Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики рук детей" | Катыхина Елена Александровна. Работа №274475

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Катыхина Елена Александровна
"Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики рук детей"

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики рук детей"

Ручной труд, так же как и другие виды деятельности, благоприятны для развития речи дошкольника. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и углубление представления детей об окружающих предметах, проявление умственной и речевой активности.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечает: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развитие речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов. Все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи акой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга».

«Рука - это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых - мозг. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают

формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.

В процессе ручного труда, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

На занятиях по ручному труду детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и понимать слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки.

В продуктивной трудовой деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей с речевым недоразвитием, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Ручной труд имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по ручному труду в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Определённый набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребёнка во всём многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании всего наглядного материала, всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений.

Дети лучше усваивают речевой материал, когда постепенно, в течение всего периода работы, находятся в условиях самостоятельного, посильного выполнения поручений воспитателя, как до знаний, так и после них. Дети как бы играют с материалом, производя с ним различные действия.

Продуктивная трудовая деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует с предметом. Огромное влияние этого фактора для развития речи ребёнка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связать слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картинку связь слова с движением или состоянием предмета. В трудовой деятельности это происходит естественно, поскольку ребёнок сам выполняет разнообразные действия. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно - следственные связи различных действий и явлений.

Овладение умениями на ручном труде без развития целенаправленного зрительного восприятия, наблюдения невозможно. Большей частью дети создают работы по представлению или памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом существует зрение, осязание, движения рук. Основное направление в решении задач предметного труда в старших группах - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие поделки, работы.

На занятиях следует так же привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Собранные сухие ветки, корни, шишки, сучки имеют причудливую форму. Предлагается внимательно посмотреть, на что похоже? Что напоминает? Это побуждает детей к фантазии, сравнению со сказочными героями, из какого материала, что можно сделать (человечков, ослика, птичку и т.д.) Рассматривая семена крылатки клёна, предложить детям подумать на что похожи, (крылышки у кузнечика, уши у зайца). Из собранных семян на прогулке сделать «собрать» поделку. Дети находят веточку - тело, мелкие камешки - голова. При изготовлении поделок из природного материала по образцу (картинке, схеме) придерживаться определённой последовательности:

1.Рассмотрение и анализ образца.

2.Определение природного материала, последовательности изготовления.

4.Подбор способа соединения частей (на пластилин, при помощи проволоки т.д.)

5.Подбор инструментов (шило, ножницы, и т.д.)

6.Изготовление игрушек.

7.Анализ и оценка выполненной работы.

Поделки по ручному труду способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, внимания.

Обучение ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, дети учатся выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует сопоставление и установление различий. При обучающем воздействии взрослого у ребёнка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе ручного труда создавать поделку, близкую к реальному объекту.

Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (ножницы, клей, пр.).

Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.

Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того предмета, который должен сделать ребёнок.

Важную роль в обучении детей ручному труду играет семья. В семье должны закрепляться привитые в детском саду навыки труда. Поэтому воспитателем должны оформляться выставки детских работ, чтобы родители могли ознакомиться с успехами своих детей, с работами товарищей. Продуктивны выставки совместных творческих работ детей и родителей. Дети очень гордятся тем, что папа или мама мастерит вместе с ними. Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, игры драматизации. Все задания по ручному труду, ребёнок должен выполнять легко, без принуждения, чтобы занятия приносили радость. Хорошо занятия ручным трудом сопровождать стихами, загадывать загадки, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ, но и слуховой.

Задачей педагога в работе с детьми по данному направлению, является развитие мелкой моторики, способствующей коррекции речи; совершенствование навыков ручного труда; развитие умения видеть прекрасное и желание создавать красивое своими руками.

 

 

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с О.Н.Р. через художественный ручной труд.

 

В статье описаны приемы и методы способствующие развитию мелкой моторики рук дошкольников с О.Н.Р.

 

Проблемой развития моторики занимаюсь более пятнадцати лет. Появилась возможность подойти к этой проблеме более глубже, шире, так как накоплен опыт, т.е. развивать моторику рук не только в играх и упражнениях, а через художественный ручной труд на занятиях в совместной, самостоятельной деятельности.

Наукой доказано, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи, т.е. речь находится в прямой зависимости от степени сформированности и совершенствовании тонкой моторики кисти и пальцев рук. Чем больше ребенок работает руками, тем лучше развивается речь, мышление, воображение.

Таким образом, из опыта могу сказать, что художественный ручной труд для детей с О.Н.Р. является важнейшим средством развития моторики пальцев рук, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовки кисти рук к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие внимания, воображения, фантазию ребенка и используется как средство воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Сейчас я расскажу о тех приемах и методах, которые я использую в своей практике.

