Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет | Лимина Елена Викторовна. Работа №348323

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста, особенно в возрасте 3-4 лет. Описывается, как фольклорные жанры — колыбельные, сказки, потешки, загадки — способствуют формированию речевых навыков и стимулируют когнитивное развитие детей. Автор анализирует особенности восприятия детьми устного творчества и его роль в обогащении словарного запаса, формировании интонационной выразительности и грамматического строя речи.

Ключевые слова: устное народное творчество, развитие речи, дошкольный возраст, фольклор, словарный запас, когнитивное развитие, интонационная выразительность.

ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 

Лимина Елена Викторовна, воспитатель

МБДОУ Детский сад № 7 г. Оха

Аннотация. В статье рассматривается значимость устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста, особенно в возрасте 3-4 лет. Описывается, как фольклорные жанры — колыбельные, сказки, потешки, загадки — способствуют формированию речевых навыков и стимулируют когнитивное развитие детей. Автор анализирует особенности восприятия детьми устного творчества и его роль в обогащении словарного запаса, формировании интонационной выразительности и грамматического строя речи.

Ключевые слова: устное народное творчество, развитие речи, дошкольный возраст, фольклор, словарный запас, когнитивное развитие, интонационная выразительность.

Развитие речи у детей дошкольного возраста — это один из важнейших аспектов их общего развития. Именно в ранние годы закладываются основы коммуникативных навыков, которые влияют на успехи ребёнка в обучении и взаимодействии с окружающим миром в будущем. Устное народное творчество, будучи богатым источником языкового материала, играет значимую роль в формировании речевых умений у детей. Фольклорные жанры, такие как колыбельные, сказки, потешки и загадки, естественным образом вводят ребёнка в мир языка, развивают его слуховую и речевую память, способствуют накоплению активного и пассивного словарного запаса.

Возраст 3-4 лет считается одним из ключевых этапов в развитии речи. В этот период ребёнок активно осваивает новые слова, начинает строить более сложные фразы, осваивает интонационные и ритмические особенности речи. Устное народное творчество в этот возрастной период становится особенно важным, так как оно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, пробуждает его воображение и способствует развитию языковых способностей.

Одной из главных особенностей устного народного творчества является его доступность для детей дошкольного возраста. Простота языка, ритмическая структура и эмоциональная выразительность делают фольклорные произведения понятными и увлекательными для ребёнка. Уже в возрасте 3-4 лет дети начинают с интересом воспринимать колыбельные, слушать короткие сказки и участвовать в потешках, что способствует их речевому и когнитивному развитию.

Колыбельные песни представляют собой не только способ эмоционального общения между родителем и ребёнком, но и мощный инструмент для развития речи. Ритмика и мелодичность колыбельных способствуют формированию у ребёнка чувства ритма и интонационной выразительности, а повторяющиеся фразы и мелодические элементы укрепляют слуховую память и помогают ребёнку осваивать основные грамматические конструкции родного языка. В процессе восприятия колыбельных дети начинают повторять за взрослыми звуки и простые слова, что стимулирует речевую активность и поддерживает формирование звуковой культуры речи.

Потешки и прибаутки также являются важным элементом речевого развития в раннем возрасте. Они часто сопровождаются движениями и играми, что помогает ребёнку установить связь между словом и действием. Это способствует развитию не только речи, но и координации движений, создавая тесную взаимосвязь между физическим и когнитивным развитием. Потешки, будучи короткими, легко запоминаются ребёнком, и в процессе их повторения дети начинают использовать новые для себя слова и фразы. Это особенно важно для расширения активного словарного запаса ребёнка и закрепления базовых грамматических структур.

Загадки в устной традиции являются мощным инструментом для развития как речевых, так и мыслительных навыков у детей. Загадка требует от ребёнка не только понимания смысла, но и активного анализа содержания, что способствует развитию логического мышления и способности делать выводы. В возрасте 3-4 лет загадки вводят ребёнка в игру со словами, развивают его речевую гибкость и способность к ассоциациям. Благодаря загадкам дети начинают осваивать абстрактное мышление, учатся группировать предметы по признакам и находить связи между словами и объектами.

Сказки, будучи значимым элементом устного народного творчества, занимают важное место в развитии речевых способностей детей. В возрасте 3-4 лет сказки выполняют не только развлекательную, но и обучающую функцию. Через сказочные образы и сюжеты дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать более сложные речевые конструкции и осваивают разнообразие языковых средств. Восприятие сказки развивает не только речь, но и воображение, что является важным аспектом в когнитивном развитии ребёнка. Сказочные диалоги и повествования учат ребёнка строить связную речь, формулировать мысли, а также развивают его способность к активному слушанию и участию в диалоге.

Особую роль в развитии речи играет эмоциональный отклик ребёнка на фольклорные произведения. Эмоционально насыщенный текст, будь то колыбельная или сказка, вызывает у ребёнка живой отклик, который стимулирует речевую активность. Дети, эмоционально вовлечённые в процесс восприятия устного народного творчества, начинают активно включаться в беседу, задавать вопросы, комментировать услышанное, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Важным аспектом является также культурная составляющая устного народного творчества. Через фольклор дети приобщаются к национальной культуре, осваивают её ценности и традиции, что формирует у них не только языковую, но и культурную идентичность. Это способствует расширению кругозора и формированию у детей интереса к окружающему миру.

Устное народное творчество оказывает значительное влияние на развитие речи детей 3-4 лет. Его простота, ритмика и эмоциональная насыщенность делают фольклорные произведения доступными и интересными для детей, способствуя формированию их языковых навыков и когнитивного развития. Через колыбельные, потешки, загадки и сказки дети осваивают новые слова, развивают чувство ритма и интонационную выразительность, учатся строить фразы и вести диалоги. Устное народное творчество помогает детям не только развивать речь, но и приобщаться к культурным традициям, что формирует их эмоциональное и интеллектуальное развитие на ранних этапах жизни.

 

Список литературы

1. Григорьева Т. А. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста / Т. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 325-327.

2. Миннуллина Р. Ф. Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста / Р. Ф. Миннуллина, К. А. Тимерханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 418-419.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×