Влияние СМИ на социализацию детей и подростков | Виктория Владимировна Клочкова. Работа №252936
Автор: Виктория Владимировна Клочкова
В данной статье рассматривается вопрос о влиянии СМИ на подрастающее поколение
Статья на тему
«Влияние СМИ на социализацию детей и подростков»
Автор: Клочкова Виктория Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Процесс социализации – важнейшее явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности ребёнка школьного возраста, его жизненную позицию оказывают влияние многие социальные факторы, в том числе и средства массовой информации (печать, пресса, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, сеть Интернет), без которых в современном мире обойтись невозможно. В связи с этим особенно важно контролировать воспитание и развитие ребёнка школьного возраста в его взаимодействии с различного рода информационными потоками, доступ к которым ребёнок через средства массовой информации ( СМИ).
Именно в процессе обучения в школе, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами средств массовой информации ( телевидение, Интернет и др.), предназначенными не только для детей и, я бы сказала,в современном информационном потоке не столько для детей, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Следует отметить и положительные стороны использования средств массовой информации в школьном образовании и воспитании: использование СМИ позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
СМИ как фактор социализации выполняет следующие функции:
1) информационную, т.е. является источником разнообразной информации;
2) рекреативную, т.е. выступает как досуговое времяпрепровождение в группах или индивидуально;
3) релаксационную, т.е. позволяет снять ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение многих социальных норм, формирование ценностных ориентиров; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".
В связи с тем, что развитие, воспитание современного школьника в процессе социализации подвергается значительному воздействию со стороны СМИ, и так как данное воздействие имеет как положительное, так и отрицательное направление развития, перед учеными и специалистами многих стран обострился актуальный вопрос о развитии информационной экологии, способной формировать здоровый информационный образ жизни людей, в особенности детей, в социальной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей.
Проблемой исследования является создание социально-педагогических условий для успешной социализации школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. В решении данной проблемы педагогу требуется проявить и знание методик и технологий работы, и общую социальную грамотность, и умение соответствие современной общественной формации, и знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Педагог, классный руководитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности телевидения в своих педагогических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание и социальное благополучие каждого учащегося.
Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.
В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».
Сущность социализации заключается в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
1.Первичная социализация - это усвоение норм и ценностей ребенком. Происходит первичная социализация прежде всего в сфере межличностных отношений.
2.Вторичная социализация - это усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком в рамках социальных институтов.
Социализация личности представляет собой совокупность различных агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становлении личности человека в обществе.
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.
К первичным агентам относятся люди, которые составляют непосредственное и ближайшее окружение человека. К ним относятся родители, сестры (братья), дедушки (бабушки), другие близкие родственники; также друзья, друзья семьи, сверстники, учителя-предметники, тренеры, воспитатели внеклассной работы, руководители кружков, классные руководители, врачи, лидеры молодежных группировок. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.
К вторичным агентам относятся люди, которые оказывают менее важное воздействие на личность человека. К ним можно отнести представителей администрации школы, университета, предприятия, где человек работает, армии, полиции, церкви, государства, а также сотрудники средств массовой информации и так далее.
Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации человека и направляют его.
Рассматриваются первичные и вторичные институты социализации.
Первичные институты - это семья, школа, сверстники и так далее.
Вторичные институты - это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и так далее.
В жизни человека не все агенты социализации играют одинаковую роль, и степень ее влияния на развитие личности со временем меняется. Так в период первичной социализации родители играют главенствующую роль, однако со временем она может ослабляться, и уже сверстники с течением времени становятся авторитетнее родителей. Это объясняется тем, что агенты и институты вторичной социализации специализированы и проводят социализацию в определенном контексте. Также агенты первичной социализации сами заинтересованы в социализации своего ребёнка , а для агентов вторичной социализации это непосредственно их профессиональная деятельность (например, представитель школьной администрации или участковый полицейский).
Также агентами социализации являются средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. К ним также можно отнести сеть Интернет. Дети и взрослые проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир и знакомятся с ним в большей степени через телевизионное изображение. Имеется значительное количество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых.
В современной науке выделяют в качестве стадий процесса социализации периоды детства, юношества, отрочества (дотрудовой период жизни) и периоды трудовой и послетрудовой деятельности человека. Огромное значение имеет дотрудовой период жизни ребёнка. На этом этапе важную и, можно сказать, приоритетную роль в становлении ребёнка как личности играет, конечно же, семья, близкое окружение, а также школа. Хочется сказать словами классика А.С. Грибоедова: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца».
Социализация начинает происходить с самого детства, когда формируется личность человека. Хоть это и самый незащищённый этап жизни, в это время происходит закладывание фундамента социализации, накапливаются социальные навыки и знания. Если в детстве не происходит накопления необходимых знаний, которые можно получить при обучении, общении, о поведении человека в обществе, т.е. в социуме, то во взрослой жизни возникают такие немалые проблемы, которые и решить будет невозможно.
