Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние сенсомоторной интеграции на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста | Ицкова Евгения Михайловна. Работа №350724

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния сенсомоторной интеграции на развитие фонематического восприятия у дошкольников. Рассматривается значимость фонематического восприятия как основы для формирования правильной речи и успешного освоения грамоты. Описаны основные аспекты применения сенсомоторных упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Подчеркивается важность комплексного подхода к развитию слухового восприятия и моторных навыков для обеспечения полноценного речевого развития и когнитивной подготовки детей к школе.

Ключевые слова: сенсомоторная интеграция, фонематическое восприятие, дошкольники, логопедическая работа, развитие речи, слуховое восприятие, подготовка к школе.

 

ВЛИЯНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Ицкова Евгения Михайловна, учитель-логопед

МАДОУ детский сад «Родничок», Брянская область, г. Жуковка

 

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния сенсомоторной интеграции на развитие фонематического восприятия у дошкольников. Рассматривается значимость фонематического восприятия как основы для формирования правильной речи и успешного освоения грамоты. Описаны основные аспекты применения сенсомоторных упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Подчеркивается важность комплексного подхода к развитию слухового восприятия и моторных навыков для обеспечения полноценного речевого развития и когнитивной подготовки детей к школе.

Ключевые слова: сенсомоторная интеграция, фонематическое восприятие, дошкольники, логопедическая работа, развитие речи, слуховое восприятие, подготовка к школе.

 

Фонематическое восприятие является одной из важнейших составляющих речевого развития дошкольников и играет ключевую роль в успешном освоении родного языка. Оно представляет собой способность ребенка различать и воспринимать звуки речи, выделяя их как самостоятельные единицы, что служит основой для дальнейшего освоения навыков чтения и письма. У детей дошкольного возраста, особенно имеющих речевые нарушения, часто отмечается недоразвитие фонематического восприятия, что создает затруднения в их речевом и когнитивном развитии.

Сенсомоторная интеграция — это процесс обработки мозгом сенсорной информации, поступающей из окружающей среды, и ответной моторной реакции на нее. В логопедической практике сенсомоторная интеграция играет важную роль, поскольку помогает улучшить восприятие, понимание и обработку звуковых сигналов. В рамках логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста методы сенсомоторной интеграции становятся эффективным инструментом для стимуляции фонематического восприятия. С помощью сенсомоторных упражнений дети лучше усваивают различия между звуками, развивают навыки слухового восприятия и внимание к звукам речи, что способствует общему улучшению речевого развития.

Сенсомоторные занятия основаны на выполнении упражнений, направленных на взаимодействие разных систем организма, включая слуховую, зрительную, тактильную и вестибулярную. Такая комплексная работа способствует повышению уровня восприимчивости к звуковым сигналам и развитию навыков дифференциации звуков, необходимых для успешного освоения фонематического восприятия. Дети постепенно обучаются распознаванию тонких различий в звучании звуков, их длине, высоте, а также начинают осознавать их последовательность. В процессе выполнения сенсомоторных упражнений у детей активизируются участки мозга, ответственные за анализ звуковой информации, что улучшает их способность к звуковой дифференциации.

Фонематическое восприятие тесно связано с моторным развитием ребенка. Исследования показывают, что согласованная работа мелкой и крупной моторики, активизация сенсорных систем и включение координационных упражнений оказывают положительное влияние на способность детей различать и понимать звуки речи. Например, игры, направленные на координацию движений, одновременно стимулируют слуховое внимание, что важно для выделения отдельных звуков и их четкого восприятия. Движение и звук объединяются в единое восприятие, а сенсорные сигналы, поступающие от различных анализаторов, укрепляют взаимосвязь слуховой и моторной систем, что обеспечивает лучшее усвоение звуков речи.

Одной из важных задач логопеда в процессе сенсомоторной интеграции является использование различных сенсорных каналов для обучения ребенка выделению звуков речи. Интеграция слухового и тактильного восприятия позволяет детям лучше ощущать и понимать звуковую информацию, особенно в случае детей с задержками речевого развития. Так, тактильные упражнения, в сочетании со слуховыми тренировками, способствуют формированию у детей более точного слухового образа звуков и слов. Например, логопед может использовать методику, при которой ребенок одновременно проговаривает звук и производит тактильное действие, связывая его с ощущением — это помогает запоминанию звука и его характеристик.

Включение в работу с детьми упражнений на развитие мелкой моторики способствует улучшению общей речевой активности. Мелкая моторика оказывает значительное влияние на фонематическое восприятие, так как движения пальцев и кистей связаны с речевыми центрами в головном мозге. Движения пальцев стимулируют зоны, ответственные за речевую активность, что улучшает произвольность речи и способствует более легкому различению звуков. В старшей и подготовительной группе рекомендуется использовать игры и упражнения, включающие перекрестные движения рук, пальчиковые игры и работу с мелкими предметами, которые помогают укрепить взаимодействие между мелкой моторикой и слуховым восприятием.

Сенсомоторная интеграция включает и использование вестибулярных упражнений, что оказывает влияние на развитие слухового восприятия у детей. Упражнения, направленные на развитие координации и равновесия, улучшают восприятие пространственных характеристик звуков, что особенно важно для дошкольников с недоразвитием фонематического слуха. Вестибулярная стимуляция также помогает укрепить навыки концентрации и поддержания внимания, что способствует лучшему восприятию звуковой информации и ее обработке. Таким образом, сенсомоторная интеграция в работе логопеда способствует формированию фонематического восприятия через комплексное развитие сенсорных систем и активизацию слухового внимания.

Особое внимание в сенсомоторных упражнениях уделяется ритмическим движениям, которые поддерживают формирование фонематического восприятия. Восприятие ритма помогает детям различать длину звуков и их последовательность, что оказывает значительное влияние на восприятие слоговой структуры слова. Ритмические упражнения, включающие хлопки, постукивания и упражнения с музыкальными инструментами, способствуют развитию у детей навыков распознавания ритмических единиц в речи и их связи с фонематическим восприятием. Музыкальные упражнения также способствуют развитию чувства ритма и слуховой памяти, что помогает детям запоминать звуки и их последовательность в словах.

Таким образом, сенсомоторная интеграция оказывает позитивное влияние на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Она способствует развитию у детей способности воспринимать звуки речи, различать их и понимать их значения, что обеспечивает основу для успешного усвоения грамоты и подготовки к школьному обучению. Сенсомоторные упражнения помогают формировать необходимые навыки через взаимодействие сенсорных систем и активизацию слухового и тактильного восприятия, что является важной составляющей логопедической работы. Интеграция сенсомоторных приемов в работу логопеда способствует комплексному развитию речевой компетенции и когнитивной готовности дошкольников, повышая их интерес к обучению и создавая предпосылки для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

 

Список литературы

 

1. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции, 22 апреля 2022 г., г. Екатеринбург, Россия : материалы конференции / под редакцией А. В. Пьянковой. — Екатеринбург : УрГПУ, 2022. — 454 с. — ISBN 978-5-7186-1973-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/438080

2. Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия : 2019-12-06 / А. С. Балакирева. — 3-е изд. (эл.). — Москва : В. Секачев, 2019. — 205 с. — ISBN 978-5-4481-0459-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129773 (дата обращения: 12.11.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×