Дети в группу приходят со среднего возраста. Начинаю работу постепенно с развития мелкой моторики пальцев рук, с разнообразной пальчиковой гимнастикиВначале пальчиковую гимнастику проводила как маленькую часть занятия, которая вводилась для отдыха или как начало занятия. Но с появления разнообразных форм этой деятельности появилась возможность обучать детей через пальчиковую гимнастику, т.е. задействовать пальцы рук в каждой части занятия. Сначала дети испытывают затруднение в выполнении упражнений, поэтому отрабатываю упражнения постепенно, начиная с самых простых:

1. Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

2. Сгибание и разгибание пальцев.

3. Пальчики здороваются.

Затем я усложняю задания. Упражнения «В гости», «Колечки», «На машине» и др. Применяю игры с движениями: «Посуда», «Птицы» (полетай как орел, как бабочка...), игры на внимание: «Запрещенное движение», «Золушка». В своей практике применяю игры с резиночками на сопротивляемость, чтобы выработать упругость мышц ручной мускулатуры. Игры с кубиками, с веревочкой, со шнурками. Сейчас наша промышленность создает очень красочные, эстетические пособия с веревочками, которые многофункциональны. Но эти приемы уже апробированы.

 

Также хочу рассказать, что нового появилось в моей работе.

1. Более систематически применяю в работе разноцветные прищепки. Считаю, что этот прием актуален, т.е. механическое сдавливание подушек пальцев стимулирует, развивает незрелые клетки коры головного мозга. Из прищепок можно сделать какой-либо предмет (стол, стул), образ (слон, корова). Такой прием развивает фантазию, воображение.

2. Применяю пальчиковые игры с карандашом^ они обеспечивают хорошую тренировку пальцев.

3. Использую разноцветные крышки от пластмассовых бутылок. Дети выкладывают красочные предметы, узоры, формы. Этот прием развивает у детей воображение, способствует закреплению цвета, формы.

4. Часто пользуюсь спичками (без головок), палочками, при помощи которых выкладываем геометрические формы, цифры, буквы, создаем изображения предметов (солнце, стул, кровать и др.), сказочные персонажи. Такой прием работы развивает действия пальчиков с мелкими деталями, пространственные представления ребенка, учит распределять предмет на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

5. Много и часто применяю природный материал на занятиях. Например - математика: считаем шишки, семечки, бобы;

выкладываем геометрические формы, цифры из фасоли, зерна и др.; угадываем на ощупь - сколько горошин в мешочке и др.

6. На занятиях по развитию речи для закрепления пройденного материала выкладываем или делаем мозаику из природного материала (главного героя сказки).

7. В процессе совместной продуктивной деятельности (лепка, аппликация, конструирование) я активизирую речь детей т.е. дети проговаривают последовательность своей работы.

8. Продолжаю внедрять в свою работу такие упражнения, как «Конструирование из пальцев разных предметов, объектов». Опыт показал, что такие игры хорошо подходят для мобилизации внимания.

9. Отлично зарекомендовал себя метод «Конструирование из пальцев и составление предложений, маленьких рассказов». Обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог и через движения посредством мелкой моторики предложить, как бы «оживить предложения». Появляется азарт соревнования, кто первый догадается и составит предложения.

Кошка увидела собаку и убежала.

 

На воротах висит замок.

 

Все вышеизложенное - это система предварительной работы по развитию моторики руки.

Прежде чем приступить к созданию поделки, я с детьми провожу целевые экскурсии на природу (в парк, в сад, к реке). На экскурсии я беседую, воспитываю в детях творческое видение, т.е. умение видеть в листочках, шишках, ветках сходство с формой некоторых предметов, понимать природу, замечать ее красоту, любить ее и беречь.

В ходе беседы побуждаю детей к наблюдениям, рассуждениям, домысливанию, тем самым развиваю у детей речевую активность, обогащаю словарь. Такие прогулки для детей одновременно и игра, и работа, и обучение. Дети накапливают опыт и полученные представления отражают в детских поделках, композициях.

Очень много работаю с природным материалом. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с родной природой. Природный материал дети ощупывают, осматривают, исследуют его, экспериментируют. Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом использую устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения), произведения художественной литературы, так как они создают богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка.

А сейчас поговорим о системе работы с разными материалами по возрастным группам.

Дети среднего возраста работают с крупным природным материалом. Это - горох, бобы, фасоль, семена тыквы. Так как тонкая моторика руки у детей среднего возраста малоподвижна и слаборазвита, предлагаю самые простые композиции («Колобок», «Грибы», «Снеговик»).