Дети, которые каким-то образом оказались, изолированы от общества, погибают в социальном плане. Ведь социальная среда играет решающую роль в становлении личности. Дети, которые в силу каких – либо причин оказались оторванными от социальной среды, не могут стать полноценными членами общества. В качестве яркого наглядного примера можно вспомнить героя произведения Маугли, воспитанного животными и вследствие этого не знающего законов человеческого общества и норм поведения в нём. Но всё же большинство детей психологически весьма податливы, и они способны вырасти и развиться во взрослых людей совершенно разного типа. Это напрямую зависит от окружающей их обстановки.
Социализация школьника – очень сложный процесс, требующий большой психологической, нравственной работы как со стороны семьи, так и со стороны учебного учреждения, в данном случае школы.
В современное время , в век глобальной информатизации общества, наиболее остро стоит вопрос социализации детей школьного возраста. Неизвестно, в какую социальную группу попадёт учащийся, какие моральные ,нравственные ценности выберет для себя, так как ведь зачастую современные школьники не имеют представления о том, что такое нравственность и что представляют из себя безнравственные поступки. Какая моральная, психологическая обстановка царит в семье ребёнка, какие жизненные приоритеты в той или иной семье. Все эти факторы так или иначе оказывают влияние на процесс социализации детей школьного возраста.
Семья испокон веков играет самое важное значение в развитии личности ребёнка. Преимущественное влияние оказывает мать или отец, или родственник, который ухаживает за ребёнком и воспитывает его. «Мать, помни – ты главный воспитатель, главный педагог», - высказывал свою точку зрения на воспитание в семье В.А.Сухомлинский. Действительно, все согласятся с тем, что мама для каждого из нас – самый любимый и лучший человек на планете. Именно поэтому на женщине – матери лежит огромная, ни с чем не сравнимая ответственность за воспитание своего ребёнка , ибо что говорит мама, чему учит, врезается в память ребёнка надолго, может быть и навсегда, на всю жизнь. Общение с разными членами семьи также оказывает влияние на эмоциональную сферу ребёнка, его поведение. Первые навыки общения, взаимодействия, первые социальные роли , освоение первых норм и ценностей связаны прежде всего с семьёй. Очень точно и ёмко сказал о роли семьи великий советский педагог В.А.Сухомлинский: «Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственные чистота матери и отца». «Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Нельзя не согласиться с мыслями великого педагога. Ведь именно модель поведения родителей во многом накладывает отпечаток и формирует, даже если родители и не придают этому значения, будущую модель поведения в семье их ребёнка. Сын невольно может копировать стиль поведения своего отца, а дочь – поведение своей мамы. И это хорошо и замечательно, если отношения в семье основаны на любви, уважении и доброте к друг к другу. Поведенческая модель такой семьи в дальнейшем может стать путеводным маяком для ребёнка в его взрослой жизни. «Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать», сказал когда – то Теодор Хесберг. Но бывают и другие семьи, в которых процветают психологическое и даже физическое насилие .Дети, воспитывающиеся в такой семье, в дальнейшем чаще всего такое поведение родителей будут считать нормой жизненного поведения.
К сожалению , в последнее время , в век тотальной нехватки времени у взрослых людей и подчас чрезмерной занятости на работе, на общение и следовательно воспитание своих детей у современных родителей нет времени. Часто общение с ребёнком сводится к обычным каждодневным вопросам: «Уроки сделал?», «Как дела в школе?» и так далее. Конечно, не во всех семьях общение происходит на подобном уровне, но в среднестатистической российской семье оно именно, к сожалению, такое. Это говорит о том, что многие семьи оказываются неспособными качественно выполнять свою роль в социализации своего ребёнка. Также существуют неполные семьи, семьи, в которых есть родитель – алкоголик, или ещё страшнее: оба родителя пьют. Что же делать детям в таких семьях? Искать ту социальную группу, в которой находится более комфортно, чем дома, в родной семье. Все эти факторы приводят к психическим расстройствам детей, чувству одиночества, негативной оценке. В такой обстановке дети оказываются предоставлены сами себе и часто, как следствие этого, жизнь таких детей, а ,следовательно, и их социализация происходит на улице.
Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.
На фоне этого дети школьного возраста, а именно подростки, чаще других попадают в неформальные молодёжные группы. Проконтролировать , чем занимаются в таких группах ,не способны зачастую ни семья, ни школа. Чувство безнадёжности, ощущение того, что ты никому не нужен и никому до тебя нет дела ,посещают довольно часто современных детей. Поэтому часто современные дети впадают в депрессию.Ещё более страшным становится данный вывод в мирное время, когда экономические условия в стране позволяют иметь относительный материальный достаток в семье, но не позволяют иметь достаток во времени для общения со своим ребёнком, так как почти всё время тратится на стабилизацию материального достатка. Получается замкнутый круг. Очень часто, особенно молодые родители, тратящие почти всё своё время на карьерный рост во имя же опять материального благополучия своей семьи, забывают, а, может быть, и недопонимают того, что их ребёнку зачастую неважно, сколько стоит подаренная мамой или папой вещь, а ребёнок просто хочет и мечтает о том, чтобы родители побыли дома с ним, поговорили, поиграли, провели где- нибудь интересно время. Хочется привести высказывание психолога в сфере психологии развития и психоаналитика Эрика Эриксона: «Семья может воспитывать ребёнка только в том случае, если будет воспитана ребёнком.» Это и есть круг близкого общения , который так необходим ребёнку для его успешной социализации в обществе.
