Влияние музыкотерапии на формирование личности дошкольника | Леонтьева Татьяна Брониславовна. Работа №350583. Номер работы: №350583
Аннотация. Музыка играет важную роль в развитии личности ребенка, особенно в возрасте дошкольного периода. В статье рассматривается влияние музыкотерапии на формирование психоэмоциональной и социальной стороны ребенка. Описаны различные аспекты работы музыкального руководителя в детском саду, использование музыки как средства для развития речи, моторики, эмоциональной сферы, а также в создании благоприятной атмосферы для социальных взаимодействий. Приведены практические примеры музыкальных игр, занятий и мероприятий, которые способствуют гармоничному развитию личности дошкольника.
Ключевые слова: музыкотерапия, личность дошкольника, музыкальное воспитание, эмоциональное развитие, социальная адаптация, музыкальные игры.
Влияние музыкотерапии на формирование личности дошкольника
Леонтьева Татьяна Брониславовна, музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 3 г. Советская Гавань
Аннотация. Музыка играет важную роль в развитии личности ребенка, особенно в возрасте дошкольного периода. В статье рассматривается влияние музыкотерапии на формирование психоэмоциональной и социальной стороны ребенка. Описаны различные аспекты работы музыкального руководителя в детском саду, использование музыки как средства для развития речи, моторики, эмоциональной сферы, а также в создании благоприятной атмосферы для социальных взаимодействий. Приведены практические примеры музыкальных игр, занятий и мероприятий, которые способствуют гармоничному развитию личности дошкольника.
Ключевые слова: музыкотерапия, личность дошкольника, музыкальное воспитание, эмоциональное развитие, социальная адаптация, музыкальные игры.
Музыка — это особая форма искусства, которая воздействует на все сферы жизни человека, начиная с раннего детства. В дошкольный период музыкальные впечатления оказывают влияние не только на развитие слуха, чувства ритма и эстетических предпочтений, но и на становление личности в целом. Музыкотерапия, как метод воздействия через музыку, играет важную роль в эмоциональном, психо-социальном и когнитивном развитии детей. В этой статье рассматривается, как именно музыкотерапия способствует формированию личности дошкольника и как музыкальный руководитель может использовать различные подходы и техники для улучшения психоэмоционального состояния детей и их социальной адаптации.
Музыкальные занятия для детей младшего и старшего дошкольного возраста становятся важной частью образовательного процесса в детском саду. Музыка помогает ребенку не только развивать чувства и навыки, но и раскрывает его внутренний мир, способствует укреплению уверенности в себе и общению с окружающими. Особенно это важно в возрасте от трех до семи лет, когда происходит активное формирование личных качеств и социальных навыков.
Одной из важнейших задач музыкального руководителя является создание у детей чувства эмоциональной сопричастности к происходящему. Музыкотерапия помогает гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка, снимает стресс и тревожность, развивает навыки саморегуляции и эмоциональной устойчивости. Важным элементом является выбор музыкальных произведений, которые соответствуют возрастным особенностям детей, их эмоциональному состоянию и потребностям.
Например, спокойные и мелодичные произведения классической музыки (например, "Лунная соната" Бетховена или "Колыбельная" Шумана) могут помочь успокоить тревожного ребенка, создать атмосферу уюта и безопасности. В то время как более активные композиции (например, "Веселье" из сюиты "Карнавала животных" Сен-Санса) поддерживают активность и радостное настроение детей, способствуя развитию их двигательных навыков и чувства ритма.
Кроме того, музыка помогает детям осознавать и выражать свои эмоции. Важным инструментом в этом процессе становятся музыкальные игры, в которых дети могут имитировать различные эмоции, используя не только голос, но и музыкальные инструменты. Например, игра "Как звучит радость?" или "Как звучит грусть?" помогает детям научиться различать эмоции и выражать их через музыку.
Социальная адаптация ребенка в коллективе — это еще одна важная задача, которая решается через музыкотерапию. Музыкальные занятия, проводимые в группе, способствуют формированию у детей чувства сотрудничества и коллективизма. Взаимодействие в музыкальных играх помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, делиться и слушать, а также учитывать чувства других людей.
Особую роль в социальной адаптации играют музыкальные коллективы, такие как хоровые и ансамблевые занятия. В ходе совместных выступлений дети учат друг друга работать в команде, согласовывать свои действия и поддерживать друг друга. Музыкальные коллективы способствуют формированию у детей чувства ответственности, а также помогают развить уверенность в себе через публичные выступления. Примером такого подхода могут быть музыкальные игры, в которых дети становятся участниками условного "оркестра". Ребенок, играющий на музыкальном инструменте, должен внимательно следить за действиями других, чтобы не сбиться с ритма и сохранить гармонию звуков. В такой игре важно не только индивидуальное участие, но и внимание к коллективному процессу, что способствует формированию социальных навыков и умения работать в группе.
Музыка, как средство развития речи, играет ключевую роль в дошкольном возрасте. Пение, слушание музыкальных произведений, участие в ритмических играх развивает речевые навыки детей, помогает улучшить дикцию, развивает слуховую память и внимание. Музыкальные занятия дают детям возможность научиться правильно интонировать, воспроизводить мелодии, развивать звуковое восприятие и понимать, как звук и речь связаны между собой.
Песни, стихотворения, короткие музыкальные пьесы становятся хорошими инструментами для развития памяти и концентрации. Например, на занятиях музыкального руководителя можно использовать простые песни с рифмованными текстами, которые дети учат наизусть. Это помогает развивать не только память, но и внимание, и мышление, так как ребенок учится воспринимать музыку как систему, а текст — как значимую структуру, состоящую из слов и звуков.
Музыкальные занятия не только способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию, но и оказывают влияние на физическое развитие дошкольников. Различные ритмические упражнения, танцы и движения под музыку помогают улучшить координацию, гибкость, развить моторные навыки и укрепить физическое здоровье ребенка. В музыкальных играх активно используются элементы ритма, что способствует развитию моторики и ловкости.
Дети с радостью принимают участие в танцевальных играх, когда они могут двигаться в такт музыке, повторяя движения взрослого. Примером таких упражнений может служить игра "Танец с платочками", где дети учат не только ритмическим движениям, но и развивают зрительно-моторную координацию.
Музыкотерапия в детском саду — это мощный инструмент, способствующий всестороннему развитию личности ребенка. Она оказывает влияние на все аспекты развития дошкольника: эмоциональную сферу, социальные навыки, речевое и физическое развитие. Музыкальные занятия помогают детям не только развивать музыкальные способности, но и учат быть внимательными, добрыми, открытыми, а также учат взаимодействовать в коллективе. Музыкальный руководитель, используя разнообразные методы музыкотерапии, становится важным проводником в мире эмоций и чувств для каждого ребенка. Через музыку он помогает дошкольнику открыть для себя мир, развить внутреннюю гармонию и научиться выражать себя, что способствует гармоничному формированию личности ребенка.
Список литературы
1. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
2. Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Гобунова, Е.А. Мильке. – Издат. Форум, 2015.
3. Чернега А.А. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. Г. Егорьевск МДОУ № 29 «Росинка», апрель 2021 г.