Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка" | Морозова Ольга Геннадьевна. Работа №267013

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
Консультация для родителей воспитанников ДОУ 

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка
Консультация для родителей
Воспитатель: Лукичева Н.И .
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.
Д. С. Лихачев
Цель:
развитие устойчивого интереса к знакомству с народными праздниками и традициями, воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры.
Уважаемые родители!
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: Нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
К сожалению,народныеобычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуетсянародной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русскиенародные праздники, в которых дети черпают знание о русских нравах, обычаях , устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундаментнравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Прошлое, настоящие и будущие связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа.
Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серыми не интересным. Поэтому исконно русские, народные праздники можно встречать и отмечать не только в детском саду, но и дома.
Большой любовью в народе пользуются следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.
Сразу после Новогодней елки родители могут рассказать детям о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах, вспомнить рассказы Гоголя. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели песни-колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья, богатства. Можно сделать звезду с фонариком и выучить колядку:
Слава дому сему,
Слава дому моему!
Мира, счастья мы желаем
И хозяев восхваляем!
Много лет, здоровья вам!
И большим и малышам!
Следующий большой праздник — масленица. На Руси она начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка:Не житье, а масленица. Масленичным веселым обрядам издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица—рубеж старого и нового года, начало весны.
Можно познакомитьдетей с названиями дней масленичной недели,так как каждый из них имеет свое назначение:
Первый день - встреча.
Второй - заигрыш, в этот день все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. С этого дня начинались игрища и потехи. Поездки на лошадях.
Третий - лакомка, с этого дня в деревне начинали кататься на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четвертый - разгуляй, в этот день было больше всегоразвлечений: устраивались скачки, кулачные бои и борьба. Строили снежные крепости и брали их боем. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятый - тещины вечерки, в этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Шестой - золовкины посиделки, в это день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.
Седьмой - прощенный день, это были проводы масленицы. В этот день сжигали чучело зимы, пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.
В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.Говорили: Прости меня, пожалуйста. Бог простит,- отвечали на это. Так заканчивалась Масленица. Мы же можем поговорить о том, что для того, чтобы просить прощения за что-то плохое ждать год необязательно. Что забота друг о друге — это часть нашей повседневной жизни.
Праздник - Троица, он соединяет весну с летом. Символомпраздника является березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Домародителитоже могут устроитьпраздниквместе с детьми поиграть спеть песни о березке, а в завершении устроить домашний кукольный театр. Верующие родители могут рассказать о духовной составляющей праздника.
Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. В них формируются такие качества, как любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям своего края.
Русскиенародныетрадиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Кнароднымтрадициям относятсяпраздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основныхсредств воспитания народнаяпедагогика использует все компонентынародной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки,праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основныенравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историюнародав виде летописей и устного творчества.
Народныеигры являются традиционнымсредством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мирнародных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклоранароднаяжизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедиейнародной жизни. Большая их часть обращена кнравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Внародныхизречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного,нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в национальном сознании идеи, ценностные ориентациинарода,
свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную векаминародную мудрость.
Песни, игры, загадки объединялись внародных праздниках.
Каждыйнародный праздникв России сопровождался обрядами и песнями,
Ценностьнародных традиций огромна, а их утрата невосполнима
какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранителинародной культуры, заветовнарода. Если полностью утеряны всенародные традиции, может встать под сомнение само существованиенарода.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо снародной культурой, прошлым нашегонарода. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознаниядошкольников, что они являются носителями русскойнародной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детейнародной культуре,нужно строить на основных принципах:
- Широкое использование фольклора(сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.)В устномнародном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие емунравственныеценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
- Знакомство с русскиминародными играми, считалками. Русскиенародныеигры - один из жанров русскогонародного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементомнародных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.
-Знакомство с традициями,народнымиприметами и обрядами, обрядовымипраздниками.
-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русскиенародные песни, водить хороводы, выполнять движения русскихнародных танцев.
-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождениянародных промыслов.
Уважаемыеродители! Мы вас призываем побольше рассказывать своим детям о культуре нашегонарода, традициях,праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т. д.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×