 

Увлекательный и доступный способ работы для детей среднего возраста - это работа с бумагой, с бумажными полосками. Ребенок исследует возможности применения бумаги: сминает, сгибает, рвет ее на части. Ребенок не только узнает свойства различных видов бумаги, но согласовывает свои действия и усилия. Это положительно сказывается на развитии моторных функций руки.

В среднем возрасте, с декабря месяца, я большое внимание уделяю технике работы с ножницами:

- правильно держать;

- пользоваться или резать по прямой и т.д.

Так как у детей среднего возраста нет усидчивости, они быстро утомляются, кружок по художественному ручному труду провожу во второй половине дня по 5-10 минут небольшими группами.

В старшем возрасте движения руки у детей становятся более точными, ловкими, гибкими. Это позволяет детям работать с более мелким природным материалом. Это - семена огурцов, подсолнуха, сухие рыбьи плавники, лепестки роз, шелуха лука, кора деревьев и др.

В этом возрасте большое внимание уделяю развитию воображения, творческим способностям детей, побуждаю к самостоятельному мышлению и продолжаю развивать мелкую моторику.

В старшей группе дети продолжают работу с бумагой, но задания более расширены и усложнены.

В качестве развивающих упражнений вырезывание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое, симметричные узоры из листа, сложенного в несколько раз, вырезывание силуэтных изображений по контуру и на глаз, аппликация способом обрывания.

Я предлагаю детям широкий простор для творчества и конструирования, работая с бросовым материалом: коробки и баночки разных размеров. Они, как бы, приобретают вторую жизнь в детских руках.

Проводим мозаичные занятия где изображения выполняются из мелких частей. Мозаика из яичной скорлупы, древесных стружек, из коры дерева.

Часто прибегаю к такому виду ручного труда, как соленое тесто. Лепка из теста прививает детям различные полезные навыки: задействованы все мышцы руки, развивается пальчиковая моторика, вырабатывается ловкость, прививается красота. Дети могут воплотить в лепке собственные сюжеты и фантазии.

В подготовительной группе сознает себя на пороге школьной жизни, он вырос и понимает различие между игрой и занятием, знает их время и место. В подготовительной группе ребенок становится самостоятельным, организованным, дисциплинированным, умеет оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Пальцы у детей в подготовительной группе становятся послушными, гибкими.

В утренние часы самостоятельной деятельности ребенок может без помощи взрослого самостоятельно заняться трудом и сделать игрушку другу, подарок маме, украшение для группы. У детей подготовительной группы появляется активное отношение к деятельности. Они самостоятельно ищут способы изготовления поделок, игрушек, стремятся выполнить задание в новом материале.

Дети могут работать индивидуально, объединяться по 3-4 человека или большими группами. Я помогаю детям планировать свою работу, избегать торопливости, доводить замысел до конца. Я выступаю в роли советчика, заинтересованного будущими поделками, я не диктую ребенку, как и что делать, а живо обсуждаю с ним ход работы.

В подготовительной группе мы продолжаем работу с бумагой. Очень оригинальные поделки получаются из бумаги в виде трубчатого шара («Хризантема»), кулечков («Ромашка»), из гофрированной бумаги («Бабочка», «Зонтик», «Гирлянда»).

В подготовительной группе мы продолжаем работу с природным материалом и используем самый мелкий: семена моркови, редиса, рыбья чешуя, бисер, луковая шелуха и др.

Для развития пальчиковой моторики я использую тонкую медную проволоку в пластмассовой изоляции. Даю задание сделать из проволоки: надувной парус; гордый треугольник; дрожащий квадрат.

В подготовительной группе предлагаю детям чеканку шариковой ручкой. Считаю, что этот вид ручной деятельности очень актуален, так как помогает научить ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней.

Не могу не сказать еще об одной форме работы - это графические упражнения. «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками» - данный вид занятий способствует лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Игра с клеточками развивает у детей аккуратность, графические умения, глазомер. Перед началом занятий слежу за правильной осанкой ребенка, напоминая ему, как правильно держать карандаш, не поворачивать тетрадь во время выполнения упражнения, линии проводить только один раз, ошибки не исправляются, не стираются, задания выполняются до конца.

Особое внимание обращаю на раскрашивание и штриховку рисунков. Штриховка тренирует руку ребенка, помогает чувствовать границу фигуры.

Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.

Хотелось бы отметить, что коммуникативные функции у детей развиты плохо. Дети часто ссорятся, особенно если они пришли из разных групп, некоторые из дома. Чтобы быстрее познакомить детей и научить их играть, дружить, трудиться, применяю игры-занятия в парах. Их цель - повысить у детей коммуникабельность, научить дружить, работать в парах. Коллективная форма занятий помогает детям создать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитывается умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз