Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние внеурочной деятельности на развитие лидерских качеств у студентов СПО | Ачкальда Ульяна Геннадьевна. Работа №352528

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния внеурочной деятельности на развитие лидерских качеств у студентов среднего профессионального образования (СПО). В работе рассматривается важность вовлечения студентов в различные формы внеурочной деятельности, такие как спортивные мероприятия, культурные проекты, волонтерские программы и профессиональные конкурсы, для формирования у них ключевых лидерских компетенций. Описаны различные аспекты лидерства, такие как ответственность, способность к принятию решений, умение работать в команде и организовывать людей, и то, как эти качества могут быть развиты в процессе внеурочной работы. В статье приведены примеры успешных практик организации внеурочной деятельности в СПО, а также демонстрация того, как активное участие в таких мероприятиях способствует развитию у студентов уверенности в себе, коммуникативных навыков и способности вести за собой других. Статья предназначена для педагогов-организаторов в системе СПО, а также для всех, кто заинтересован в вопросах развития лидерских качеств у молодежи.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, лидерские качества, студенты СПО, воспитание, личностное развитие, коммуникативные навыки, командная работа, организаторские способности, педагог-организатор.

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПО
Ачкальда Ульяна Геннадьевна, педагог-организатор
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Сусуманский профессиональный лицей
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния внеурочной деятельности на развитие лидерских качеств у студентов среднего профессионального образования (СПО). В работе рассматривается важность вовлечения студентов в различные формы внеурочной деятельности, такие как спортивные мероприятия, культурные проекты, волонтерские программы и профессиональные конкурсы, для формирования у них ключевых лидерских компетенций. Описаны различные аспекты лидерства, такие как ответственность, способность к принятию решений, умение работать в команде и организовывать людей, и то, как эти качества могут быть развиты в процессе внеурочной работы. В статье приведены примеры успешных практик организации внеурочной деятельности в СПО, а также демонстрация того, как активное участие в таких мероприятиях способствует развитию у студентов уверенности в себе, коммуникативных навыков и способности вести за собой других. Статья предназначена для педагогов-организаторов в системе СПО, а также для всех, кто заинтересован в вопросах развития лидерских качеств у молодежи.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, лидерские качества, студенты СПО, воспитание, личностное развитие, коммуникативные навыки, командная работа, организаторские способности, педагог-организатор.
Внешкольная или внеурочная деятельность является важнейшей составляющей образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. Она служит не только для развития творческих и спортивных навыков студентов, но и для формирования у них важнейших личностных качеств, среди которых лидерские способности играют особую роль. В условиях современной образовательной среды, где важными становятся не только профессиональные навыки, но и умение работать в коллективе, принимать ответственные решения и влиять на окружающих, развить лидерские качества у студентов становится задачей, требующей системного подхода.
Педагоги-организаторы играют важную роль в организации внеурочной деятельности и в том, чтобы использовать этот процесс для формирования у студентов лидерских качеств. Внеурочная деятельность в учебных заведениях СПО предполагает множество возможностей для этого: участие в спортивных соревнованиях, волонтерских проектах, организации культурных и научных мероприятий, а также участие в разных общественных инициативах. Эти активности становятся не просто возможностями для саморазвития, но и реальными практическими уроками, которые позволяют студентам применить теоретические знания на практике, развить лидерские компетенции и научиться работать в разных социально-культурных контекстах.
Лидерство как качество личности включает в себя несколько ключевых аспектов: способность к организации и управлению, умение вдохновить других, принимать решения в сложных ситуациях и отвечать за них. Важно, что лидерские качества не ограничиваются лишь организаторскими способностями, они также включают в себя эмоциональный интеллект, способность к эмпатии, коммуникативные навыки и доверие, которое лидер вызывает у окружающих. Важно понимать, что лидерские качества можно и нужно развивать в процессе активной внеурочной деятельности, которая предоставляет студентам уникальные возможности для практической реализации этих навыков.
Одним из наиболее ярких примеров развития лидерских качеств через внеурочную деятельность является участие студентов в различных проектах и мероприятиях. Внеурочная деятельность включает в себя множество форм, начиная от спортивных состязаний и заканчивая творческими конкурсами, которые могут служить прекрасной базой для формирования у студентов необходимых навыков лидерства. Например, участие в организации фестивалей, конкурсов или культурных мероприятий на базе учебного заведения предоставляет студентам возможность проявить свои организаторские способности, наладить эффективное взаимодействие с другими участниками и научиться работать в команде. В процессе подготовки и реализации таких проектов студенты учат друг друга, делятся опытом, принимают участие в решении разных вопросов, что, безусловно, способствует формированию лидерских качеств.
