Влияние музыкальных занятий на развитие речи и коммуникационных навыков у детей | Гневанова Екатерина Сергеевна. Работа №350169
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния музыкальных занятий на развитие речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные механизмы, через которые музыка влияет на речь, коммуникативную активность и социальные навыки детей. В статье обсуждаются особенности музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении, приводятся примеры конкретных упражнений и методов работы, направленных на улучшение речевых и коммуникативных способностей детей. Рассмотрены теоретические и практические аспекты воздействия музыкальной деятельности на развитие речевого восприятия, артикуляции, фонематического слуха и общей речевой активности.
Ключевые слова: музыкальные занятия, речь, коммуникативные навыки, дошкольники, развитие речи, слуховое восприятие, фонематический слух, артикуляция, музыкальные игры, музыкальная деятельность.
Гневанова Екатерина Сергеевна, музыкальный руководитель
Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения Костинский детский сад - Бутаковский детский сад
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния музыкальных занятий на развитие речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные механизмы, через которые музыка влияет на речь, коммуникативную активность и социальные навыки детей. В статье обсуждаются особенности музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении, приводятся примеры конкретных упражнений и методов работы, направленных на улучшение речевых и коммуникативных способностей детей. Рассмотрены теоретические и практические аспекты воздействия музыкальной деятельности на развитие речевого восприятия, артикуляции, фонематического слуха и общей речевой активности.
Ключевые слова: музыкальные занятия, речь, коммуникативные навыки, дошкольники, развитие речи, слуховое восприятие, фонематический слух, артикуляция, музыкальные игры, музыкальная деятельность.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение для их всестороннего развития. В процессе музыкальной деятельности развивается не только музыкальный слух, чувство ритма и интонации, но и такие важнейшие качества, как память, внимание, восприятие, а также речь и коммуникативные навыки. Это связано с тем, что музыка и речь имеют много общего в своей основе: и там, и там важны интонации, ритмика, артикуляция, звучание. Музыка активирует различные участки мозга, что способствует интеграции речевых и музыкальных функций. В результате занятий музыкой дети получают возможность развивать речевые навыки и коммуникативные способности, которые важны для успешной социальной адаптации и взаимодействия с окружающими.
Одним из важных аспектов музыкальных занятий является то, что в процессе пения и слушания музыки дети учат слова и фразы, запоминают их и повторяют, а также начинают осознавать интонационные и эмоциональные оттенки речи. Музыкальные упражнения, основанные на ритмических движениях, стимулируют слуховую и артикуляционную деятельность, что, в свою очередь, способствует улучшению общей речевой активности. Важно отметить, что музыка оказывает не только прямое влияние на развитие речи, но и косвенное – она помогает создать положительный эмоциональный фон для занятий, способствует уверенности в себе и открытости в общении.
Музыкальные занятия особенно важны для детей, которые только начинают осваивать речь. Например, пение песен, включающих простые слова и фразы, помогает ребенку запомнить их, закрепить их правильное произношение, а также развивать интонацию и правильное ударение. Дети через музыку учат не только фонемы и слоги, но и начинают осознавать структуру языка. Применение различных видов музыкальных упражнений и игр помогает расширить словарный запас, а также учит правильно выстраивать связную речь. Эффективным методом является использование песен с повторяющимися элементами, что способствует автоматизации речи. Дети легче воспринимают и запоминают информацию, если она подана в игровой и музыкальной форме.
Важным фактором, влияющим на развитие речи у детей, является ритм. Ритмические упражнения, такие как хлопки, топанье ногами в такт музыке, помогают развить чувство времени, координацию движений, а также восприятие ритма речи. Когда дети выполняют ритмичные движения под музыку, они начинают чувствовать связи между движением и звучанием, что способствует лучшему восприятию речи и ее организации. Например, пение песен с простыми ритмическими структурами позволяет детям одновременно тренировать речь и двигательную активность.
