Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста | Плис Людмила Сергеевна. Работа №275376

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Плис Людмила Сергеевна
В статье рассмотрено влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста. Раскрывается педагогическое значение использования в работе с дошкольниками пальчиковых игр, приводится классификация, виды игр.

Приведен анализ работ ученых по данной теме. Представлены формы работы по развитию мелкой моторики рук, а также эмоциональной устойчивости, устной речи. 

Пальчиковые игры, разработанные на основе фольклорного материала. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов пальчиковых игр – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их решение – создают единственную в своем роде удивительную, движущуюся стихию жизни.            

 

 

 

Статья на тему:

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Выполнила: Плис Л.С.

 

 

 

 

Аннотация:

В статье рассмотрено влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста. Раскрывается педагогическое значение использования в работе с дошкольниками пальчиковых игр, приводится классификация, виды игр.

Первая функция речи – это высказывание, сообщение и понимание, т.е. коммуникация. Общение непременно требует соответствующей системы средств, позволяющей передать свои мысли и переживания, понять своего партнёра. Даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка. Однако, именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространенных на сегодняшний день.

Работая с детьми доршкольного возраста отмечено, что в последние годы у детей, поступающих в детский сад, уровень речевого развития заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).

Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что одним из важных факторов в работе воспитателя является необходимость проведения работы с детьми по развитию мелкой моторики.

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а также проектированием основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), но и организацией, анализом, оценкой своей профессиональной деятельности по реализации данной программы (п.3.4.2.).  

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т.д.

В научной литературе известен подход в исследовании развития движений руки ребенка, благодаря которому можно выделить символические этапы доминирования тех или иных видов мануальных контактов ребенка на первом году его жизни: рефлекторный этап (от рождения - до 2,5 мес.); этап преддействий (от 2,5 мес. - до 4,5 мес.); этап произвольных движений (от 4 до 7-8 мес.); функциональный этап (от 8 мес. - до года).

Ученые полагают, что рука ребенка в первый месяц жизни обнаруживает ряд существенных предпосылок для развития всех своих функций: непроизвольность движений, общность движений рук и мускулатуры всего тела, отсутствие связи схватывания с движением руки (это еще не хватание), недифференцированность движений пальцев, тактильная чувствительность руки. Эти предпосылки способствуют становлению связей: рука-глаз, рука-рот, рука-ухо.

Функциональное своеобразие движений руки ребенка начинает формироваться на следующем этапе. Однако, со стороны взрослого уже целесообразно активизировать подвижность и тактильные ощущения рук ребенка. К основным видам педагогической поддержки развития движений рук ребенка можно отнести следующие: согревание рук ребенка в своих ладонях, подключение рефлекторных реакций (схватывание, обхватывание, защитный рефлекс) ребенка, легкий массаж и др.

По мнению исследователей, (Л.Т.Журба, А.В.Запорожец, Е.М.Мастюкова), второй этап характеризуется тем, что рефлекторные движения руки усложняются и начинают образовываться координированные движения. Такие координированные связи позволяют выходить на случайный контакт руки с предметом, совершенствовать схватывание.

 По мнению ученых (М.Ю.Кистяковская, А.И.Корват) этап преддействий включает в себя: синергетические движения рук, дифференциацию (вычленение ведущей руки в манипуляциях), длительное удержание вложенного в руку ребенка предмета (Н.П.Фигурина), изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные, или в преддействия). Однако необходимо заметить, что уже на этом этапе очень важна педагогическая организация первых движений ребенка.

По мнению М.Ю.Кистяковской, роль руки на втором этапе выходит за границы физиологии и позволяет участвовать в формировании характера ребенка: при эмоциональной насыщенности занятий, стимулирующих двигательную активность рук, у ребенка развивается сосредоточенность, настойчивость в достижении результата, уточняются пространственные представления, налаживается координация движений рук и т.д. В качестве педагогических мер, направленных на улучшение условий развития предметных действий ребенка, на этом этапе рекомендуется: обеспечение свободных движений рук ребенка (касания руками друг друга, ярких погремушек и т.д.); подвешивание игрушек; вкладывание в руку ребенка легких мелодичных игрушек-погремушек.

К характерным особенностям третьего этапа ученые относят дальнейшее развитие рефлекторных координаций, произвольных хватательных движений, торможение и исчезновение импульсных движений и некоторых простых рефлексов (Л.С.Выготский, Л.С.Цветкова, А.Е.Туровская и др.); особенно разительные изменения происходят в деятельности кисти и пальцев (А.В.Запорожец и др.). Хватание выделяется как особый акт (Ф.Н.Шемякин и др.), и рассматривается как действие на основе сложных зрительно-тактильнокинестетических связей.

Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенным особенностями в формировании простых результативных предметных действий (вначале – впервые проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа – направленность действия на определенный результат).

Характерными особенностями четвертого этапа, развития движений руки ребенка, являются следующие: дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки), взятие предмета, использование опосредованного звена при манипулировании, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность. Специалисты рекомендуют: проводить активные упражнения для пальцев рук с достаточной амплитудой, катать пальчиками деревянные шарики (бусы, пластилин) различного диаметра, конструировать из кубиков, собирать пирамидки, перебирать и перекладывать мелкие и крупные предметы (карандаши, пуговки, зерна). Особо отмечается, что упражнения и игры подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.            

 Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда педагог для пальчиковой игры берет ребенка за руки, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим.  Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое настроение осторожное, бережливое прикосновение. Для детей 3-4 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи в пальчиковых играх наизусть.            

 Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир родных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их решение – создают единственную в своем роде удивительную, движущуюся стихию жизни.            

  Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В пальчиковых играх существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении интересных стихов, музыкальных сопровождений не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слышать и слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Наши ребятишки с большим удовольствием и желанием выполняют все задания и упражнения.              

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи и одним из вариантов радостного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, играют с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.            

 Пальчиковые игры - это инсценировка стихов, рифмованных историй, сказок с персонажем, которые имеют продолжения. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз». Усвоение таких игр глубоко индивидуально.            

 Очень важны пальчиковые игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети 3 лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети 4 лет могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом: мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, музыкальными инструментами.              

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

самомассаж

кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

кукольные театры: пальчиковый,

варежковый

, перчаточный, театр теней;

игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

 Нетрадиционные:

самомассаж

кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

игры с пальчиками с использованием разнообразного материала:

бросовый

, природный, хозяйственно-бытовой.  

 Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук систематически и регулярно, используя в разных формах работы: на занятиях; в совместной деятельности педагога с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.

Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию речи, мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению предпосылками к учебной деятельности.

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Разнообразное использование пальчиковых игр – одно из важных средств в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Список используемых источников

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82

с

.

Выготский

Л.С. Психология. - М.: Издательство

ЭКСМО-Пресс

, 2000. – 1008

с

.

Вераксы

Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -2-е изд., и доп. – М.:  МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 304

с

.

Глухов

В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.

Забродина

Л.В. Тексты и упражнения для коррекции

лексикограмматических

нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста /

Л.В.Забродина

,

Е.С.Ренизбрук

. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.

Эльконин

Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×