Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние мобильных телефонов на учебную деятельность | Ольга Эдуардовна Акимова. Работа №351591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Научная статья о влиянии гаджетов на учебную деятельность современных школьников.                                                                                                                                                                                                                                                         

 

Влияние мобильных телефонов на учебную деятельность

Развитие информационных технологий достигло фазы, когда смартфоном владеет почти каждый школьник. Большое разнообразие приложений и функционал смартфонов привлекают педагогов и обучающихся своими возможностями, и вместе с тем неизвестные угрозы, связанные с современными мобильными телефонами, вызывают беспокойство. Современные гаджеты становятся причиной конфликтов, помехой на уроках и конкурентом эффективного времяпровождения, он может выступать, как отвлекающий от занятий объект, который может стать источником формирования мобильной зависимости и других форм психических нарушений [1]. Мобильный телефон — это переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи [6]. Исследования показывают, что наличие у взрослого человека или у ребенка мобильного телефона приводит к ряду положительных эффектов, например, — это возможность устанавливать и поддерживать благоприятные взаимоотношения, быть на связи с родителями и друзьями. Но есть и отрицательные последствия чрезмерного использования гаджета: тревога, потеря чувства безопасности, частые изменения настроения, беспокойство из-за проблем с доступом к сервисам, нарушения сна, частые пробуждения для проверки поступивших сообщений или звонков, физические симптомы (боль в шее, эффект сухих глаз, нарушения зрения и др.) [2].

Неблагоприятными воздействиями на растущий организм от мобильных устройств можно определить:

Электромагнитное и

злучение в микроволновом диапа

зоне, которое обладает свойством проникновения через ткани организма, и как следствие повышение их температуры;

Высоким уровнем сенсорной стимуляции мобильных устройств растущего организма за счет интенсивного потока цифровой информации, что

способствует снижению чувстви

тельности структур мозга ребенка;

Повышенной нагрузкой н

а орган зрения, из-за не доста

точного размера шрифта [4].

 

По мнению членов Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, опасность воздействия ЭМП РЧ мобильных телефонов на детский организм характеризуется неблагоприятными последствиями развития патологических реакций, в том числе опухолей головного мозга, слухового и вестибулярных нервов [5]. Следует сказать, что даже сам факт нахождения включенного смартфона в пределах доступности (на парте, в сумке) влияет на когнитивные функции (память и внимание), тем самым снижая их работоспособность. Данный эффект называется «brain-drain» и означает ослабление когнитивных функций мозга, именно он оказался особенно ярко выраженным у студентов и школьников, зависимых от смартфона [7]. Сведения о зависимости от мобильного телефона, в том числе в подростковом и юношеском возрасте, весьма неоднозначны. Показатели могут варьироваться в весьма широких пределах — от 5 до 60%, это объясняется различиями в определении самого оцениваемого объекта, в используемых методах оценки (опрос, интервью, заочный опрос через Интернет и др.) и стране проведения. Например, во Франции использование мобильного телефона в школе запрещено законодательно. В Великобритании каждая школа вправе вводить свои ограничения на использование телефона и запреты могут по-разному проявляться в зависимости от возраста школьника. В частности, 10-летнему ученику может быть разрешено использовать телефон только 1 раз в неделю, 11-летнему — три раза и т. д. Такие меры направлены на формирование чувства ответственности и призваны противодействовать формированию зависимости от мобильного телефона. В одном из проведенных в Великобритании исследований было установлено, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%. [3] В Российской Федерации с 1 января 2021 года вступили в силу Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, согласно которым «для образовательных целей мобильные

средства связи не используются». Мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета в связи с тем, что такие гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки. Новые санитарные правила устанавливают, в том числе требования к образовательному процессу с применением электронных средств обучения. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см, минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, для планшета — 26,6 см [8]. Конечно, в современном мире мы не сможем на 100% лишить возможности учащихся использовать мобильные телефоны, так как они стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Но можно выделить ряд преимуществ использования смартфонов в учебной деятельности. Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовывать обучение с использованием электронных учебников, учебных курсов и файлов, которые специально разрабатываются для различных приложений смартфона. Их преимущество состоит в том, что ребенок может выполнять задания, не только которые дает им учитель, но и самому выбирать, что ему будет интересней решить, также просматривать полезные видеоролики, слушать аудиокурсы и аудиокниги, благодаря чему ребенок может глубже проникнуть в суть темы и ознакомиться с дополнительным материалом [9]. Проанализировав ряд исследований, можно прийти к выводу, что в настоящее время почти у каждого второго школьника есть смартфон, и лишь маленький процент (1–2%) — это те дети, у которых телефон без операционной системы. Также, судя по данным, большая часть времени, проводимого за телефоном, уходит на общение в социальных сетях, прослушивания музыки, для поиска информации не связанной с учебой, просмотр видео и т. д. Таким образом, воздействие телефона на учебную деятельность детей и подростков не может оцениваться однозначно: существуют не только положительные факторы, но и негативные в том числе. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблемное использование телефона детьми, которое препятствует достижению учебных задач и снижает эффективность обучения, является следствием сформировавшейся зависимости. Для школьников мобильный телефон является неким способом контроля с привычными проблемами подросткового возраста, тем самым выполняя психологическую защитную функцию. Такое проблематичное использование мобильного телефона в подростковом возрасте скорее является ограниченным, и по мере взросления смартфон обретает свое настоящее функциональное предназначение.

Литература:

 

1. Колесников В. Н, Мельник, Ю. И., Теплова Л. И. Мобильный телефон в учебной деятельности современного старшекласс-

ника и студента // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2 (22). 2018 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/mobilnyy-telefon-v-uchebnoy-deyatelnosti-sovremennogo-starsheklassnika-i-studenta.

2. Танея С. Психология чрезмерного использования сотового телефона // Delhi Psychiatry J. 2014. № 17. С. 448–451.

3. Беланд Л.-П., Мерфи Р. Плохая коммуникация: технология, отвлечение внимания и успеваемость учащихся // Дискусси-

онный документ CEP. 2015. № 1350. [Электронный ресурс] URL: http://cep.lse.ac.uk/pubs/download/dp1350.pdf.

4. Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. Исследование влияния мобильных

устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14 № 2 2020 [Электронный

ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-mobilnyh-ustroystv-svyazi-na-zdorovie-detey-i-podrostkov.

5. Григорьев Ю. Г., Самойлов А. С., Бушманов А. Ю., Хорсева Н. И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего ты-

сячелетия // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017. Т. 62, № 2. С. 39–46.

6. Мобильный телефон [Электронный ресурс] Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6506

7. Утечка мозгов: простое наличие собственного смартфона снижает доступные когнитивные способности [Электронный

ресурс] The university of Chicago press journals URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/691462

8. Запрет использования мобильных телефонов в школе распространяется только на учебный процесс [Электронный ре-

сурс] Министерство просвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/press/5697/zapret-ispolzovaniya-mobilnyh-

v-shkole-rasprostranyaetsya-tolko-na-uchebnyy-process/

9. Использование мобильных технологий в процессе образования современного школьника [Электронный ресурс] Инфо-

урок URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-mobilnih-tehnologiy-v-processe-obrazovaniya-sovremennogo-shkolnika937549.

html

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×