Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние сенсорной интеграции на развитие речи у детей с ТНР и РАС | Числова Анна Андреевна. Работа №350643

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния сенсорной интеграции на развитие речи у детей с нарушениями речи, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС). В работе рассматриваются теоретические аспекты сенсорной интеграции, её связь с речевым развитием, а также конкретные подходы и методы работы с детьми, у которых наблюдаются дефициты в восприятии и обработке сенсорной информации. Также в статье приводятся примеры из практики, которые иллюстрируют успешное использование сенсорной интеграции в коррекционно-развивающем процессе. Задача учителей-логопедов заключается в создании условий для гармоничного сенсорного опыта детей, что в свою очередь способствует развитию речи, улучшению коммуникационных навыков и общему психоэмоциональному состоянию ребёнка.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, развитие речи, нарушения речи, ТНР, РАС, сенсорные процессы, аутизм, коррекционно-развивающая работа, логопедия, сенсорное восприятие. 

 

ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР И РАС
Числова Анна Андреевна, учитель-логопед
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Центр психолого-медико-социального сопровождения Речевой центр
Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния сенсорной интеграции на развитие речи у детей с нарушениями речи, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС). В работе рассматриваются теоретические аспекты сенсорной интеграции, её связь с речевым развитием, а также конкретные подходы и методы работы с детьми, у которых наблюдаются дефициты в восприятии и обработке сенсорной информации. Также в статье приводятся примеры из практики, которые иллюстрируют успешное использование сенсорной интеграции в коррекционно-развивающем процессе. Задача учителей-логопедов заключается в создании условий для гармоничного сенсорного опыта детей, что в свою очередь способствует развитию речи, улучшению коммуникационных навыков и общему психоэмоциональному состоянию ребёнка.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, развитие речи, нарушения речи, ТНР, РАС, сенсорные процессы, аутизм, коррекционно-развивающая работа, логопедия, сенсорное восприятие.
Современные исследования в области нейропсихологии и логопедии показывают, что развитие речи у детей тесно связано с функционированием сенсорной системы. Сенсорная интеграция — это процесс, который позволяет человеку организовывать и перерабатывать поступающую сенсорную информацию для адекватного реагирования на внешние и внутренние стимулы. У детей с нарушениями речи, особенно тех, у кого диагностированы тяжелые нарушения речи (ТНР) и расстройства аутистического спектра (РАС), сенсорная интеграция часто нарушена, что влияет не только на их восприятие окружающего мира, но и на способность к речевому развитию.
Для детей с ТНР и РАС характерны проблемы с обработкой и восприятием сенсорных сигналов, что может проявляться в избыточной или, наоборот, недостаточной чувствительности к звукам, текстурам, запахам или визуальным раздражителям. Нарушения сенсорной интеграции у таких детей могут мешать эффективному обучению и социальной адаптации, создавая препятствия для овладения речью. Таким образом, разработка программ и методов, направленных на улучшение сенсорной интеграции, является важной частью логопедической работы с детьми, имеющими различные формы нарушений речи.
Влияние сенсорной интеграции на развитие речи у детей с ТНР и РАС можно рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, недостаточная обработка сенсорной информации усложняет речевое восприятие, а с другой стороны, эффективное использование сенсорных методов в коррекционной работе может значительно улучшить как когнитивные, так и речевые навыки ребенка. Таким образом, для успешного преодоления трудностей в развитии речи необходимо учитывать не только лексико-грамматические и фонетические аспекты, но и психофизиологические особенности восприятия и обработки сенсорной информации.
Одним из ключевых аспектов сенсорной интеграции является ее влияние на когнитивное развитие. Сенсорная информация формирует основы для развития внимания, памяти, восприятия, а также основы для формирования речевых навыков. Например, недостаточная сенсорная осведомленность может приводить к нарушению способности ребенка воспринимать и повторять звуки речи, что в свою очередь затрудняет его способность к произношению и использованию языка в повседневной жизни. Также дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать трудности в восприятии интонаций, жестов, мимики, что делает процесс общения для них еще более сложным. Дети с ТНР могут не осознавать важности слухового восприятия и обработки звуков речи, что также сказывается на их речевом развитии.
