«Влияние природных факторов на уровень здоровья детей 7 – 9 лет, занимающихся физической культурой» | Французова Лариса Александровна. Работа №242452
Автор: Французова Лариса Александровна
Одним из главных требований к использованию природных оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями на уроках по лыжной подготовке и плаванию.
Оздоровительное, лечебное и обучающее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн,
Работа по теме самообразования
на тему: «Влияние природных факторов на уровень здоровья
детей 7 – 9 лет, занимающихся физической культурой»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей 7 – 9 лет
Проблема формирования здорового образа жизни у детей 7 – 9 лет
Влияние средств
и факторов
физической культуры на здоровье школьников
Анализ программы по физической культуре
детей 7 – 9 лет
с точки зрения ЗОЖ
Глава 2. Методические особенности формирования здорового образа жизни у детей 7 - 9 лет на уроках физической культуры
2.1. Уроки по лыжной подготовке как средство
формирования здоровья детей 7 – 9 лет
2.2. Оздоровительное значение уроков по плаванию у
детей 7 – 9 лет
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие технологии.
Цель курсовой работы заключается в определении природных факторов, влияющих на уровень здоровья детей 7 – 9 лет.
Объект – процесс формирования здорового образа жизни у детей 7 – 9 лет.
Предмет – факторы, влияющие на формирование здоровья детей 7 - 9 лет.
Гипотеза: предполагается, что последовательное и систематическое использование природных факторов на уроках физической культуры будет способствовать сохранению и укреплению здоровья у детей 7 – 9 лет.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить средства физического воспитания, влияющие на здоровье
детей 7 – 9 лет.
2. Рассмотреть природные факторы, влияющие на здоровье у детей 7 – 9 лет.
3. Определить особенность уроков физической культуры с применением здоровьесберегающих технологий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 7 – 9 ЛЕТ
Проблема формирования здорового образа жизни у детей 7 – 9 лет
Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья (5, с. 200).
Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 -15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 - 20% — от генетических факторов, на 20 - 25% - от состояния окружающей среды и на 50 - 55% - от условий и образа жизни [8, с. 130].
Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности. Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников. В процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и оздоровительных факторов.
Принцип оздоровительной направленности обязывает учителя по физической культуре так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции [9, с. 134].
К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования.
Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.
Оздоровительное, лечебное и обучающее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.
Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.
1.2. Влияние средств физической культуры на здоровье школьников
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1.Физические упражнения.
2.Оздоровительные силы природы.
3. Гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет учителям по физической культуре эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям [25, с. 32].
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторность действия, с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Оздоровительное значение заключается в выполнении физических упражнений, которое вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Образовательная роль физических упражнений заключается в том, что через них познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела, и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в физическом воспитании. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает ребёнок, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
К природным факторам, используемых на уроках физической культуры относят: солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, движение и ионизация воздуха, изменение атмосферного давления. Эти явления вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека [25, с. 39].
Природные факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия, которых, можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохимические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике выполнения физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на занимающихся при выполнении им физических упражнений.
Использование природных факторов в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
1. Природные факторы как сопутствующие факторы, создающие при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.
2. Природные факторы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию природных факторов является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении рациональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач. Это позволит:
– во-первых, реализовать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобретенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности;
– во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности;
– в-третьих, повысить сопротивляемость организма к действию перегрузок, вибрации, укачивания;
– в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека [22, с. 74].
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
1. Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
1.3. Анализ программы по физической культуре детей 7 – 9 лет с точки зрения ЗОЖ
Программа по физической культуре для детей 7 – 9 лет входит в раздел №1 «Комплексной программы физического воспитания». В.И. Лях, А.А. Зданевич.
Этот раздел состоит из четырёх взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию школьника. Для каждого раздела программ предусматривается решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач и использование соответствующих средств [15, с. 12].
В первой части раскрывается организация, содержание и проведение уроков физической культуры по разделам: легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, плавание, гимнастика с элементами акробатики.
Содержание программного материала урока состоит из двух частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно, необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе вне зависимости от того чем хотел бы заняться молодой человек в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика [14, с. 55].
Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Разделу «Основы знаний о физической культуре» в планировании специального времени не выделяется, а лишь указано «в процессе урока».
