Влияние средств массовой информации на социализацию подростков | Сергушенкова Екатерина Юрьевна. Работа №351756. Номер работы: №351756
Согласно «Конвенции о правах ребёнка» (ст.13.1) дети имеют право свободно получать информацию, но проблема в том, что эта информация в сетях массовой коммуникации, практически никем не контролируется. Воздействие информационного хаоса на детей ни родителями, ни педагогами, как правило, не корректируется и практически не учитывается, что является очень серьёзным упущением. Ребята в подростковом возрасте наиболее восприимчивы к различной социальной информации, что подкрепляется поведенческими реакциями.
Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстрируемого варианта поведения и на лёгкость копирования представляемых образцов. И именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки. Это делает их мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм.
Взрослые, которые должны учитывать влияния разных источников социальной информации на развитие ребёнка, конечно, не имеют возможности переориентировать СМИ только на безопасный и полезный контент. Но в их силах оказать существенную помощь подросткам в подготовке к адекватному восприятию стихийного информационного потока, критическому осмыслению теле- и видеообразов, пропагандируемым массовым ценностям. Родители должны установить доверительные отношения со своими детьми и уделять внимание тому контенту, который они смотрят, особенно это важно, для детей с ОВЗ, ведь в силу своих особенностей они не способны самостоятельно критически оценивать поступающую информацию.
Влияние средств массовой информации на социализацию подростков
В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации (СМИ) на личность. Уже несколько десятилетий под их влиянием человек видит мир таким, каким его «показывают по телевизору и в Интернете». СМИ, как и любое социальное явление, не может быть однозначно оценено как негативное или позитивное по отношению к процессу социализации – это объективная реальность нашей жизни, одно из информационных пространств поиска ориентиров, которое может быть использовано в целях социального воспитания. Однако СМИ оказывают влияние на социализацию современного подрастающего поколения и во многом определяют духовный климат общества в целом.
СМИ – это источник большого объёма информации, постоянно пополняющейся, который активно оповещает человека об окружающем мире, о самых ярких общественных процессах и явлениях, что делает их инструментом регулирования общественного мнения, средством манипуляции. В современном мире высока степень вовлечения подростков в поле воздействия СМИ, поскольку сейчас у каждого человека есть возможность пользоваться разными видами каналов получения информации. Молодёжь здесь выступает особой социальной группой ввиду своей гибкости – они с лёгкостью осваивают новые информационные каналы, легко ориентируются в сети Интернет, что позволяет осуществлять быстрый переход по различным СМИ. То есть, подростки, имея возможность просмотреть как можно больше каналов, подписывают себя под ещё большее воздействие СМИ. Львиную долю своего досуга молодые люди проводят, листая ленты социальных сетей, просматривая видеоролики и читая статьи – очевидно, что СМИ являются неотъемлемой частью системы, формирующей иерархию ценностных ориентаций и установок современных подростков. Особенно вовлеченными в виртуальный мир могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья. В силу своих ограничений, именно через СМИ они могут «общаться» с внешним миром. Через Интернет особенные ребята могут переписываться с друзьями, узнать о модных тенденциях, находить себе хобби, делиться своими взглядами со сверстниками и многое другое.
Согласно «Конвенции о правах ребёнка» (ст.13.1) дети имеют право свободно получать информацию, но проблема в том, что эта информация в сетях массовой коммуникации, практически никем не контролируется. Воздействие информационного хаоса на детей ни родителями, ни педагогами, как правило, не корректируется и практически не учитывается, что является очень серьёзным упущением. Ребята в подростковом возрасте наиболее восприимчивы к различной социальной информации, что подкрепляется поведенческими реакциями: следование моде, комформизм, поиск идеала, потребность в референтной группе и в самоутверждении. Не имея подсказок со стороны значимых взрослых, подростки способны выбрать не самый правильный путь в жизни.
Основным механизмом взросления детей является присвоение каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстрируемого варианта поведения и на лёгкость копирования представляемых образцов. Неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки. Это делает их мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм.
Одним из ведущих способов для подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе, заключается в том, чтобы попробовать различные виды деятельности в обществе и непосредственно столкнуться с санкциями, которые возникают за их нарушения. Социальное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают пространство, в котором разворачивается социализация подростка. Этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются им, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение.