Применение методов сенсорной интеграции в коррекционной логопедии позволяет создать стимулы, которые способствуют развитию речи и общему психоэмоциональному состоянию ребенка. Это могут быть как традиционные сенсорные стимулы (например, звуки, тактильные ощущения, зрительные раздражители), так и более сложные мультимодальные подходы, включающие различные виды сенсорной активности. Применяя такие методы, логопед может не только стимулировать речевую активность, но и создать положительный опыт для ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Один из подходов, который активно используется в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции, — это подход, основанный на принципах сенсорной терапии. Он включает использование специальных игрушек и материалов, которые стимулируют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Например, использование музыкальных инструментов или слуховых тренажеров может помочь детям с нарушениями восприятия звуков развить слуховое восприятие и улучшить артикуляционные навыки. Тактильные игры с различными текстурами, использование массажа и работы с текстурами могут стать основой для развития речевой моторики.
Кроме того, существует целый ряд техник, которые включают в себя активное вовлечение ребенка в различные физические активности. Игры с мячом, катание на качелях, прыжки, бег, а также различные виды массажа или стереоакустической терапии помогают детям наладить координацию движений, что способствует более эффективной организации речи и улучшению ее моторной составляющей. Эти методы особенно полезны для детей с РАС, у которых часто наблюдаются проблемы с моторикой и координацией, что сказывается на их способности правильно артикулировать звуки.
Методы сенсорной интеграции также могут быть использованы в контексте работы с детьми с гипер- или гипосенсорными реакциями. Для детей с гиперсенсорностью, которые могут испытывать повышенную чувствительность к звукам, свету или прикосновениям, важно создавать среду с минимальной сенсорной нагрузкой, постепенно обучая их воспринимать и адаптироваться к различным стимулам. Напротив, дети с гипосенсорными реакциями, которые не чувствуют или плохо воспринимают сенсорную информацию, нуждаются в увеличении сенсорной активности, чтобы активировать их восприятие и научить адекватно реагировать на окружающую действительность.
Сенсорная интеграция может сыграть ключевую роль в коррекции социальных и эмоциональных проблем, характерных для детей с РАС. Зачастую такие дети испытывают трудности в установлении контакта с окружающими, не могут правильно интерпретировать невербальные сигналы (мимику, жесты, интонации), что делает их общение ограниченным. Включение сенсорных техник в логопедическую работу помогает снизить тревожность ребенка, улучшить его настроение и создать условия для лучшего восприятия социальной информации.
Практическое использование подходов сенсорной интеграции требует от логопеда детальной диагностики и индивидуального подхода. Важно учитывать не только основные трудности ребенка в речевом и сенсорном восприятии, но и его психоэмоциональное состояние. Работая с детьми, важно создавать такие условия, в которых они смогут с минимальными трудностями воспринять и обработать сенсорные стимулы, что способствует не только речевому развитию, но и общему улучшению качества жизни ребенка.
Таким образом, влияние сенсорной интеграции на развитие речи у детей с ТНР и РАС невозможно переоценить. Эффективное применение методов сенсорной терапии и создания адекватной сенсорной среды позволяет улучшить когнитивное восприятие, повысить мотивацию к обучению и значительно ускорить процесс речевого развития. Сенсорная интеграция становится важнейшей частью комплексной работы с детьми, имеющими нарушения речи, обеспечивая тем самым не только речевое, но и общее психофизическое развитие.
Список литературы
Бобылова М. Ю., Капустина А. А., Браудо Т. А., Абрамов М. О., Клепиков Н. И., Панфилова Е. В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Русский журнал детской неврологии. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motornaya-i-sensornaya-alaliya-slozhnosti-diagnostiki
Пханаева С.Н., Хамукова Б.Х. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // ИСОМ. 2016. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-raboty-s-detmi-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya
Рукавицин М.С., Киселева Л.В. Использование сенсорной интеграция в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sensornoy-integratsiya-v-korrektsii-rechi-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×