Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА | Паненко Александра Сергеевна. Работа №323644

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого–педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества (Биктагирова Гульнара Фердинандовна) [2,10].

       В современной педагогической психологии наибольшую популярность завоевали теории Л.С. Выготского[5] и Жана Пиаже [4]:

Таблица 1

Классификации возраста:

Л.С. Выготский

·         раннее детство – 0-3 года

·         дошкольный возраст – 3-6 лет

·         начальное школьное образование – 6-9 лет

·         стадия обучения в средней школе – 9-12 лет

·         стадия получения общего образования – 12-15 лет

·         стадия получения профессионального образования – 15-18 лет

 

 

Для правильного построения педагогического процесса необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей, данной возрастной группы, определяющие познавательные процессы [6].

Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения. Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями [1, с.119].

 

Основной категорией в психологии, как науке о воспитании, является понятие о  воспитании. В узком значении «воспитание» –вскармливание ,питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].

 

1.     тест «Рисунок семьи» [7];

2.      «Родительское сочинение».

Стоит человеку стать отличником, и вот уже

нет предела тому, на что он готов пойти,

лишь бы заслужить пятерку с плюсом.

Эрленд Лу

 

«Рисунок семьи»

1) Как ты себя чувствуешь в школе и дома?

2) Дружишь ли ты с кем-нибудь?

3) Есть ли в классе люди, которые тебе не нравятся? Почему?

4) Ты делишься своими успехами и своими неудачами с родителями?

5) Поддерживают ли тебя твои родители? Как они реагируют на то, что тебе нужна помощь?

6) Рассказываешь ли ты родителям о том, что вы проходите в школе?

7) Просишь ли ты помощи у своих родителей?

8) Занимаешься ли ты еще где-нибудь помимо школы?

Результаты опроса можно представить в виде следующего рисунка:

Затем был проведен опрос среди родителей детей, им были заданы следующие вопросы:

1) Вы знаете, чем Ваш ребенок занимается в школе?

2) Как часто Вы разговариваете с ребенком, когда у него возникают проблемы?

3) Знаете ли Вы, с кем дружит Ваш ребенок? Вы знакомы с ними? Насколько близко?

4) Как часто Вы разговариваете с ребенком на предмет того, что он проходит в школе на данный момент?

5) Вы помогаете своему ребенку с домашним заданием? Как часто – если да? Почему – если нет?

6) Как Вы организуете досуг ребенка? Внеклассные занятия?

Обобщая ответы родителей, можно привести следующий анализ:

 

По результатам проведенной методики (результаты указаны в приложении № 2) прослеживается, что в семьях, в которых присутствует конфликтность между родителями, сопровождается жертвенность родителем, а также ребенок в таких семьях получает больше внимания одного из родителей, как правило, матери, что в ряде случаев приобретает негативные черты, при этом строгость присутствует нередко именно от отцов.

Методика «Рисунок семьи» представляет собой общую методику, которая предлагает родителям и детям изобразить собственную семью, чтобы проиллюстрировать видение самого человека на отношения внутри семьи. Те дети, которые подвержены гиперопеке со стороны матерей чаще всего, изображают себя рядом с матерью, при этом фигура отца ими изображена отдельно. Чрезмерно жертвенные родители изобразили ребенка в центре рисунка, при этом очень маленький процент родителей, которые считают себя равными друг другу.

В заключение хотелось бы отметить, что было затронуто не только психологическая характеристика ребёнка как субъекта социальной сферы, а также и взаимодействие между родителем и ребёнком на примере смоделированных ситуаций, идеального взаимодействия, основанного на этапе развития малыша. 

Выводы следующие:

1. проблема детской тревожности на сегодняшний день является одной из самых актуальных и, к сожалению, родительская фигура в ней занимает не последнее место. Данные ситуации имеют исторические предпосылки, и имеется риск возобновления в связи с текущими событиями. 

2. родителям необходимо принимать участие в жизни ребёнка не только в качестве контролирующей стороны, но и в качестве некоего конструктивного элемента. Наряду с критикой родителям необходимо давать позитивное подкрепление деятельности ребёнка, соблюдая таким образом баланс между негативными и позитивными чертами.