Кроме того, музыкальные занятия могут служить важным инструментом в развитии фонематического слуха. Правильное восприятие звуков речи, различение схожих звуков (например, с и ш, м и н) является важным элементом формирования правильной артикуляции и произношения. Музыка, с ее разнообразием звуков и интонаций, помогает детям развивать внимание к звучанию и тембру, а также улучшать слуховое восприятие. Развитие фонематического слуха на музыкальных занятиях важно не только для развития речи, но и для общего развития ребенка. Например, упражнения, направленные на различие звуков, могут включать не только музыкальные элементы, но и наглядные пособия, такие как картинки с изображениями различных предметов, звуки которых дети должны различать.
Одним из эффективных методов в обучении детей речи через музыку является использование различных музыкальных игр и упражнений, которые могут развивать не только музыкальные, но и речевые навыки. В таких играх дети могут учить стихи, тексты песен, играть в ролевые игры, активно взаимодействовать с педагогом и друг с другом, тем самым тренируя не только речевые, но и социальные навыки. Например, игра Угадай, кто поет? помогает детям развивать слух и память, а также учит их правильно воспринимать интонации и эмоции в речи. В этой игре дети могут не только слушать музыку, но и имитировать звуки животных, предметов или людей, что способствует расширению их лексического запаса.
Еще одним важным аспектом является использование ритмических упражнений, которые способствуют развитию речевой моторики. Простые ритмичные движения, такие как хороводы, ладошки и хлопки, тренируют координацию движений и помогают детям развить не только чувства ритма, но и артикуляцию, улучшая контроль над речевым аппаратом. В процессе таких упражнений дети учат не только движения, но и слова, фразы, повторяя их вслух, а также начинают осознавать важность правильной интонации в речи. Когда дети выполняют ритмичные движения под музыку, их внимание сосредоточено на звуке, что способствует лучшему восприятию речи и ее организации.
Занятия музыкой являются важным компонентом в формировании социальных и коммуникативных навыков у детей. В музыкальных играх и упражнениях дети взаимодействуют друг с другом, учат новые слова, делятся впечатлениями и эмоциями. Пение в группе способствует развитию чувства коллективизма и умения работать в команде. Например, выполнение совместных музыкальных проектов или участие в хоровом пении помогает детям развивать навыки совместной деятельности, учиться учитывать интересы других, выстраивать социальные связи через музыку. Это также позволяет детям развивать такие важные коммуникативные навыки, как слушание, понимание чужой точки зрения и адекватное реагирование на слова и поступки других.
Кроме того, музыкальные занятия создают атмосферу для эмоционального общения. В процессе пения, движения и игры дети могут выразить свои эмоции, научиться передавать чувства с помощью музыки, что важно для их эмоционального развития. Совместное пение песен, игра на музыкальных инструментах или участие в музыкальных играх позволяют детям находить общий язык с окружающими, открывать для себя мир общения и взаимодействия с людьми.
Таким образом, влияние музыкальных занятий на развитие речи и коммуникативных навыков у детей является многогранным и многозадачным процессом. Музыка способствует развитию речи не только через пение и игровые элементы, но и через активное вовлечение детей в слуховую, моторную и эмоциональную деятельность. Важным аспектом является то, что музыкальные занятия создают уникальные условия для гармоничного развития детей, формируя у них не только речевые, но и социальные, эмоциональные и когнитивные навыки, необходимые для успешной жизни в обществе. Применение правильных методов и техник на музыкальных занятиях позволяет педагогам значительно повысить уровень речевой и коммуникативной активности детей, способствуя их всестороннему развитию.
Список литературы
Волчегорская Е. Ю., Гладкова Е. А. Музыкальная деятельность как средство эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-emotsionalno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Когут А.А. К вопросу формирования коммуникативной компетентности современных детей старшего дошкольного возраста // ИСОМ. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-sovremennyh-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-v-rechevom-razvitii-mladshih-doshkolnikov