Данный раздел состоит из четырёх подразделов:
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Приёмы закаливания.
Способы
саморегуляции
.
Способы самоконтроля.
Во второй части программы даётся характеристика физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продлённого дня. По программе каждая школа в соответствии с собственными условиями может разнообразить содержание, организацию и проведение, а также изменять и дополнять физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня.
К ним относятся гимнастика доучебных занятий (водная гимнастика), физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, ежедневные занятия в группах продлённого дня.
Третья часть программы посвящена внеклассной работе. В ней раскрывается содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также факультативных и консультативных занятиях.
В четвёртую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристических походов и слётов, физкультурных праздников.
Из выше сказанного можно сделать вывод что: содержанием программы предусматривается многообразие форм проведения занятий, которые возможно использовать с целью формирования у учащихся основ здорового образа жизни.
Вывод по 1 главе.
Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей 7 – 9 лет ставит перед школой в качестве приоритетной задачи сосредоточение усилий на процессе формирования здорового образа жизни на уроках физического воспитания. Однако эффективно осуществлять процесс формирования ЗОЖ в целостном педагогическом процессе возможно при использовании природных факторов на уроках по лыжной подготовке и плаванию.
Природные факторы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия, которых, можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 7 – 9 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Уроки по лыжной подготовке как средство формирования здоровья детей 7 – 9 лет
Климатические условия нашего региона создают уникальные возможности для использования лыжной подготовки для физического развития и укрепления здоровья младших школьников.
Занятия проводятся на свежем морозном воздухе, что благоприятно влияет на организм учащихся, закаливает его и улучшает общее состояние.
Лыжная подготовка – это обязательный раздел физического воспитания в общеобразовательных школах. Она проводится на основании государственных программ и обеспечивает детей технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов в своих возрастных группах [23, с. 3].
Лыжная подготовка позволяет формировать умения, необходимые для активной жизнедеятельности младших школьников. Передвижение на лыжах является динамической циклической работой. При формировании передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные мышечные группы. В этом заключается важное отличие бега на лыжах от легкоатлетического бега. Выполнение отталкивания руками и ногами требует проявления значительной силы. При работе на лыжне мышцы лыжника умеренно гипертрофируются. Укрепляется опорнодвигательный аппарат, происходит удлинение, утолщение, повышение прочности костей, повышается прочность и эластичность связочного аппарата, укрепляется и нарастает масса мышц. Благодаря увеличению массы и уменьшению жировой прослойки мышцы делаются более рельефными, улучшается осанка.
Физические упражнения лыжной подготовки обладают широким диапазоном влияния на организм. Применяемые средства и методы должны наиболее эффективно повышать функциональные возможности физиологических систем срочной адаптации (сердечно сосудистой, системы дыхания, крови). Для их эффективного функционирования следует применять такие физические упражнения лыжной подготовки, которые требуют участия в работе большей части крупных мышечных групп, так как именно они проявляются основными потребителями кислорода. Лыжная подготовка в полной мере отвечает выполнению этой задачи [20, с. 147].
Под воздействием лыжной подготовки дыхательная система становится более экономичной, сокращается период восстановления после нагрузок.
В процессе занятий на лыжах повышаются резервные возможности сердечно – сосудистой системы, происходят благоприятные изменения в составе крови, что ведёт к увеличению её кислородной ёмкости и повышает защитные свойства.
Условия, в которых проходят такие занятия, оказывают на младших школьников исключительное влияние. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением всех мышечных групп на чистом морозном воздухе, а порой и пониженных температур значительно повышают работоспособность организма и его сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов к различным заболеваниям.
По мнению учёных, лыжная подготовка из всех разделов физической культуры вызывает наиболее стойкую адаптацию кожи к холоду, то есть способствует закаливанию организма.
В связи благоприятным влиянием, доступностью лыжная подготовка является одним из важных разделов физической культуры в образовательных учреждениях и осуществляется на основе государственных стандартов и программ. Для каждого класса характерны свои особенности проведения занятий, их содержание, методы и средства, цели и задачи, поставленные с учётом возрастных особенностей, этапов обучения и воспитания.