3. нередко причиной отклонения ребёнка от нормального развития являются нереализованные желания родителей, что может начать проявляться уже в младшем школьном возрасте. К сожалению, проблема сепарации ребёнка на сегодняшний день является одной из ведущих: родители не готовы отпускать ребёнка ни во взрослую жизнь, ни тем более на этапе раннего возраста, что нарушает само понимание ребёнком себя как отдельной личности, как собственного Я. Он не может на себя примерить роль взрослого в учебной деятельности или же копирует деструктивное поведение родителя. 

Однако фокусировка только на положительных элементах и излишняя защищенность ребёнка родителями также может нести в себе негативные последствия и выражаться в девиантности. 

Школа, как единый, отдельно существующий механизм, собирает в себе детей определённого возраста, но с разными способами взаимодействия друг с другом из-за данных ранее параметров родителями, которые могут улучшить или ухудшить существование ребёнка в этой социальной группе, поскольку основным кругом общения являются его сверстники, преподаватели, и решающее значение для ребёнка уже приобретает социум, а не родительская фигура. В дальнейшем, после семилетнего возраста происходит полная психологическая сепарация от родителей, которая оставляет за собой некоторые социальные конструкты в виде финансовой, жилищной зависимости и так далее.

Паненко Александра Сергеевна

Студентфакультетапсихологии

Педагогический институт НИУ «БелГУ»

(Белгород,Россия)

Научный руководитель:

Шитикова Елена Вячеславовна

Старший преподаватель

 

PanenkoAlexandraSergeevna

student of Faculty of Psychology

Pedagogical Institute of the National Research University "BelSU"

(Belgorod, Russia)

Scientific supervisor: Shitikova Elena Vyacheslavovna

Senior Lecturer

 

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

THE INFLUENCE OF PARENTAL PARENTING STYLE ON THE CHARACTERISTICS OF THE CHILD'S PERSONALITY

Аннотация:

В статье рассматривается значение родителя как первого человека в жизни ребенка, формирующего его на сознательном и бессознательном уровне, как происходит взаимосвязь родительских и общественных установок в рамках биопсихологического развития детского мозга.

Abstract:

The article proposes to consider the importance of the parent as the first person in the life of a child, forming it on a conscious and unconscious level, how the relationship between parental and social attitudes occurs within the framework of the biopsychological development of the child's brain.

Ключевые слова:

Семья,семейноевоспитание,стильсемейноговоспитания,типсемейноговоспитания,детско-родительские отношения.

Keywords:

Family, family education, style of family education, type of family education, child-parent relations

 

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого–педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества (Биктагирова Гульнара Фердинандовна) [2,10].

В современной педагогической психологии наибольшую популярность завоевали теории Л.С. Выготского[5] и Жана Пиаже [4]:

Таблица 1

Классификации возраста:

Л.С. Выготский

раннее детство – 0-3 года

дошкольный возраст – 3-6 лет

начальное школьное образование – 6-9 лет

стадия обучения в средней школе – 9-12 лет

стадия получения общего образования – 12-15 лет

стадия получения профессионального образования – 15-18 лет

 

 

Для правильного построения педагогического процесса необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей, данной возрастной группы, определяющие познавательные процессы [6].

Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения. Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями [1, с.119].

 

Основной категорией в психологии, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» –вскармливание ,питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].

 

тест «Рисунок семьи»

[7];

«Родительское сочинение»

.

Стоит человеку стать отличником, и вот уже

нет предела тому, на что он готов пойти,

лишь бы заслужить пятерку с плюсом.

Эрленд Лу

 

«Рисунок семьи»

1) Как ты себя чувствуешь в школе и дома?

2) Дружишь ли ты с кем-нибудь?

3) Есть ли в классе люди, которые тебе не нравятся? Почему?

4) Ты делишься своими успехами и своими неудачами с родителями?

5) Поддерживают ли тебя твои родители? Как они реагируют на то, что тебе нужна помощь?

6) Рассказываешь ли ты родителям о том, что вы проходите в школе?

7) Просишь ли ты помощи у своих родителей?

8) Занимаешься ли ты еще где-нибудь помимо школы?

Результаты опроса можно представить в виде следующего рисунка:

Затем был проведен опрос среди родителей детей, им были заданы следующие вопросы:

1) Вы знаете, чем Ваш ребенок занимается в школе?