Особое внимание стоит уделить таким видам внеурочной деятельности, как волонтерство и участие в благотворительных проектах. Эти виды деятельности имеют особую значимость, поскольку они не только способствуют развитию лидерских качеств, но и формируют у студентов чувство социальной ответственности, умение работать в коллективе, развивают коммуникативные и организаторские способности. Важно отметить, что в ходе таких мероприятий студенты могут попробовать себя в роли организатора, координирующего волонтеров, или взять на себя ответственность за результат конкретной акции. Это способствует развитию уверенности в себе, а также ответственности за результат деятельности, что является важным аспектом лидерства.
Кроме того, спортивные мероприятия и участие в спортивных командах также играют важную роль в развитии лидерских качеств. Спортивные состязания требуют от студентов не только физической подготовки, но и стратегического мышления, умения принимать быстрые решения и действовать в условиях неопределенности. Спортивная практика развивает командный дух, учит преодолевать трудности, стремиться к победе и поддерживать других участников. Все эти качества — важнейшие составляющие эффективного лидерства. Студенты, участвующие в спортивных соревнованиях, развивают не только физическую выносливость, но и личностные качества, такие как решительность, терпимость к поражениям и умение справляться с неудачами.
Не менее важной составляющей внеурочной деятельности является участие студентов в научно-исследовательской работе, различных конференциях, конкурсах и проектах. Эти виды деятельности дают студентам возможность проявить лидерские качества в плане креативности, инициативности и готовности брать на себя ответственность за конечный результат. Например, участие в студенческих научных конференциях или проектных конкурсах помогает студентам научиться защищать свои идеи, работать с информацией, а также взаимодействовать с различными экспертами и коллегами. Такие практики учат студентов принимать на себя ответственность за результаты своей работы и быть готовыми к публичной защите своей точки зрения.
Организация внеурочной деятельности в учебном заведении требует от педагога-организатора определенных навыков, которые помогут эффективно выстраивать работу с учащимися и мотивировать их к активному участию. Важно, чтобы педагог создавал условия для самореализации студентов, предоставляя им возможность выбора видов деятельности, которые соответствуют их интересам и потребностям. Педагог должен научиться слушать студентов, помогать им в реализации их идей и инициативах, что способствует формированию у студентов чувства уверенности и готовности брать на себя ответственность.
Кроме того, взаимодействие педагогов с внешними партнерами, такими как местные организации, бизнес-сообщество и другие образовательные учреждения, способствует созданию условий для расширения горизонтов студентов и развития их лидерских компетенций. Например, сотрудничество с местными предприятиями может предоставить студентам возможности для участия в реальных проектах, где они могут проявить свои лидерские качества в процессе работы в команде, координации действий и принятии решений.
Практическое применение теории лидерства в рамках внеурочной деятельности имеет огромную значимость, так как дает студентам уникальный опыт, который невозможно получить в рамках традиционных учебных дисциплин. Эти активности помогают студентам не только развить необходимые лидерские качества, но и научиться работать с людьми, преодолевать трудности, ставить цели и достигать их, а также разрабатывать и реализовывать собственные идеи.
Таким образом, внеурочная деятельность в СПО играет ключевую роль в формировании лидерских качеств у студентов. Вовлеченность в различные виды деятельности — от культурных мероприятий и спортивных соревнований до волонтерства и научных проектов — помогает студентам развивать ключевые компетенции, такие как ответственность, способность принимать решения, умение работать в команде и вести за собой других. Педагоги-организаторы, создавая благоприятные условия для развития лидерства через внеурочную деятельность, вносят существенный вклад в личностное и профессиональное развитие студентов, готовя их к успешной карьере и активной гражданской позиции в будущем.
Список литературы
Павлова С.А. Развитие лидерских качеств студентов во внеучебной деятельности // Образование и право. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-liderskih-kachestv-studentov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti
Приходько Н.В. Проблема формирования профессионально значимого лидерства // ИСОМ. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-professionalno-znachimogo-liderstva
Приходько Н.В. Профессионально значимые лидерские качества: сущность, понятие, особенности развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-znachimye-liderskie-kachestva-suschnost-ponyatie-osobennosti-razvitiya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×