Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние новых технологий на развитие критического мышления у школьников | Шульженко Людмила Александровна. Работа №350446

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли новых технологий в формировании критического мышления у школьников. Современные цифровые инструменты, такие как интерактивные платформы, образовательные приложения, виртуальная реальность и средства для совместной работы, оказывают значительное влияние на обучение и развитие учащихся. В статье рассматриваются способы применения этих технологий на уроках информатики для активизации критического мышления, а также приведены примеры, демонстрирующие, как современные средства могут помочь учащимся анализировать информацию, решать сложные задачи и принимать обоснованные решения. Описание технологий сопровождается рекомендациями для учителей по их эффективному использованию в образовательном процессе.  

Ключевые слова: новые технологии, критическое мышление, обучение, школьники, информационные технологии, анализ информации, образовательные приложения, цифровая грамотность.

Влияние новых технологий на развитие критического мышления у школьников

 

Шульженко Людмила Александровна, учитель информатики

ГБОУ "СОШ ПГТ. КУЙБЫШЕВО"

 

Аннотация. Статья посвящена роли новых технологий в формировании критического мышления у школьников. Современные цифровые инструменты, такие как интерактивные платформы, образовательные приложения, виртуальная реальность и средства для совместной работы, оказывают значительное влияние на обучение и развитие учащихся. В статье рассматриваются способы применения этих технологий на уроках информатики для активизации критического мышления, а также приведены примеры, демонстрирующие, как современные средства могут помочь учащимся анализировать информацию, решать сложные задачи и принимать обоснованные решения. Описание технологий сопровождается рекомендациями для учителей по их эффективному использованию в образовательном процессе.  

Ключевые слова: новые технологии, критическое мышление, обучение, школьники, информационные технологии, анализ информации, образовательные приложения, цифровая грамотность.

 

Современные школьники растут в условиях информационной перегрузки, когда доступ к информации стал настолько быстрым и обширным, что умение критически подходить к получаемым данным становится необходимостью. В этой ситуации роль новых технологий в образовательном процессе значительно возросла. От школьников требуется не только освоение базовых знаний, но и развитие способности осмысленно воспринимать информацию, анализировать ее и делать обоснованные выводы. Важным инструментом для этого является критическое мышление — навык, который помогает оценивать информацию, принимать самостоятельные решения и не поддаваться манипуляциям.

Современные информационные технологии открывают перед учителями новые возможности для формирования и развития критического мышления у школьников. Использование различных цифровых инструментов позволяет интегрировать в учебный процесс практические задания, требующие активного размышления и анализа. Важно, чтобы эти технологии не просто автоматизировали обучение, но и побуждали учащихся к самостоятельному поиску решений, проверке информации и выработке собственных суждений.

Одним из наиболее эффективных способов использовать новые технологии для развития критического мышления является внедрение цифровых платформ для создания и решения различных заданий. Платформы, такие как DiaClass, Quizizz, Google Classroom, предоставляют учащимся возможность работать с интерактивными тестами и заданиями, которые требуют не только знания материала, но и умения анализировать, сопоставлять и делать выводы. На таких платформах можно организовать викторины, в которых важно не просто быстро дать правильный ответ, но и обосновать выбор, объяснить логику решения.

Для примера можно привести задание, связанное с анализом теории алгоритмов. Учитель может создать несколько вопросов на платформе DiaClass, где учащиеся должны не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему это решение является оптимальным. После выполнения задания можно организовать обсуждение, в ходе которого учащиеся будут объяснять свои ответы, анализировать другие варианты и строить логические цепочки. Таким образом, технология превращается в инструмент, стимулирующий развитие критического мышления, а не просто в средство для оценки знаний.

Другим примером успешного применения новых технологий для развития критического мышления являются образовательные приложения и игры, которые побуждают учащихся к анализу информации и решению задач в нестандартной форме. Программы, такие как Scratch, Tynker или CodeCombat, позволяют учащимся создавать собственные проекты, программировать игры и анимации. Для этого они должны не только изучать теорию, но и применять полученные знания в реальных задачах.