По программе общеобразовательных учреждений на лыжную подготовку в начальной школе отводится от 14 – 16 часов в каждом классе. Для каждого года обучения определяются технические умения, величина нагрузок, нормативные требования, которые должны выполнять младшие школьники [11, с. 25].
Так же программой выдвигаются следующие требования к проведению уроков по лыжной подготовке:
- высокая моторная плотность урока: необходимость сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение;
- высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению его качества;
- динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объёму и интенсивности нагрузку в соответствии с возрастными особенностями и подготовленностью учащихся.
Преподаватель физической культуры должен стремиться вызывать у обучающихся интерес к занятиям лыжной подготовкой, привлечь их к таким занятиям самостоятельно или в спортивной секции.
Важнейшими задачами лыжной подготовки в начальной школе являются:
- укрепление здоровья младших школьников;
- разностороннее физическое развитие и закаливание учащихся;
- привитие устойчивого интереса к различным формам занятий на лыжах;
- обучение младших школьников основам техники и тактики передвижения на лыжах;
- повышение физической работоспособности и развитие основных физических качеств;
- формирование у учащихся младших классов военно-прикладных знаний, умений, навыков.
Уроки лыжной подготовки проводятся в начальной школе 2 раза в неделю по 45 минут. Учебная работа проводится в форме теоретических, практических, самостоятельных занятий. Так же учащиеся младших классов могут продолжить совершенствование полученных на уроке физической культуры умений и навыков в секциях по лыжному спорту, участвовать в соревнованиях.
2.2. Оздоровительное значение уроков по плаванию у детей 7 – 9 лет
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность [1, с. 15].
О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старшего, известного римского историка и писателя, читаем: «Римляне в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой [2, с. 5].
Даже простое нахождение в воде без движений вызывает повышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной скоростью.
По данным врачей, у лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличены размеры сердца, а показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.
При плавании естественно создается условия пониженной гравитации. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно - суставной аппарат. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.
Так же плавание способствует развитию функции дыхания. На грудную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет большое профилактическое значение [3, с. 29].
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.
Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.
Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.
Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.
Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока, и они могут оттянуть носки почти как балерина.
Плавание - аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких [3, с. 32].
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.
Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови - увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям [1, с. 148].
Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.
Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей - девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях.
Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.
Выводы по 2 главе.
Занятия по лыжной подготовке проводятся на свежем морозном воздухе, а по плаванию в воде, что благоприятно влияет на организм учащихся, закаливает его и улучшает общее состояние.
Природные факторы - воздух и вода являются прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.
Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности школьников, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы вспомнить известную истину о том, что предупреждать всегда легче, чем исправить. В задачу школы входит обеспечение условий для дальнейшего полноценного здорового развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь возраст 7 - 9 лет – это период интенсивного накопления нового опыта, приобретения новой информации, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.
В работе на тему «Природные факторы, влияющие на уровень здоровья детей 7 – 9 лет, занимающихся физической культурой» убедились в необходимости приобщения детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни.
В рамках курсовой работы реализовали задачи:
1. Выявили средства физического воспитания, влияющие на здоровье
детей 7 – 9 лет:
Физические упражнения.
Оздоровительные силы природы.
Гигиенические факторы.
Изучая литературу сделали вывод, что регулярное применение физических упражнений и природных закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.
Оздоровительное, лечебное и обучающее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.
2. Рассматривая природные факторы, влияющие на здоровье у детей 7 – 9 лет, указали их использование по направлениям:
Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
3.Определили особенность уроков физической культуры с применением здоровьесберегающих технологий по плаванию и лыжной подготовке.
Одним из главных требований к использованию природных оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями на уроках по лыжной подготовке и плаванию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. – М.: «Просвещение», 1974. – 322 с.
Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж. Булгакова. –
М.:«
Издательство
ACT
»: «Издательство
Астрель
»,
2002. – 160 с.
Видякин
, М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В.
Вид
якин
. – Волгоград: Учитель, 2014
. – 178 с.
Викулов
А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ.
высш
. учеб. заведений. – М.: «Издательство ВЛАДОС
–
ПРЕСС», 2004. – 367 с.
Виленский
, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я.
Виленский
. - 2 – е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 216 с.
Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. учреждений
сред.проф
. образования / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: «Академия», 2012. – 464 с.
Донской, Д.Д. Техника лыжника гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 130 с.
Евстафьев,
сус
Б.В
.
Физические способности,
практике
как вид
характерна
способностей человека:
мускулатура
учебное пособие / Б.В. Евстафьев. -
М.: Издательство «Спорт», 2014
.
- 405с.
Караулова
, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта /Л.К.
Караулова
, Н.А.
Краснопёрова
, М.М.
Расулов.-
М.: «Издательский центр Академия», 2012. – 290 с.
Качашкин
, В.М. Методика физического воспитания / В. М.
Качашкин
.
- М., Просвещение, 2015
. - 320 с.
Кобзева, Л.Ф. Возрастные особенности адаптации детского организма на примере занятий лыжным спортом / Л.Ф. Кобзева, Р.Н. Дорохов // Сборник статей/ Под
общ.ред
. А.И. П
авлова. - Смоленск: СГАФКСТ, 201
5. - 382 с.
Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физической культуре.1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочные планирование
/В. И.
Ковалько.–
М.: ВАКО,2014
. - 272 с.
Ковязин
, В.М., Потапов В.Н. Лыжный спорт: Учебное
пособие. Тюмень, 201
6. - 300 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н
Колюцкий
. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 102
Лях, В.И. Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1 – 11 классов / В.И. Лях, А.А.
Зданевич
– М.: Просвещение, 2012. – 130 с.
Лях, В. И. Физическая культура. 1 - 4 классы: учеб. для
общеобразоват
.
учреждений
/
В.И.Лях
.
– М.
: Просвещение, 2012. – 190 с.
Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник. / А. М. Максименко. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 264 с.
Назарова, Е.Н. Возрастная анатомии, физиология и гигиена/ Е.Н. Назарова, Ю. Д.
Жилов
. – М. «Академия», 2014. – 250 с.
Неверкович
, С.Д.
Педагогика
необходим
физической культуры:
учебн
. пособие
нервных
для студ.
высш
.
учебн
. заведений / С.Д.
Неверкович
. – 3-
е
полные
изд. – М.:
контроля
Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
Осинцев, В.В. Лыжная подготовка в школе / В.В.
Ос
инцев.–
М.:
Владос
- пресс, 2015
. - 125 с.
Раменская, Т.И. Лыжный спорт. Учебник /
Т.Н.Раменская
,
А.Г.Баталов
. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 320 с.
Родионов, А.В. Психология физической культуры:
учебн
. пособие для студ.
высш.учебн
. заведений / А.В. Родионова. – 3-е изд. – М.: Изд
ательский центр «Академия», 2015
. – 368 с.
Сапин
, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебник для студ. учреждений
высш
.
пед
. проф. образования / М.Р.
Сапин
, В.И.
Сивоглазов
. – М.: Академия, 2014
. – 384 с.
Сергеев, Г.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт: учебник для студ. учреждений
высш
. проф. образования /
Г.А.Сергеев
. – М.: «Из
дательский центр Академия», 2016
. – 176 с.
24. Торочкова, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: для студ.учреждений сред. проф.образования/ Т. Ю. Торочкова, Н.Ю.Аристова, И.А.Демина; под ред. Т. Ю. Торочковой.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 272 с.
25. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
26. Чукардин, Г.Б. Лыжный спорт. Технологии физкультурно – спортивной деятельности: учебное пособие / Г. Б. Чукардин, Н. И. Семёнов. – С-Пб, 2016. – 294 с.
Приложение 1
План-конспект урока физической культуры для учащихся 2 класса
Тема урока: Изучение техники одновременного бесшажного хода.
Цель урока: познакомить с техникой одновременного бесшажного хода.
Основные задачи урока:
Образовательные:
совершенствование техники скользящего шага (отталкивание руками, скользящий шаг),
познакомить с техникой одновременного одношажного хода.
Развивающие: развитие физических качеств (быстроты, выносливости) и координационных способностей.
Воспитательные: формирование сознательного отношения при выполнении упражнений, воспитание коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности.
Тип урока: обучение
Место проведения: школьный стадион
Инвентарь: лыжи, лыжные палки, ботинки, флажки.
Ход урока.
