Влияние успешности педагогического взаимодействия начинающего учителя с другими участниками образовательного процесса на его социально-профессиональную адаптацию к практической деятельности ☼
Автор: Кичина Светлана Вениаминовна
Влияние успешности педагогического взаимодействия
начинающего учителя с другими участниками образовательного процесса
на его социально-профессиональную адаптацию к практической деятельности
Кичина Светлана Вениаминовна
педагог-психолог МАОУ СОШ№11
г. Балаково, Саратовской обл.
Из педагога, которому всё время говорят - что делать,
никогда не выйдет высококвалифицированный специалист.
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Руководство профессиональным ростом молодого педагога, формированием личной творческой индивидуальности, имеет большое значение для педагогического коллектива, так как это создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и развитию учащихся.
Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Профессиональная деятельность учителя имеет характерные особенности:
- педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жёсткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы.
- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию; в связи с большой изменчивостью образовательной среды, наличием в ней большого числа учитываемых функций в деятельности педагога не бывает значительных повторений;
-педагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально точной реакции;
- учитель постоянно работает в условиях высокого уровня неопределённости и др.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. А указанные выше особенности придают значение быстрой адаптации учителя к профессии. От того, как пройдёт этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.
Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке других участников образовательного процесса.
Поэтому, администрации необходимо обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
· практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
· разработки программы собственного профессионального роста;
· выбора приоритетной методической темы для самообразования;
· подготовки к первичному повышению квалификации;
· освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
· подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, руководителями ШМО, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога.
Неоднократные исследования, проведенные на базе МОУ "СОШ№11" г. Балаково, показали, что молодые учителя испытывают ряд серьезных затруднений в своей деятельности. При этом они не совсем удовлетворены полученной профессиональной подготовкой, хотели бы углубить свои профессиональные знания, совершенствовать умения и испытывают потребность в педагогической поддержке.
Проблема, связанная с профессиональным развитием молодого педагога определила необходимость создания "Школы молодого учителя", которая функционирует в нашей школе с 1999 года.
«Школа молодого учителя» - это целостная, разноуровневая, многофункциональная система. Ее основу составляет единство взглядов и подходов к организации сопровождения профессионального становления педагога на уровне образовательного учреждения, в котором работает молодой специалист, через наставничество.
В течение учебного года проводится 5-6 заседаний школы, где молодые педагоги получают практические задания, представляют промежуточные и итоговые результаты своей деятельности. Для них проводится ежемесячное соконсультирование, обеспечивается их участие в работе учительских объединений, профессиональных конкурсах, фестивалях и др.
Вступление в "Школу молодого учителя" проходит на школьном августовском совещании педколлектива, где торжественно чествуют молодых специалистов.
На первом заседании проводится диагностика (микроисследование) с целью выявления успехов и затруднений, профессиональных предпочтений молодых специалистов.
Существенную помощь в адаптации начинающему педагогу оказывает психолог. В ходе личной беседы он выясняет, кто из предполагаемых наставников психологически совместим с молодым специалистом, проводит психологические тренинги. Руководители ШМО проводят знакомство с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по предметам, председатель профсоюза работников образования разъясняет права и обязанности педагогических работников. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Каждый руководитель образовательного учреждения должен стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу.
Задачи психологической службы в работе с молодыми специалистами можно сформулировать так:
— через использование методов самодиагностики помочь молодому учителю осмыслить, от каких факторов зависит его профессиональный статус в школе;
— научить молодого коллегу выполнять свою статусную роль при максимально комфортных социально-психологических условиях;
— создание среды для общения и единения молодых специалистов между собой и с их наставниками; — создание открытой и безопасной среды для раскрытия молодыми специалистами своего творческого потенциала;
— помощь в развитии культуры, профессионального мышления и конструктивного анализа;
— формирование реалистической самооценки и уровня притязаний;
— построение адаптивной модели включения в коллектив молодого специалиста.
Работу с молодым специалистом начинается с выявления адекватности его профессионального самоопределения. К сожалению, многие выпускники педагогических вузов совершают ошибку, думая, что профессию учителя освоят легко. В дальнейшем им приходится всю жизнь заниматься делом, к которому нет призвания. Кроме того, в начале самостоятельной трудовой деятельности подобного рода диагностика также должна быть осуществлена. Это необходимо как для психолога, который будет работать с молодым специалистом, так и для самого учителя. Для выявления профессиональных предпочтений можно рекомендовать дифференциально — диагностический опросник Е.А. Климова. Эта методика поможет выявить профессиональные интересы и склонности путем оценки действий, выполняемых в различных сферах профессиональной деятельности.
Опросник «Личная профессиональная перспектива» Н.С. Пряжникова предназначен для целостной оценки перспектив профессионального самоопределения.
Следующий вопрос — проблема самооценки педагога. Она оказывает влияние на уровень активности личности и ее стремление к самосовершенствованию.
Так, заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, низком уровне самовосприятия, повышенной ранимости педагога. Люди с пониженной самооценкой склонны к колебаниям настроения, острее реагируют на критику, зависят от мнения окружающих.
Завышенная самооценка проявляется в том, что педагог руководствуется своими принципами независимо от окружающих. Если уровень притязаний педагога существенно превосходит его возможности, то он самоуверенно берется за работу, не всегда верно рассчитав свои силы. Такой педагог может перекладывать ответственность за неудачи на обстоятельства или других людей.
Процесс самосовершенствования учителя происходит в тесной связи с формированием имиджа. Внешний облик педагога помогает привлечь к себе внимание учеников, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но прекрасным учителем, в котором гармонично должны сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психологопедагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения молодого учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми учителями, как проведение мастерских педагогических идей, методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут- то и происходит объединение опытных учителей наставников и молодых педагогов, которые помогают друг другу.
Работа с молодыми специалистами более эффективной, когда администрация школы и наставники разрабатывают им различные "памятки":
· обязанности классного руководителя;
· организация работы с неуспевающими учащимися;
· анализ и самоанализ урока;
· как правильно организовать работу с родителями;
· методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
Администрация школы или учитель-наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.
"Школа молодого учителя" позволяет нам реализовать идею непрерывного образования педагогов на уровне образовательного учреждения; осуществить адресную педагогическую поддержку педагогов.
Среди критериев эффективности деятельности «Школы молодого учителя» следует указать удовлетворенность молодых педагогов профессиональной деятельностью; направленность на саморазвитие; динамику участия молодых педагогов в мероприятиях ОУ, района, области.
Главным результатом деятельности мы определили закрепление молодых перспективных, творческих педагогов в нашем образовательном учреждении. За десять лет существования "Школы молодого учителя" многие её участники стали призёрами конкурсов и муниципальных, и региональных, руководителя ШМО учителей - предметников, заместителями директоров школ города.