Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние нарушений звукопроизношения на формирование грамматических структур у младших школьников | Седловская Татьяна Николаевна. Работа №342579

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.    Статья анализирует, как нарушения звукопроизношения влияют на развитие грамматических навыков у младших школьников. Исследуются взаимосвязи между правильным произношением звуков и усвоением грамматических конструкций. Приводятся примеры коррекционных мероприятий, направленных на улучшение речевых навыков и успешность обучения.

Ключевые слова: нарушения, звукопроизношение, грамматические структуры, младшие школьники, взаимосвязь, коррекция, речевые навыки.

Влияние нарушений звукопроизношения на формирование грамматических структур у младших школьников

 

Седловская Татьяна Николаеана, учитель-логопед

МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

 

Аннотация.    Статья анализирует, как нарушения звукопроизношения влияют на развитие грамматических навыков у младших школьников. Исследуются взаимосвязи между правильным произношением звуков и усвоением грамматических конструкций. Приводятся примеры коррекционных мероприятий, направленных на улучшение речевых навыков и успешность обучения.

Ключевые слова: нарушения, звукопроизношение, грамматические структуры, младшие школьники, взаимосвязь, коррекция, речевые навыки.

 

Нарушения звукопроизношения – это одна из наиболее распространенных форм речевых нарушений у младших школьников. Эти нарушения могут существенно повлиять на языковую компетенцию ребенка и препятствовать его успешному обучению в школе. Грамматические структуры, которые формируются в процессе обучения, во многом зависят от правильного освоения фонетических и фонематических процессов, а также от способности ребенка к восприятию и использованию речевых единиц. Неудовлетворительная звуковая база может привести к трудностям в усвоении грамматических норм языка, а это, в свою очередь, отразится на успеваемости ребенка и его способности к полноценному общению.

Фонетические нарушения могут проявляться в различных формах, таких как замена, опущение или искажение звуков. Эти ошибки приводят к тому, что ребенок начинает неосознанно искажать грамматические конструкции. Например, если у ребенка имеются трудности в произношении звука "с", он может заменять его на звук "ш", что приводит к неправильному образованию форм слова: "лис" может превращаться в "лиш". Это не только затрудняет понимание, но и мешает ребенку овладеть правильной грамматикой и синтаксисом. Как следствие, у детей с нарушениями звукопроизношения нередко наблюдается несоответствие между их пониманием языковых структур и тем, что они способны выразить.

Нарушения звукопроизношения обостряют проблемы с освоением грамматических правил. Например, неправильное произношение звуков может затруднить усвоение морфологических особенностей слов, таких как окончания существительных и глаголов. Это ведет к неправильному согласованию, употреблению падежных форм и другим грамматическим ошибкам. Дети с такими нарушениями могут случайно игнорировать важные грамматические детали, что негативно сказывается на качестве их речевой активности и письменной речи. Для них может стать сложнее выстраивать правильные предложения, использовать составные конструкции, что в долгосрочной перспективе может сказаться на их учебной успеваемости.

Кроме того, нарушения звукопроизношения могут иметь и психоэмоциональный аспект. Дети, испытывающие трудности с произношением, могут сталкиваться с осуждением и насмешками со стороны сверстников, что снижает их самооценку и мотивацию к обучению. Эти социальные факторы способны усилить проблему и замкнуть ребенка в круге неуверенности и стыда за свои недочеты. В таких условиях он может перестать пытаться выразить свои мысли и чувства, что в дальнейшем усложняет процесс языкового развития и формирование грамматических структур.

Для успешной коррекции звукопроизношения и, соответственно, улучшения грамматических навыков у младших школьников необходимо применять системный подход. Эффективная работа может заключаться не только в логопедической практике, но и в интеграции игровых методов, индивидуальных занятий и групповых занятий, которые адаптированы под конкретные нужды каждого ребенка. Использование дидактических материалов, которые акцентируют внимание на правильном произношении, а также на формировании грамматических структур, позволит ребенку учиться через практику и игру. Методика, которая сочетает в себе коррекцию произношения и грамматики, поможет развить и укрепить уверенность ребенка в своих способностях.

Работа с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Создание поддерживающей и понимающей атмосферы может быть решающим фактором в преодолении трудностей. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что он в безопасности и его усилия замечаются и поддерживаются. Поскольку детская речь развивается в процессе общения, внимание к языковым особенностям во время совместных игр и домашних заданий поможет укрепить как фонетические, так и грамматические навыки.

Таким образом, нарушения звукопроизношения оказывают весомое влияние на формирование грамматических структур у младших школьников. Чем раньше будет произведено коррекционное вмешательство, тем больше шансов у ребенка успешно адаптироваться в школе и развить полноценные речевые навыки, которые лежат в основе успешного обучения. Проблемы звукопроизношения не должны оставаться без внимания, и правильное индивидуальное и социальное взаимодействие помогут облегчить процесс развития ребенка и дать ему возможность реализовать свой потенциал.

 

Список литературы

1. Титлянова Е. С., Баженова Ю. А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187-190.

2. Ларина Е. А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 5. C. 70-75.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×