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений также играет и Интернет. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена соцкультурными ценностями, порождению и реализации новых форм опыта, развитию процессов воображения, изучению иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Что в свою очередь особенно важно для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Но, с другой стороны, она может привести к синдрому зависимости от компьютера, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам.
Другим мотивом активной работы в Интернете можно назвать юношескую ориентацию на большие достижения в жизни, эгоцентрические увлечения, стремление к демонстрации своих успехов, лидерству. Подростки хотят представить в Интернет информацию о себе и показать друзьям свои «творения». В таком потоке информации легко «заблудиться» и попасть под влияние не самых положительных блогеров, а также попасть на мошенников, которые могут получить доступ к личной информации.
Детям предоставляется доступ к сети на компьютере и просто со своего смартфона. К Интернету подключаются общеобразовательные школы, учащиеся могут работать с компьютером не только на уроках, под наблюдением учителя, но и самостоятельно, на переменах, после занятий. Подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, в новых знакомствах, в обмене информацией. Эту потребность они реализуют через чаты или переписку в электронной почте в итоге теряют навык общения в офлайне. И это становится серьёзной проблемой для дальнейшей социализации подрастающего поколения.
Также стоит отметить и то, что с социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессия вносят свой вклад в криминализацию современной жизни. Предлагаемая современными СМИ деструктивная информация воздействует на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную открытость психики к внешнему влиянию, сниженную критичность, высокий уровень приспособляемости и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений. Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, приводит к моральному и психическому опустошению людей.
Однако СМИ не только может отрицательно влиять на подростков, его можно использовать и в учебных целях. Школьники – постоянные зрители программ ТV, видеороликов от блогеров и разных сторис в социальных сетях. Если направить интерес подростков на познавательный контент, то СМИ могут стать помощью в освоение школьной программы. Педагогам необходимо проводить тематические, информационные и ситуативные классные часы, где будут обсуждаться темы об информации, как правильно использовать её использовать, как обезопасить свои данные и тому подобное. Взрослые не должны отстраняться от интересов детей, а наоборот обязаны разъяснять подробности. Таким образом, воспитательными задачами являются развитие у детей умения анализировать информацию и формирование у них навыков рационального использования СМИ для становления ценностных ориентаций.
Воздействием средств информации на детей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не менее, и здесь имеются определенные возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в выборе сообщений СМИ, в их комментировании. Необходимо формировать у детей определенный вкус, социальную позицию и культуру, включая эстетическую. Желательно, чтобы информирование о социальных, политических, экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься не только педагоги и родители, но и сами дети. Тогда у них выработается потребность в обращении к СМИ не только как к развлекательному контенту, но и как к познавательному. Кроме того, появится установка на понимание, знание, запоминание прочитанного, увиденного или услышанного, а также избирательность в восприятии информации. Рекомендуя что-либо подросткам, родители и педагоги постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий эффект обращения к средствам массовой информации, их воспитательное значение. Особенно важно проводить такую работу с детьми с ОВЗ, ведь в силу своих особенностей они могут быстрее поддаться отрицательному влиянию и отстраниться от реального мира.
В заключение можно отметить, как показывают современные требования жизни, подростки должны не только овладеть определенным объёмом знаний и социальных умений, не только освоить нормы и правила поведения в обществе, но и быть способными адекватно и своевременно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. В этом им помогают в том числе средства массовой информации. Взрослые, которые должны учитывать влияния разных источников социальной информации на развитие ребёнка, конечно, не имеют возможности переориентировать СМИ только на безопасный и полезный контент. Но в их силах оказать существенную помощь подросткам в подготовке к адекватному восприятию стихийного информационного потока, критическому осмыслению теле- и видеообразов, пропагандируемым массовым ценностям. Родители должны установить доверительные отношения со своими детьми и уделять внимание тому контенту, который они смотрят, особенно это важно, для детей с ОВЗ, ведь в силу своих особенностей они не способны самостоятельно критически оценивать поступающую информацию.
С одной стороны, СМИ задают определённые модели социального поведения и нередко вносят искажения в представления о нравственных ценностях у подростков. С другой стороны СМИ держат молодёжь в курсе всех происходящих событий; повышают общую культуру населения и активизируют познавательный интерес. Таким образом, влияние СМИ нельзя оценить однозначно: важно, чтобы педагоги и родители помогали минимизировать негативное воздействие и делали процесс «общения» подростка со средствами массовой информации развивающим, формирующим позитивные идеалы и ценностные ориентации.