Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние путешествий и прогулок на развитие познавательных навыков у дошкольников | Кудрина Александра Викторовна. Работа №352180

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Путешествия и прогулки — это неотъемлемая часть жизни детей дошкольного возраста, и их влияние на развитие познавательных навыков имеет ключевое значение. В статье рассматривается роль активных прогулок и путешествий в повседневной жизни дошкольников, их влияние на развитие когнитивных процессов, умение ориентироваться в пространстве, формирование навыков наблюдения и взаимодействия с окружающим миром. Также внимание уделено практическим аспектам организации прогулок и выездных мероприятий для детей, способствующих развитию творческого мышления и интереса к познанию.

Ключевые слова: путешествия, прогулки, дошкольники, познавательные навыки, развитие, когнитивное развитие, наблюдение, восприятие, активность, обучение через опыт.

ВЛИЯНИЕ ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРОГУЛОК НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Кудрина Александра Викторовна, воспитатель
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа Бугровский центр образования №2
Аннотация: Путешествия и прогулки — это неотъемлемая часть жизни детей дошкольного возраста, и их влияние на развитие познавательных навыков имеет ключевое значение. В статье рассматривается роль активных прогулок и путешествий в повседневной жизни дошкольников, их влияние на развитие когнитивных процессов, умение ориентироваться в пространстве, формирование навыков наблюдения и взаимодействия с окружающим миром. Также внимание уделено практическим аспектам организации прогулок и выездных мероприятий для детей, способствующих развитию творческого мышления и интереса к познанию.
Ключевые слова: путешествия, прогулки, дошкольники, познавательные навыки, развитие, когнитивное развитие, наблюдение, восприятие, активность, обучение через опыт.
Путешествия и прогулки — важная часть жизни детей дошкольного возраста. Эти простые и доступные формы деятельности, как в городе, так и на природе, становятся мощным инструментом для формирования познавательных навыков у малышей. К тому же они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти и мышления, дают возможность расширить кругозор ребенка, углубить его понимание мира. Важно отметить, что с помощью таких активных форм обучения дети не только запоминают новые факты и явления, но и учатся анализировать, искать закономерности, делать выводы. В этой статье будет рассмотрено, как путешествия и прогулки влияют на развитие познавательных способностей дошкольников, как правильно организовывать такие мероприятия и какие конкретные аспекты познавательной деятельности они развивают у детей.
Одним из ключевых факторов в развитии познавательных навыков у детей является активное взаимодействие с окружающим миром. Путешествия и прогулки, как формы познавательной деятельности, дают ребенку возможность не только получить новые знания, но и развивать умение работать с информацией, анализировать увиденное и услышанное, делать собственные выводы. Взглянув на окружающий мир, ребенок не просто воспринимает его, но и осмысляет, задает вопросы, ищет ответы, обсуждает с взрослыми и сверстниками увиденное. Это становится основой для формирования более сложных когнитивных процессов, таких как обобщение, классификация, логика и критическое мышление.
Прогулки по окрестностям детского сада или выездные мероприятия, на которых дети могут познакомиться с природой, культурными памятниками или особенностями разных исторических и социальных мест, становятся важными шагами на пути развития познавательных способностей. На практике это проявляется в том, как дети начинают более осознанно воспринимать окружающее пространство. При общении с природой и объектами культурного наследия они начинают замечать детали, которые ранее могли быть незаметны, например, различия в растительности, строении зданий, специфике звуков, образующихся в разных частях города или на природе.
Одной из основных познавательных способностей, развиваемых в процессе прогулок и путешествий, является наблюдательность. Ребенок учится фиксировать особенности объектов и явлений, понимать причины изменений в природе и искусственном мире. Важно, чтобы взрослые активно помогали детям в этом процессе, задавая наводящие вопросы, стимулирующие интерес к явлениям, которые дети видят вокруг себя. Например, в ходе прогулки по лесу можно спросить: Почему листья на деревьях разных цветов? или Что происходит с растениями осенью? Такие вопросы пробуждают любознательность, способствуют формированию умения анализировать, делать выводы и закрепляют полученные знания.