Часть урока
Частные задачи
Содержание учебного материала
Дози-ровка
Методические указания
Подгото-витель-ная
Основ-ная часть
Заклю-читель-ная
часть
1.Подготовить учащихся к уроку.
2.Создать целевую установку на достижение конкретных результатов во время урока
Подготовить организм к предстоящим нагрузкам
1.Получение лыж, выход на улицу. Передвижение на стадион.
2.Построение. Сообщение задач урока.
1.Имитация движения рук и ног в скользящем ходе.
И.п. – о.с.
1- правя рука вперёд, скольжение левой ногой.
2 –левая рука вперёд, скольжение на правой ноге
5’
3’
3’
10-12 раз
Посмотреть на крепление, где обозначено левая нога, правая нога.
Класс в одну шеренгу становись!
«Равняйсь! Смирно! Здравствуйте ребята»!
Сегодня на уроке мы познакомимся с техникой одновременного бесшажного хода и повторим технику скользящего шага..
Приседание при отталкивании, нет сгибания туловища.
перенос тяжести тела на опорную ногу.
способствовать развитию координации и укрепление связок коленного сустава
2.Прохождение дистанции скользящим ходом.
5’
1круг
. Во время толчка туловище наклоняется вперед, ноги сгибаются в коленях. После отталкивания ребенок скользит на одной лыже, а затем выносит другую руку вперед и опускает н палку на снег под острым углом. Соблюдать дистанцию 1 м.
Познакомить с техникой одновременного двухшажного хода
Способствовать развитию мышц плечевого пояса и тазобедренного сустава
Способствовать развитию координации и укрепление связок коленного сустава
Способствовать воспитанию чувства товарищества, скоростно-силовых качеств.
Способствовать постепенному снижению нагрузки
1.Имитация движения рук на месте.
И.п. – о. с.
1.- одновременно выносим обе руки вперёд, толчок палками.
2 – руки назад.
2.Разучивание техники одновременного бесшажного хода.
а) Показ.и объяснение.
Цикл одновременного бесшажного хода состоит из одновременного толчка руками и свободным скольжением на двух лыжах. Отталкивание руками происходит одновременно с выносом рук вперед.
3.Закрепление техники одновременного бесшажного хода.
Эстафета “Кто быстрее”
.
Построение.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Переход в школу, сдача инвентаря.
3’
16 раз
5’
8 раз
8’
3 круга
8’
1’
1’
1’
2’
Руки прямые, в локтях не сгибаем.
Ноги согнуть в коленях, спина наклонена вперёд.
Указать какие могут быть допущены ошибки
:-незаконченный толчок руками (до бедра)
- жесткое движение рук при отталкивании.
Передвижение соблюдая дистанцию 1 м. Руки прямые, в локтях не сгибаем. Ноги согнуть в коленях, спина наклонена вперёд.
Класс делится на две (три) команды.
По сигналу судьи первый участник каждой команды обегает флажок, стоящий в 15 м от стартовой линии и возвращается обратно. Касанием палки о палку следующего участника передаёт эстафету. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.
«Класс в одну шеренгу становись!Равняйсь! Смирно!»Чему учились на уроке? Что понравилось?
Имитация движения рук при одновременном бесшажном ходе, Ходьба на лыжах до 1 км,
Соблюдать правила переноса лыж
Приложение 2
Конспект урока по плаванию для 4 класса.
Тема урока: Плавание способом кроль на груди по элементам и в координации движений.
Цель урока: формирование навыка плавания способом кроль на груди (по элементам и в координации).
Задачи урока:
1) Закрепить согласованную работу рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди.
2) Содействовать развитию защитных свойств организма, закаливание и оздоровление.
3) Воспитывать трудолюбие, активность, дисциплинированность.
Инвентарь: колобашки, плавательные доски, свисток, игрушки и предметы для игры.
Ход урока.
Части урока
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
Подго-тови-тельная часть (10 мин)
Построение, сообщение задач урока.
Общеразвивающие упражнения на суше
И. п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз, в ладонях зажаты хоккейные шайбы.
- круговое вращение рук вперед
5-8 – круговое вращение рук назад
И. п. — лежа на груди
(
на коврике), руки вытянуты вперед. 1-8 - прогнуться и выпол
нять
попеременные движения прямыми ногами, как при плавании кролем.
