Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние на формирование естественно - научной грамотности школьников различных методов контроля и самоконтроля при изучении физики | Агабекова Эльмира Агабековна. Работа №345593

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается влияние методов контроля и самоконтроля на формирование естественно-научной грамотности у школьников в процессе изучения физики. Обсуждаются различные подходы к оцениванию знаний, которые способствуют углублению понимания физики, развитию критического мышления и навыков саморефлексии. Приводятся примеры практических заданий и тестов, а также рекомендации по интеграции методов самоконтроля в учебный процесс.

 

Ключевые слова: естественно-научная грамотность, физика, контроль знаний, самоконтроль, методы обучения.

 

Влияние на формирование естественно - научной грамотности школьников различных методов контроля и самоконтроля при изучении физики

 

Агабекова Эльмира Агабековна, учитель

МБОУ "СОШ № 42 имени Н. Гаджимагомедова" г.Махачкала

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние методов контроля и самоконтроля на формирование естественно-научной грамотности у школьников в процессе изучения физики. Обсуждаются различные подходы к оцениванию знаний, которые способствуют углублению понимания физики, развитию критического мышления и навыков саморефлексии. Приводятся примеры практических заданий и тестов, а также рекомендации по интеграции методов самоконтроля в учебный процесс.

Ключевые слова: естественно-научная грамотность, физика, контроль знаний, самоконтроль, методы обучения.

 

Изучение физики в школе не только направлено на усвоение знаний, но и на формирование естественно-научной грамотности у учащихся. Эта грамотность подразумевает способность понимать, применять и анализировать научные концепции в реальной жизни. Важную роль в этом процессе играют методы контроля и самоконтроля, которые могут существенно повлиять на мотивацию учащихся, их активность в обучении и, как следствие, на качество усвоения материала.

Одним из наиболее распространённых методов контроля знаний является тестирование. Тесты позволяют не только проверять уровень усвоения материала, но и выявлять пробелы в знаниях учащихся. Однако важно, чтобы тесты были разнообразными и включали как закрытые, так и открытые вопросы. Например, в тесте можно задать вопрос о законе сохранения энергии, предложив ученикам не только выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, но и объяснить его. Такой подход способствует развитию навыков критического мышления и углублённому пониманию материала.

Ещё одним эффективным методом является проектная деятельность, в ходе которой ученики могут применять свои знания на практике. Например, задача по созданию простого устройства, использующего принципы механики, позволяет учащимся не только закрепить теоретические знания, но и развить умение работать в команде, планировать свою деятельность и оценивать результаты. При этом важно предусмотреть этапы контроля на всех стадиях выполнения проекта: от замысла до реализации и презентации итогового продукта. Самоорганизация и рефлексия на каждом этапе помогут учащимся лучше понять процесс и результаты своей работы.

Методы самоконтроля также играют ключевую роль в формировании естественно-научной грамотности. Важно учить школьников осознанно подходить к оценке своих знаний и умений. Для этого можно использовать дневники самооценки, где учащиеся смогут записывать свои успехи и неудачи, анализировать, что им удалось, а что требует доработки. Например, после изучения темы «Кинематика» учащиеся могут оценить свои способности к решению задач различной сложности, что позволит им увидеть, где они испытывают затруднения, и на что следует обратить внимание в дальнейшем.

Интеграция методов самоконтроля и контроля знаний в уроки физики может выглядеть следующим образом. После изучения новой темы учитель может предложить учащимся пройти тест, а затем провести обсуждение, в ходе которого ученики смогут поделиться своими выводами о том, что было трудным и что удалось освоить. Это создаёт атмосферу открытости и поддержки, где каждый может высказать своё мнение и получить обратную связь.

Для более глубокого понимания предмета полезно использовать метод «пары». Ученики работают в парах, где один объясняет другому изученный материал. Такой подход не только способствует лучшему усвоению информации, но и развивает навыки коммуникации и критического мышления. После этого ученики могут провести совместную оценку своих результатов и определить, какие аспекты темы остались неясными.

Кроме того, использование современных технологий может значительно улучшить процесс контроля и самоконтроля. Например, применение онлайн-платформ для создания интерактивных тестов и квизов позволяет учащимся проходить контроль знаний в удобное время и в комфортной для них обстановке. А доступ к данным об успеваемости и прогрессе учителя поможет более целенаправленно работать с каждым учеником.

Важно также учитывать, что методы контроля и самоконтроля должны быть гибкими и адаптироваться под индивидуальные потребности учащихся. В процессе обучения некоторые школьники могут нуждаться в дополнительной поддержке и ресурсах, чтобы добиться успеха. Это может включать в себя дополнительные консультации, индивидуальные задания или групповые занятия.

Таким образом, влияние методов контроля и самоконтроля на формирование естественно-научной грамотности школьников в изучении физики трудно переоценить. Эти методы не только помогают в оценке знаний, но и развивают критическое мышление, умение работать в команде и осуществлять самоанализ. Внедрение различных подходов в практику преподавания физики поможет создать условия для успешного усвоения материала и формирования навыков, необходимых для дальнейшего обучения и жизни в современном мире.

 

Список литературы

 

1. Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцева ; под ред. И.Ю. Алексашиной. – Москва: Просвещение, 2020. – 224 с.

2. Демидова М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8-19.

3. Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса ‒ Петрозаводск, 2020. – С. 116-125.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×