Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка | Ани Торосян Викторовна. Работа №261892
Автор: Ани Торосян Викторовна
Язык для ребенка -живое.Недаром говорят, что только поэты и дети способны воспринимать слова с той силой и яркостью , котороя им изночально присуща.
Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.
Язык для ребенка – живое. Каждое слово для него огромно, неведомо и вместе с тем близко и понятно, потому что в нем – мир, который ребенок впервые открывает и узнает. Недаром говорят, что только поэты и дети способны воспринимать слова с той силой и яркостью, которая им изначально присуща. Каждое слово для них ощутимо, осязаемо, имеет, как говорят, свой цвет, запах, вкус, вес… это чувство языка чрезвычайно важно поддерживать и развивать. Уже давно было замечено, что время расцвета этого чувства – возраст «от двух до пяти». В эти годы, как никогда позже, ребенок жадно и творчески овладевает родным языком.
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими.
В общении с окружающими ребенок на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер - ковров, окно - окон, лампа-ламп, шел – пошел, играл – играли – играла, но вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием –ов (-ев):ковров, окнов, карандашов. Строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К.И. Чуковский отмечал: « Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
В течение первого, подготовительного, периода развития речи, до того как ребенок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих.
Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций, несмотря на то что ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает, что ему говорят.
Когда ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их произношение, взрослые ни в коем случае не должны подражать этому искажению, чтобы предотвратить развитие «птичьего» языка, тормозящего развитие и речи, и мышления. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быстрее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию нейронных цепей для построения центра речи утрачивается.
Первые звуки ребенка – крики. Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети, из-за этого окружающие не всегда сразу распознают их глухоту.
Однако прежде чем ребенок научится понимать слова взрослого (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период развития – период гуления и лепета, который начинается с конца второго месяца жизни.
Гуление – певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [А], [Ы], [У], часто с сочетанием согласных [Г],[М], [К].
Лепет – многократное повторение слогов (МА, БА, ДА, ПА, НА).
В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразных, свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков. Благодаря этому лепет подготавливает возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих.
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются в постепенности процесса. Условно в процессе овладения речью можно выделить несколько этапов:
Первоначальный, подготовительный этап.
На этом этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры ГМ и периферического – органов слуха и органов звукопроизношения (язык, губы, мягкое нёбо и
др
).
Развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов.
С приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она носит ситуативный характер, недостаточно совершенна).
Последний этап –
наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое оформление речи, четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его ВНД. Дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом. Дети, физически ослабленные, часто болеющие также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь педагоги должны давать детям образец правильной, грамотной речи. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками учреждения. Речь их тоже должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
В практике работы с детьми выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть навыком речи.
1. Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней жизни. Всякое общение должно сопровождаться речью.
2. Детям раннего возраста обязательно надо видеть лицо говорящего. Для успешного овладения речью надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть его лицо. Так же необходимо, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.
3. Рассказывание – один из приемов развития детской речи. Рассказывать надо детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения. Стихотворения и сказки для лучшего восприятия их детьми лучше читать наизусть. Необходимо, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо.
4. Рассматривание картинок – хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок или беседой по картине.
5. Игра – одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет удовольствие ребенку, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим и порождающим самостоятельную речевую активность.
6. Обыгрывание игрушек – очень помогает развитию речи.
7. Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.
8. Декламация и пение, сопровождаемое музыкой, так же важный способ развития детской речи.
В заключение хотелось бы обратить внимание взрослых на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с детьми нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихотворения, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, желательно четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит взрослый, у него не будет желания слушать и подражать взрослому, отвечать на вопросы.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.