Влияние подвижных игр на эмоциональное состояние школьников | Коматина Светлана Анатольевна. Работа №345564
Аннотация. В статье рассматривается влияние подвижных игр на эмоциональное состояние школьников, акцентируется внимание на их роли в формировании положительных эмоций, развитии социальных навыков и повышении общего уровня здоровья. Приводятся примеры различных подвижных игр, их влияние на психологическое состояние учащихся, а также рекомендации для учителей физкультуры по внедрению игр в образовательный процесс.
Ключевые слова: подвижные игры, эмоциональное состояние, школьники, здоровье, социальные навыки.
Влияние подвижных игр на эмоциональное состояние школьников
Коматина Светлана Анатольевна, учитель физической культуры
ГБОУ г. Москвы «Измайловская школа № 1508»
Аннотация. В статье рассматривается влияние подвижных игр на эмоциональное состояние школьников, акцентируется внимание на их роли в формировании положительных эмоций, развитии социальных навыков и повышении общего уровня здоровья. Приводятся примеры различных подвижных игр, их влияние на психологическое состояние учащихся, а также рекомендации для учителей физкультуры по внедрению игр в образовательный процесс.
Ключевые слова: подвижные игры, эмоциональное состояние, школьники, здоровье, социальные навыки.
Подвижные игры занимают важное место в системе физического воспитания школьников. Они не только способствуют развитию физической активности и укреплению здоровья, но и оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние учащихся. В условиях современного общества, где дети часто сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, необходимость использования подвижных игр как инструмента для улучшения психоэмоционального состояния становится особенно актуальной.
Подвижные игры помогают создать положительный эмоциональный фон, что является основой для успешного обучения и развития детей. Исследования показывают, что во время физической активности в организме вырабатываются эндорфины, известные как гормоны счастья, которые способствуют снижению уровня стресса и тревожности. Регулярные занятия подвижными играми помогают детям улучшить настроение, повышают их самооценку и способствуют формированию устойчивой уверенности в своих силах. Важно отметить, что именно положительные эмоции, возникающие во время игр, способствуют укреплению психоэмоционального здоровья школьников.
Одним из главных аспектов, способствующих улучшению эмоционального состояния учащихся, является возможность социальной адаптации. Подвижные игры зачастую проводятся в командном формате, что требует от детей взаимодействия друг с другом, выработки стратегий и командной работы. Такие взаимодействия помогают формировать навыки общения, учат детей учитывать интересы других и находить компромиссы. Например, игра в футбол или волейбол способствует развитию лидерских качеств у детей, поскольку в процессе игры каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и научиться брать на себя ответственность за общую команду.
Кроме того, подвижные игры помогают развивать навыки саморегуляции и управления своими эмоциями. В процессе игры дети сталкиваются с победами и поражениями, что дает им возможность учиться справляться с разными эмоциональными состояниями. Например, в игре «Передай мяч» дети учатся реагировать на изменения в ситуации, быстро принимать решения и контролировать свои эмоции, что очень важно для формирования стрессоустойчивости. Эти навыки будут полезны им не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни.
Подвижные игры также способствуют формированию дружеской атмосферы и укреплению социальных связей между детьми. Создание позитивного микроклимата в классе и на уроках физкультуры играет ключевую роль в эмоциональном состоянии школьников. Воспитание духа сотрудничества и взаимопомощи через совместные подвижные игры помогает детям развивать чувство принадлежности к коллективу. Например, игры, такие как «Эстафета с мячом», требуют от детей не только физической активности, но и умения работать в команде. В процессе игры участники должны координировать свои действия, быстро передавать мяч товарищам и поддерживать друг друга, что способствует формированию чувства ответственности за общую победу, а также создает у детей ощущение поддержки и защищенности.
Важно, чтобы учителя физкультуры внедряли разнообразные подвижные игры в образовательный процесс, адаптируя их под возраст и уровень подготовленности учащихся. Вариативность игр помогает удерживать интерес детей и предотвращает однообразие, что способствует повышению их эмоциональной вовлеченности. Например, в младших классах можно использовать простые игры, такие как «Кидай мяч» или «Салки», в то время как для старших школьников подойдут более сложные игры, требующие стратегии и командного взаимодействия, такие как «Воздушный волейбол» или «Кроссфит-эстафеты».
Также стоит отметить, что подвижные игры могут быть интегрированы в учебный процесс в качестве элемента активного отдыха. Например, можно проводить мини-игры между уроками или в конце учебного дня, чтобы снять напряжение и вернуть учащихся в состояние концентрации. Эти небольшие перерывы на подвижные игры помогают улучшить настроение и активизировать работу мозга, что, в свою очередь, положительно сказывается на учебном процессе.
Помимо непосредственного влияния на эмоциональное состояние, подвижные игры способствуют формированию здорового образа жизни у школьников. Регулярная физическая активность помогает укрепить физическое здоровье, что, безусловно, связано с улучшением психоэмоционального состояния. Учащиеся, занимающиеся спортом и активно играющие в подвижные игры, имеют меньший риск развития различных заболеваний, что также отражается на их настроении и общей удовлетворенности жизнью.
В заключение, подвижные игры играют ключевую роль в формировании положительного эмоционального состояния школьников. Они способствуют развитию социальных навыков, формируют уверенность в себе и помогают справляться с негативными эмоциями. Учителям физкультуры следует активно внедрять разнообразные подвижные игры в образовательный процесс, чтобы создать поддерживающую и мотивирующую атмосферу для учащихся. Интеграция подвижных игр в занятия физической культурой не только обогащает учебный процесс, но и формирует у детей навыки, которые будут полезны им на протяжении всей жизни.
Список литературы
Блохина М. С. Значение физического воспитания для детей и подростков / М. С. Блохина. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 612-613. — URL:
https://moluch.ru/archive/443/97139/
(дата обращения: 01.10.2024).
Владимирова
Н. А. Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка / Н. А. Владимирова, Н. В. Емельянова. — Текст
:
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 100-101. — URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/92/3285/
(дата обращения: 01.10.2024).
Трушкова Е.Л., Трушков А.С. В
лияние подвижных игр на эмоциональное состояние школьников
// МНКО. 2023. №4 (101). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-podvizhnyh-igr-na-emotsionalnoe-sostoyanie-shkolnikov
(дата обращения: 01.10.2024).
Хвалебо
Г.В.
,
Сыроваткина
И.А.
, Головушкина
Д.О.
Р
оль подвижных игр в процессе физического развития обучающейся молодежи
// Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-podvizhnyh-igr-v-protsesse-fizicheskogo-razviviya-obuchayuscheysya-molodezhi
(дата обращения: 01.10.2024).