2) Как часто Вы разговариваете с ребенком, когда у него возникают проблемы?

3) Знаете ли Вы, с кем дружит Ваш ребенок? Вы знакомы с ними? Насколько близко?

4) Как часто Вы разговариваете с ребенком на предмет того, что он проходит в школе на данный момент?

5) Вы помогаете своему ребенку с домашним заданием? Как часто – если да? Почему – если нет?

6) Как Вы организуете досуг ребенка? Внеклассные занятия?

Обобщая ответы родителей, можно привести следующий анализ:

 

По результатам проведенной методики (результаты указаны в приложении № 2) прослеживается, что в семьях, в которых присутствует конфликтность между родителями, сопровождается жертвенность родителем, а также ребенок в таких семьях получает больше внимания одного из родителей, как правило, матери, что в ряде случаев приобретает негативные черты, при этом строгость присутствует нередко именно от отцов.

Методика «Рисунок семьи» представляет собой общую методику, которая предлагает родителям и детям изобразить собственную семью, чтобы проиллюстрировать видение самого человека на отношения внутри семьи. Те дети, которые подвержены гиперопеке со стороны матерей чаще всего, изображают себя рядом с матерью, при этом фигура отца ими изображена отдельно. Чрезмерно жертвенные родители изобразили ребенка в центре рисунка, при этом очень маленький процент родителей, которые считают себя равными друг другу.

В заключение хотелось бы отметить, что было затронуто не только психологическая характеристика ребёнка как субъекта социальной сферы, а также и взаимодействие между родителем и ребёнком на примере смоделированных ситуаций, идеального взаимодействия, основанного на этапе развития малыша.

Выводы следующие:

1. проблема детской тревожности на сегодняшний день является одной из самых актуальных и, к сожалению, родительская фигура в ней занимает не последнее место. Данные ситуации имеют исторические предпосылки, и имеется риск возобновления в связи с текущими событиями.

2. родителям необходимо принимать участие в жизни ребёнка не только в качестве контролирующей стороны, но и в качестве некоего конструктивного элемента. Наряду с критикой родителям необходимо давать позитивное подкрепление деятельности ребёнка, соблюдая таким образом баланс между негативными и позитивными чертами.

3. нередко причиной отклонения ребёнка от нормального развития являются нереализованные желания родителей, что может начать проявляться уже в младшем школьном возрасте. К сожалению, проблема сепарации ребёнка на сегодняшний день является одной из ведущих: родители не готовы отпускать ребёнка ни во взрослую жизнь, ни тем более на этапе раннего возраста, что нарушает само понимание ребёнком себя как отдельной личности, как собственного Я. Он не может на себя примерить роль взрослого в учебной деятельности или же копирует деструктивное поведение родителя.

Однако фокусировка только на положительных элементах и излишняя защищенность ребёнка родителями также может нести в себе негативные последствия и выражаться в девиантности.

Школа, как единый, отдельно существующий механизм, собирает в себе детей определённого возраста, но с разными способами взаимодействия друг с другом из-за данных ранее параметров родителями, которые могут улучшить или ухудшить существование ребёнка в этой социальной группе, поскольку основным кругом общения являются его сверстники, преподаватели, и решающее значение для ребёнка уже приобретает социум, а не родительская фигура. В дальнейшем, после семилетнего возраста происходит полная психологическая сепарация от родителей, которая оставляет за собой некоторые социальные конструкты в виде финансовой, жилищной зависимости и так далее.

 

Список использованной литературы:

List of used literature:

 

1.Ежегодный информационно – аналитический доклад « О положении детей и семей, имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» - Челябинск.: 2014. - С. 119

2https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/44791/course/summary/ЭКЛ Биктагирова Гульнара Фердинандовна Сем.педагогика краткий.pdf

3.Седова,Л.Н.Теорияиметодикавоспитания:Конспектлекций/ Л.Н.Седова,Н.П.Толстолуцких.-М.:Высшееобразование,2006.–С.4

4. Левин В. А. Воспитание творчества. М. : Знание, 1977. 64 с.

5.Бухаркина М. Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». М. : ИОСО РАО, 2003. 26 с.

6. Белкин А. С. Педагогика детства. (основы возрастной педагогики.)- Екатеринбург. 1997.-185 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×