И. п. — лежа в упоре сзади. Пружиня
щие движения животом и тазом вверх до от
каза.
И.п
. –
полуприсед
, руки внизу
выпрыгивание вверх, руки вверх
И.п
.
И. п. — сидя на пятках (на коврике). Покачивания вперед-
назад на
стопах, отры
вая колени как можно выше от пола.
Имитация гребков руками, как при пла
вании кролем на груди, стоя в наклоне впе
ред и растягивая резиновый амортизатор
И. п. — стоя, одна рука вытянута вверх, другая прижата к туловищу.
1-2 - имитация дыхания, как при скольжении, с поворотом головы для вдоха в сторону прижатой руки;
3-4 то же, но в сочетании с имитацией движений ногами
кролем (притопыванием на месте).
И.П. –
о.с
.
1 – руки через стороны вверх – вдох;
2 – и.п. – выдох.
Переход к месту занятий. Вход в воду.
Спад в воду из положения сидя на бортике.
1 мин
6 мин
8 - 10 раз
8-10 раз
8-10 раз
10 – 12 раз
повторить 3—4 раза по 15 «гребков»
8-12 раз
8-12 раз
8-12 раз
3 мин.
Построить детей на бортике в две шеренги с интервалом.
с постепенным повышением темпа движений;
руки в локтях не сгибаем, спина прямая.
Руки прямые, ногу в колене не сгибаем, тянем носок.
Руки прямые, поднимаем туловище выше.
Прыгаем выше, руки прямые поднимаем вверх
Максимальная амплитуда движений.
Выполняет технически правильно гребок, тянем руку вперёд
Голову поворачиваем точно в сторону, координируем движения рук и поворота головы
Следить за дыханием.
Соблюдение техники безопасности.
Основная часть (20 мин)
Плавние с помощью движений ногами кролем на груди, руки вытянуты вперёд.
2. Плавание кролем на груди с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперёд с доской.
Упражнение на восстановление дыхания.
3. Плавание кролем на груди с «обгоном». Из положения руки вперёд (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой одной рукой, после соприкосновения кистей – то же другой и т.д.
4. Плавание кролем на груди «с подменой». Выполняется 3 гребка левой рукой, доска в правой руке, 3 гребка правой рукой, доска в левой руке.
5. Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками.
6. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания.
7. «Кто быстрее?»
Упражнение на восстановление дыхания.
8. Плавание кролем на груди с помощью движений руками (с поплавком между бёдрами).
9. Плавание избранным способом в полной координации.
Упражнение на восстановление дыхания.
Игра «Водолазы»
Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз
2х12.5м
2х12.5м
5-6 раз
2х12.5м
2х12.5м
2х12.5м
2х12.5м
2х12.5м
5 – 6 раз
2х12.5м
2х12.5м
4х12.5м
5 – 6 раз
8 мин.
Ноги в коленях не сгибать, носки оттянуты и повёрнуты немного внутрь. Вдох выполняется во время подъёма головы вперёд.
Следить за ровным положением тела. Гребок выполняется напряженной кистью, касаясь бедра в конце гребка. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону.
Следить за дыханием.
Гребок выполняется напряженной кистью, касаясь бедра в конце гребка. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону рабочей руки.
Гребок выполняется напряженной кистью, касаясь бедра в конце гребка.
Ноги совершают непрерывные движения.
Учащиеся подсчитывают количество выполненных гребков.
Следить за ровным положением тела. Гребок выполняется напряженной кистью, касаясь бедра в конце гребка, задержать дыхание.
По сигналу 1и 2е номера проплывают кролем на груди 12.5м. побеждает тот, кто покажет наименьшее время.
Следить за дыханием.
Следим за правильным выполнением техники работы рук и ног при кроле
Темп средний, следим за техникой
Следить за дыханием.
Учитель следит за тем, чтобы дети не толкались в воде и не мешали друг другу.
Заклю-чительная часть
Организованный выход из воды.
Построение и подведение итогов.
Уход детей из бассейна в душевые. Правила поведения в бассейне.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
Соблюдение правил безопасности.
Отметить лучших, дать домашнее задание.
Напомнить о правилах поведения в душевых, раздевалках.