На уроках информатики можно использовать такие приложения для создания задач, в которых ученики должны будут анализировать и решать проблемы, связанные с оптимизацией процессов или поиском ошибок в программном коде. Программирование, как процесс, требует системного подхода, внимания к деталям и способности к анализу, что напрямую способствует развитию критического мышления. Важно, чтобы учащиеся не просто получали инструкции, а могли самостоятельно искать решение, проверять его и анализировать возможные ошибки.

Например, в Scratch учащиеся могут создать игру, в которой необходимо учитывать различные параметры — от логики движения персонажа до взаимодействия с другими объектами. В процессе работы они сталкиваются с необходимостью проверки гипотез и оптимизации своих решений. Таким образом, создавая проект, учащиеся не только учат алгоритмы, но и развивают способность мыслить критически, принимать решения на основе анализа полученных данных.

В последние годы виртуальная и дополненная реальность становятся все более доступными в образовательных учреждениях. Эти технологии открывают новые возможности для учеников в изучении сложных концепций и развитии критического мышления. Виртуальная реальность позволяет создать иммерсивную среду, в которой учащиеся могут работать с материалом в интерактивном формате, анализировать ситуации и принимать решения в условиях моделируемых реальных сценариев.

Например, на уроках информатики можно использовать виртуальную реальность для моделирования работы компьютерных сетей. Учащиеся могут погрузиться в трехмерную среду, где им нужно будет анализировать данные о потоках информации, находить решения для устранения проблем с безопасностью или оптимизации работы сети. Работа с такими технологиями требует от учащихся глубокой аналитической работы, поскольку они не только воспринимают информацию, но и участвуют в ее активном преобразовании.

Одной из ключевых особенностей новых технологий является возможность для учащихся работать совместно, обмениваться идеями и обсуждать решения проблем. Совместная работа — это еще один способ развития критического мышления, поскольку она включает в себя необходимость аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других и находить оптимальные решения в группе. Использование облачных технологий, таких как Google Docs, «Пространства» и «ЛидерТаск», позволяет организовать коллективную работу над проектами, где каждый учащийся может внести свой вклад, а затем коллективно анализировать и исправлять ошибки.

Процесс совместной работы над проектами требует от учащихся выработки способности к конструктивной критике и анализу чужих идей. Например, в проекте по созданию сайта или приложения учащиеся могут работать в группах, распределяя обязанности и отвечая за различные части проекта. Такой подход развивает не только командную работу, но и критическое восприятие информации, так как участники проекта должны будут анализировать работу других и предложить возможные улучшения.

Новые технологии оказывают значительное влияние на развитие критического мышления у школьников, открывая возможности для активного и глубокого анализа информации, решения нестандартных задач и работы в команде. Использование цифровых инструментов на уроках информатики позволяет не только повысить уровень знаний, но и стимулировать развитие навыков, необходимых для осознанного и ответственного взаимодействия с окружающим миром. Современные технологии помогают ученикам научиться не только быстро находить информацию, но и анализировать ее, принимать решения на основе логики и фактов, а также критически подходить к полученным данным. В конечном итоге, это не только способствует успешному обучению, но и готовит учащихся к жизни в цифровом мире, где умение мыслить критически и анализировать информацию является необходимым для достижения успеха.

 

Список литературы

 

1. Афанасьева Л. О. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе // Школьные технологии. — 2019. — №6. — С. 42–46.

2. Бегалина М.Ш., Муслимова А.З., Калакова Г.К. Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках информатики // Мировая наука. 2019. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-priemy-ispolzovaniya-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-informatiki

2. Мищук О. Н. Веб-квест технология как интеграция мотивационного и коммуникативного аспектов в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 5. — С. 168–171.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×