школе является одной из приоритетных задач, особенно в процессе изучения физики, как одного из ключевых предметов естественно-научного цикла. Важным аспектом формирования естественно-научной грамотности является использование методов контроля и самоконтроля, которые помогают учащимся оценивать уровень своих знаний, корректировать ошибки и развивать навыки самостоятельного обучения.
Контроль знаний — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая позволяет не только проверять уровень усвоения материала, но и активно влиять на развитие учащихся. В физике, как в естественной науке, контроль должен быть направлен на проверку теоретических знаний, навыков решения задач, уумений проводить эксперименты и анализировать их результаты.
Текущий контроль осуществляется в форме тестов, опросов, контрольных работ, решения задач на уроке и лабораторных работ. Важно, чтобы проверки носили систематический характер и охватывали все аспекты изучаемого материала.
Промежуточный и итоговый контроль проводятся по завершению изучения тем и разделов, а также по итогам четверти или года. Их цель — оценить общий уровень усвоения материала и готовность к дальнейшему обучению.
Контроль знаний не должен ограничиваться проверкой фактического усвоения материала. Он должен также стимулировать учащихся к самостоятельной работе, развитию исследовательских умений и критического мышления.
Самоконтроль играет ключевую роль в формировании самостоятельности и ответственности школьников за свои учебные результаты. Именно в процессе самоконтроля ученик учится объективно оценивать свои успехи, выявлять пробелы в знаниях и работать над их устранением.
Методы самоконтроля включают самостоятельные тесты и задания, которые учащиеся могут выполнять для проверки своих знаний; ведение записей ошибок, где фиксируются недочеты, допущенные в контрольных работах, и анализируются их причины; использование критериев оценки для самопроверки. Учащимся можно предложить заранее разработанные критерии, по которым они смогут оценить свои работы; самоанализ выполненных заданий и проектов.
Контроль и самоконтроль в обучении физике оказывают значительное влияние на формирование естественно-научной грамотности. Это проявляется через несколько ключевых аспектов. Регулярный контроль знаний стимулирует учащихся к более ответственному подходу к обучению. Самоконтроль позволяет почувствовать личную ответственность за результаты и поднимает самооценку школьников, когда они видят прогресс в своих знаниях. Данный процесс также помогает учащимся научиться критически оценивать свои действия и решения. Это важно для формирования естественно-научной грамотности, так как в естественных науках особенно ценится способность к анализу и интерпретации данных. Ученики, которые развивают навыки самоконтроля, становятся более самостоятельными. Они учатся планировать свое обучение, ставить цели и оценивать свои успехи. Это способствует успешной подготовке к олимпиадам и конкурсам, а также к дальнейшему обучению в старших классах и вузах. Кроме того, рассматриваемые методы помогают школьникам не только запоминать факты, но и понимать принципы и законы физики, что особенно важно для развития естественно-научной грамотности.
На уроках физики можно использовать разнообразные методы контроля и самоконтроля. Например, самостоятельные лабораторные работы с последующим самоанализом. Ученики проводят эксперименты и затем самостоятельно оценивают правильность своих действий, а также качество полученных результатов. Эффективным методом также является проведение тестов с последующей самопроверкой. Учащимся даются задания, которые они решают самостоятельно, после чего проводят проверку с помощью предоставленных ответов. Платформы, такие как "Яндекс.Учебник" или "Российская электронная школа", предлагают тесты и задания с автоматической проверкой и обратной связью, что значительно облегчает процесс самоконтроля.
Таким образом, методы контроля и самоконтроля играют важную роль в процессе обучения физике и формировании естественно-научной грамотности школьников. Они не только способствуют более глубокому усвоению знаний, но и развивают у школьников критическое мышление, самостоятельность и ответственность за свои результаты. Внедрение эффективных методов контроля и самоконтроля на уроках физики является важным шагом на пути к качественному образованию.
Список литературы
Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Абдулаева, А.В.
Ляпцева
; под ред. И.Ю. Алексашиной. - Москва: Просвещение, 2020. - 224 с.
Демидова М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю.
Добротин
, В.С.
Рохлов
// Педагогические измерения. - 2020. -№ 2. - С. 8-19.
Елманова
И.В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся / И.В.
Елманова
// Вестник научных конференций. - 2015. - № 1. - С. 68-70.