Влияние выбора обуви на формирование стопы. | Демина Оксана Игоревна. Работа №309493
В статье рассматриваются ошибки допускаемые при выборе обуви и даются реромендации по профилактике плоскостопия.
Нарушения функции стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков, а так же молодежи с ортопедической патологией продолжает расти, поэтому состояние стоп важно учитывать и корректировать в случае любой имеющейся патологии со стороны опорно-двигательной системы.
Одна из самых встречающихся причин плоскостопия – это статическое плоскостопие, причины развития которого, могут быть различны, в том числе ношение нерациональной обуви, увеличение массы тела, работа в стоячем положении, наследственная предрасположенность.
.
Влияние выбора обуви на формирование стопы.
Демина Оксана Игоревна
Руководитель: Загвоздина Инна Николаевна, преподаватель
Асбестовский филиал ГБПОУ «СОМК»
Г.Асбест
Нарушения функции стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков, а так же молодежи с ортопедической патологией продолжает расти, поэтому состояние стоп важно учитывать и корректировать в случае любой имеющейся патологии со стороны опорно-двигательной системы.
Сегодня мода диктует нам свои правила – это обувь на абсолютно плоской подошве, которая очень прижилась в современном обществе. Кеды, балетки не менее вредны, чем обувь с высокими каблуками. Если Вы понаблюдаете за людьми, обутыми в данную обувь, то обязательно увидите у них скос пятки, так как для стопы нет никакой поддержки.
Цель работы – изучить, отношение студентов медицинского колледжа к современной обуви.
Объект исследования – отрицательное воздействие обуви с плоской подошвой на здоровье человека.
Предмет – отношение студентов медицинского колледжа к данной обуви.
Задачи:
Изучить материал по данной проблеме;
Провести анкетирование среди студентов
Асбестовского филиала
ГБПОУ «СОМК»;
Составить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;
Проанализировав источники информации, мы пришли к выводу, что обувь на плоской подошве наносит вред организму человека, а именно:
Свод стопы не поддерживается из-за отсутствия супинатора;
Приходится при ходьбе дополнительно напрягать мышцы ног, т.к. данная обувь не всегда имеет шнурки или другие фиксаторы;
Вырабатывается неправильная походка;
Увеличивается риск растяжений и вывихов;
Из-за полного отсутствия каблука увеличивается нагрузка на пятку;
Отсутствует дополнительная амортизация, что приводит к микротравмам стопы;
Деформируется стопа из-за
неоформленности
(мягкости) колодки;
Деформация пальцев и суставов, костные мозоли, боли в коленях;
В тяжелых случаях смещаются коленные и бедренные суставы;
Формир
уется плоскостопие
.
Самой распространённой болезнью модной обуви является плоскостопие.
Плоскостопие - это изменение формы стопы, характеризующееся опущением продольного и поперечного сводов.
Одна из самых встречающихся причин плоскостопия – это статическое плоскостопие, причины развития которого, могут быть различны, в том числе ношение нерациональной обуви, увеличение массы тела, работа в стоячем положении, наследственная предрасположенность.
Наиболее распространён способ обнаружения плоскостопия по отпечатку стопы - плантография. Проводится она довольно просто.
Нужно взять чистый лист бумаги А4, положить его на пол.
Сесть на стул и намазать ступню, например, акварельными кр
асками или смочить ступню водой.
Встать на этот лист. На бум
аге останется чёткий отпечаток Вашей стопы (рисунок 1).
Рис.1 Различная степень плоскостопия от 0 до 3. Норма 0-1
Рекомендации по подбору «правильной» обуви для профилактики плоскостопия. Критерии едины для детей и взрослых:
кожаный верх, для летней обуви исполь
зуются текстильные материалы. Жела
тельно и кожаная подошва;
каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий;
хорошее качество кожи:
отсутствие неприятного запаха, осыпания наружно
го слоя, трещин. Хорошо выделанная и окрашенная кожа не пачкает руки, когда ее выбирают
.
