Влияние школьного окружения на личностное развитие и формирование характера учащихся | Рощупкина Любовь Николаевна. Работа №345475
Аннотация. В статье рассматривается влияние школьного окружения на личностное развитие и формирование характера учащихся. Описаны основные факторы, связанные с социальным взаимодействием в школьной среде, включая отношения с учителями, сверстниками и школьным коллективом, которые играют ключевую роль в становлении личности. Подчёркивается важность школьной атмосферы, как образовательного, так и эмоционального климата, в развитии нравственных и поведенческих качеств детей и подростков.
Ключевые слова: школьное окружение, личностное развитие, формирование характера, социальное взаимодействие, эмоциональный климат, нравственные качества.
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА УЧАЩИХСЯ
Рощупкина Любовь Николаевна, педагог-психолог
МБОУ «Иловская СОШ им. Героя России В. Бурцева» Алексеевского Г.О. Белгородской области с. Иловка
Аннотация. В статье рассматривается влияние школьного окружения на личностное развитие и формирование характера учащихся. Описаны основные факторы, связанные с социальным взаимодействием в школьной среде, включая отношения с учителями, сверстниками и школьным коллективом, которые играют ключевую роль в становлении личности. Подчёркивается важность школьной атмосферы, как образовательного, так и эмоционального климата, в развитии нравственных и поведенческих качеств детей и подростков.
Ключевые слова: школьное окружение, личностное развитие, формирование характера, социальное взаимодействие, эмоциональный климат, нравственные качества.
Школа, являясь одной из важнейших социальных институций, оказывает глубокое воздействие на личностное развитие и формирование характера учащихся. Взаимодействие с учителями, сверстниками и школьной культурой, а также влияние учебной и внеучебной деятельности, играют значительную роль в становлении личности каждого ребёнка. Школьное окружение не только способствует формированию у ребёнка знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе, но и активно участвует в развитии таких ключевых личностных качеств, как самодисциплина, ответственность и эмпатия.
На этапе школьного обучения происходит активное становление личности учащегося, и в этот период характер ребёнка наиболее податлив для внешних воздействий. Среда, в которой происходит этот процесс, является определяющим фактором в формировании его мировоззрения, ценностных ориентиров и поведения. Школьное окружение включает в себя широкий спектр компонентов, таких как социальные связи с одноклассниками и учителями, атмосфера в учебных классах, школьная культура и нормы поведения, которые транслируются в рамках образовательного процесса.
Одним из важнейших факторов влияния школьного окружения на личностное развитие учащихся является взаимодействие с педагогами. Учитель для ребёнка не только источник знаний, но и моральный ориентир. Авторитет учителя, его отношение к ученикам и манера общения формируют у детей не только уважение к знаниям, но и важные личностные качества, такие как целеустремлённость, ответственность и самоорганизация. Если педагог проявляет интерес к личности каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности и психологические потребности, это создаёт условия для развития у ребёнка уверенности в себе и уважения к окружающим.
Школьная культура также оказывает глубокое влияние на формирование характера учащихся. Нормы и ценности, которые прививаются в рамках школьной жизни, играют важную роль в воспитании социально значимых качеств, таких как толерантность, честность и справедливость. Важную роль здесь играет система поощрений и наказаний, которая отражает ценностные ориентиры школы и задаёт рамки приемлемого и неприемлемого поведения. Учащиеся, адаптируясь к этим правилам, учатся оценивать свои действия с точки зрения их соответствия общественным нормам, что способствует развитию у них критического мышления и саморефлексии.
Социальное окружение учащегося — это ещё один важный элемент, который оказывает влияние на личностное развитие ребёнка. Взаимоотношения с одноклассниками формируют у детей социальные навыки, необходимые для успешной коммуникации и взаимодействия в коллективе. В школьной среде дети учатся сотрудничать, работать в команде, проявлять лидерские качества, а также решать конфликты, которые неизбежно возникают в процессе общения. Эти навыки оказываются важными не только в рамках школьной жизни, но и в будущем, когда учащиеся сталкиваются с социальными и профессиональными вызовами.
Важно отметить, что личностное развитие ребёнка в школе зависит не только от позитивного влияния окружающей среды, но и от того, насколько гармонично эта среда учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Каждому ученику присущи свои уникальные черты характера, которые могут как способствовать, так и затруднять процесс социальной адаптации. Для того чтобы школьное окружение оказывало положительное воздействие на личностное развитие, необходимо создавать условия, в которых каждый учащийся может проявить свои лучшие качества и получить поддержку в процессе саморазвития.
Отношения между сверстниками имеют значительное значение для формирования характера ребёнка. Дружба, доверие, совместное решение проблем — всё это важные аспекты, которые помогают детям формировать навыки взаимодействия с окружающими. Однако школьное окружение может стать и источником стрессов для ребёнка, особенно в тех случаях, когда он сталкивается с конфликтами, буллингом или неприятием со стороны сверстников. Такие ситуации могут негативно повлиять на самооценку ребёнка, вызвать у него чувство тревожности и социальной изоляции, что может препятствовать гармоничному личностному развитию.
В этих условиях роль педагога-психолога заключается в том, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу в школе, где каждый ученик чувствует себя защищённым и уважаемым. Психологическая поддержка, направленная на решение межличностных конфликтов и предотвращение негативных проявлений в коллективе, помогает детям научиться справляться с трудностями и эффективно развивать свои социальные и эмоциональные навыки.
Отдельное внимание в вопросе влияния школьного окружения на личностное развитие следует уделить процессу адаптации к изменениям. Школа, как место, где дети сталкиваются с множеством новых вызовов и ситуаций, играет важную роль в формировании гибкости и способности к адаптации. Переход из одного класса в другой, смена учителей, новые учебные программы — все эти факторы способствуют тому, что дети учатся приспосабливаться к изменениям и развивать устойчивость к стрессовым ситуациям. Психологическая поддержка со стороны школы помогает учащимся пройти через эти периоды с минимальными эмоциональными затратами, развивая у них навыки саморегуляции и самоконтроля.
Таким образом, школьное окружение оказывает огромное влияние на личностное развитие и формирование характера учащихся. Оно включает в себя как позитивные аспекты, способствующие развитию у детей социальных навыков, так и потенциальные трудности, с которыми учащиеся могут столкнуться в процессе взаимодействия с окружением. Важно, чтобы педагоги и психологи совместно создавали такую среду, в которой каждый ребёнок может успешно развиваться, приобретая навыки и качества, необходимые для дальнейшей жизни.
Список литературы
1. Беганцова И. С. Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков / И. С. Беганцова, Р. С. Козлов // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 271-273.
2. Борисова Л. В. Воспитание как формирование и развитие личности / Л. В. Борисова // Педагогическое мастерство: материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 1-5.