Конечно, обвинять только современную семью в таком положении вещей было бы неправильно и несправедливо. Причин неспособности семьи выполнить свою главную функцию – воспитание ребёнка, его социализация, несколько. Первая – очень высокий темп жизни, повышенная стрессовость нашего общества. Вторая – чрезмерное обилие информации и невозможность её ежедневной переработки в полном объёме. Третья – недостаточность и слабость социальных программ (отсутствие многих благ, недоступность приобретения собственного жилья, удорожание образования и другие факторы).
На фоне всех указанных причин особую роль в процессе социализации современных школьников играет, безусловно, система образования. В государственной политике в области образования отчётливо прослеживаются основные принципы построения – толерантность, сотрудничество, гуманизм.
СМИ во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
К сожалению, не всегда родители знают или могут контролировать в силу своей занятости, досуговое времяпрепровождение своих детей у экранов телевизоров. А подчас не все телепередачи и телефильмы содержат в себе познавательный характер. Дети школьного возраста, желая вкусить «запретный плод», смотрят вовсе не детские программы и фильмы – фильмы ужасов, боевики, порнофильмы.
У детей и подростков эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью.
Поведенческие последствия: в данном случае дети пытаются подражать героям телепередач, телефильмов.
Установочные последствия: в характере проявления данных последствий играет большую роль реклама. Посмотрев рекламу, дети могут потребовать купить родителей ту или иную разрекламированную вещь, подчас не совсем нужную и дорогую.
Физиологические последствия: это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Телевизионная реклама может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом. Ухудшается зрение, память.
Дети школьного возраста с ещё несформированным психическим и физическим здоровьем наиболее подвержены негативным воздействиям современного телевидения. Современное телевидение подчастую играет отрицательную роль в социализации детей школьного возраста: на экране телевизора ребёнок видит сцены убийств, насилия, человеческой жестокости, подлости и т.п. В этой связи можно опять напомнить о роли семьи в социализации ребёнка, т. К. одной из задач родителей является осуществление контроля за информацией, которую получают дети вне школы, например, дома и за способом получения этой информации. Современные родители должны понимать, что СМИ оказывают даже большее эмоциональное воздействие на ребёнка, чем первичные и вторичные агенты. К сожалению, дети могут неосознанно, подражательно выбрать социальную модель поведения какого-либо отрицательного телевизионного героя , жить в виртуальном мире, отрешаясь от реального.
Многих современных телезрителей привлекают в телепередачах только захватывающий, яркий, динамичный сюжет, возможность испытать острые ощущения и совсем не интересуют идеи и смыслы, заложенные в них. Поэтому современный телезритель всё чаще образцам классического искусства предпочитает примитивные образцы массовой культуры. В анкете «Телевизионные предпочтения школьников 6-9 классов» опрашиваемые на вопрос «Героем ( иней) какой передачи или фильма вы хотели бы стать и почему?» отвечали следующие: «Я хотела бы быть похожа на Малифисенту из фильма «Малифисента» , потому что она у неё есть крылья и она умеет летать или или на реальных пацанов из фильма «Реальные пацаны», потому что они «прикольные» . На вопрос «Какие кинофильмы вам нравится смотреть более всего?» Большинство старшеклассников ответили, что нравится смотреть «ужастики», фильмы с фантастическим сюжетом. Обучающиеся 5 - 6 классов тоже смотрят «ужастики» (30%»), но реже; в силу своих возрастных особенностей дети также любят мультипликационные фильмы ( «50 %» опрошенных). Уже исходя их этих данных анкетирования, мною сделан вывод о том, что родители не занимаются контролем того, что смотрят их дети по телевизору, не прививают культуру телесмотрения. А делать это необходимо, потому что именно в школьном возрасте происходит формирование художественного вкуса ребёнка, его мировоззрения, духовности, наконец, характера.
В связи с этим можно проводить в образовательном учреждении родительский лекторий на темы «Телевидение и ребёнок», « Что можно смотреть и что – нельзя», «Телевизор и психическое здоровье школьника».
Среди всех средств массовой информации наиболее значительным по масштабам, воздействующим на массовое и индивидуальное сознание ,является телевидение. В связи с этим главная, первостепенная задача школы, родителей – прививать культуру телесмотрения нашим детям , умение видеть в окружающем мире прекрасное, учить отличать добро от зла.