Не менее важным является развитие сенсорного восприятия ребенка через прогулки. Восприятие звуков, запахов, цветов и текстур в реальной жизни активизирует сенсорные системы и стимулирует познавательные процессы. Это касается не только прогулок по природным территориям, но и наблюдения за окружающим миром в городской среде. Прогулка по парку может включать в себя изучение различных видов деревьев и кустарников, птиц, насекомых, что развивает у детей способности к классификации и систематизации. Важно, чтобы дети учились не просто воспринимать информацию, но и классифицировать ее, например, различать растения по цвету, форме, размеру или типу листьев.
Прогулки и путешествия играют важную роль и в формировании пространственного мышления. Важно, чтобы дети учились ориентироваться в пространстве, понимать такие понятия, как вперед, назад, высоко, низко, слева, справа, а также осознавать различные ориентиры, которые помогают им находить путь в окружающем мире. Например, прогулка по городу может включать задания по нахождению определенных объектов или по выполнению последовательности действий: Найди на площади памятник, Иди по тротуару, пока не увидишь магазин, Поверни направо после светофора. Подобные практики помогают детям закреплять навык ориентирования в пространстве, развивая их логическое мышление и способность планировать свои действия.
Кроме того, путешествия и прогулки активно способствуют развитию речи и социальных навыков у детей. Во время прогулки малыши учат новые слова, учатся описывать окружающий мир, делиться впечатлениями с другими детьми и взрослыми. Взаимодействие с окружающими, вопросы, которые дети задают взрослым, и беседы с одноклассниками на темы, возникшие в процессе наблюдений, помогают развивать коммуникативные способности. Для более старших дошкольников путешествия могут стать основой для творчества: рисование, сочинение рассказов, составление карт, моделирование различных ситуаций с использованием предметов, найденных в ходе прогулки. Это не только способствует формированию познавательных навыков, но и активно развивает воображение.
Не стоит забывать и о том, что путешествия и прогулки дают детям уникальную возможность для формирования здоровых привычек и интереса к физической активности. Во время прогулок дети укрепляют здоровье, развивают координацию движений, мышечную силу и выносливость, а также получают удовольствие от общения с природой. Это активизирует работу всех систем организма, что в свою очередь влияет на умственное развитие.
Особое внимание стоит уделить тому, как правильно организовать путешествия и прогулки с детьми, чтобы они приносили максимальную пользу в плане развития познавательных навыков. Важно, чтобы такие мероприятия не становились просто развлечением, а были наполнены образовательным содержанием. Это может быть как краткосрочная прогулка по детскому саду, так и более продолжительная экскурсия в музей, зоопарк или парк. Прежде чем отправиться в путь, следует подготовить детей к предстоящей прогулке, рассказав о месте, которое они посетят, и о том, какие интересные факты они смогут узнать. Важно, чтобы экскурсии и прогулки были структурированными, но при этом не перегружали детей информацией. Нужно давать им возможность самостоятельно исследовать окружающее пространство, задавать вопросы и отвечать на них.
Для того чтобы путешествия и прогулки приносили максимум пользы, взрослые должны активно вовлекать детей в процесс познания. Это может быть не только обсуждение увиденного, но и использование различных наглядных материалов, игр, экспериментов, которые позволят закрепить полученные знания. Важно, чтобы взрослые, наблюдая за детьми, направляли их внимание на интересные детали, ставили перед ними задачи, которые дети смогут решить самостоятельно, а также поощряли любознательность и исследовательскую активность.
Таким образом, путешествия и прогулки оказывают значительное влияние на развитие познавательных навыков у дошкольников. Они не только способствуют расширению кругозора ребенка, но и развивают его способность к наблюдению, анализу, классификации, а также формируют основы пространственного ориентирования и умение работать с информацией. Эти мероприятия помогают детям развивать речь, творческое мышление и социальные навыки. Правильно организованные путешествия и прогулки становятся важным инструментом в воспитательном процессе, способствующим всестороннему развитию ребенка.
Список литературы
Батырбаева Н.К., Власенко С.В., Корягина О.В., Ткач Ю.В. Использование прогулки в дошкольном образовательном учреждении для развития познавательной активности дошкольников // НИР/S&R. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-progulki-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-dlya-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov
Панеш Б.Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами // Концепт. 2015. №S25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-posredstvom-organizatsii-eksperimentirovaniya-s-prirodnymi-obektami
Шанц Е.А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2016. №S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×