Она не вызывает аллергии, потертостей и, как ни странно, ортопедических бо
лезней: плохая кожа плохо поддерживает стопу;
стелька - внутренняя деталь обуви, спо
собствует созданию комфортного режима температуры и влажности. Она должна изготавливаться только из натуральной кожи;
подошва должна иметь оптимальные гибкость, толщину, массу. Это значит, что не только взрослый в силах ее согнуть при покупке, но и ребенок при ходьбе
.
Необходимо акцентировать внимание на том, что поддержка сводов стопы при помощи специальной обуви и ортопедических приспособлений - основа лечения плоскостопия. Но при этом помнить, что данные ортопедические изделия назначает Вам врач.
Даже дома рекомендуется носить тапочки с каблуком около 2 см. Обувь обязательно нужно приобретать «размер-в-размер», а не на вырост, так как от этого зависит правильное формирование свода стопы.
Кстати, беременным также неполезна обувь на плоской подошве. Безусловно, это очень удобно, но не стоит забывать, что с увеличением веса, нагрузка на ноги, стопы и их суставы сильно возрастает, и, соответственно, обувь во время беременности стоит носить ту, которая имеет вышеперечисленные признаки.
Для выявления отношения студентов медицинского колледжа к современной обуви нами была составлена анкета, которая содержит шесть вопросов.
Анкетирование проводилось на базе Асбестовского филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
В опросе приняли участие 79 обучающихся в возрасте от 18 до 36 лет.
В ходе обработки полученных анкет мы получили следующие результаты:
- В опросе приняли участие 19 юношей и 60 девушки;
- Средний возраст опрошенных составил 19,5 лет;
- На данный момент из числа опрошенных студентов носят обувь на высоком каблуке 8% (6 человек), на плоской подошве – 76% (60 человек) обучающихся, другую обувь – 16% (13 человек).
- Усталость или боль в ногах в конце дня испытывают 26% (21 человек) студентов, не испытывают усталость 29% (23 человека), иногда возникает боль или усталость у 45% (35 человек) респондентов.
- Из опрошенных уже имеют плоскостопие 29% (23 человека) обучающихся, а сколиоз 22% (17 человек).
- Считают обувь на плоской подошве вредной для здоровья 47% (37 человек) человек, затруднились с ответом –12% (9 человек) опрошенных и 41% (33 человека) респондентов данную обувь вредной не считают.
Самое интересное, что хочется отметить из обработанных анкет, это то, что:
Молодые люди (юноши и девушки) в возрасте 17-18 лет, а это наибольший контингент из респондентов, считают, что ношение обуви на плоской подошве не влияет на здоровье человека – это 20 студентов, что составляет 37% из числа данной возрастной группы.
Студенты, которые на момент опроса уже имеют сколиоз и плоскостопие, так же не считают данную обувь вредной 38% человек
(30 человек)
.
Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что наши обучающиеся нуждаются в профилактических мероприятиях плоскостопия.
В литературе и на страницах интернета можно много найти комплексов упражнений для профилактики и лечения плоскостопия, но мы подобрали оптимальный, который не займет много времени, но будет эффективен. Данные занятия адаптированы к домашним условиям и не займут много времени (Приложение 1). Тут стоит отметить, что корректировать уже имеющееся плоскостопие в данном возрасте мы не можем, но профилактировать плоскостопие можно в любом возрастном периоде.
В колледже мы провели мастер-класс для студентов по профилактике плоскостопия и предложили желающим пройти процедуру плантографии, которая помогает выявить плоскостопие.
Можно сделать вывод, что необходимо проводить санитарно-просветительные работы с людьми, находящимися в группе риска по развитию плоскостопия, а это школьники, студенты, родители детей, чтобы предупредить развитие столь неприятного заболевания или затормозить имеющиеся отклонения. Эта работа должна входить в обязанности среднего медицинского персонала в школе и детском саду, на предприятиях и поликлиниках.
В завершении нашей работы, мы составили памятку о том, какими последствиями грозит дань моде и о профилактике плоскостопия.
Приложение 1
Комплекс физических упражнений по профилактике плоскостопия для занятий дома
При исходном положении ноги врозь, но
ски «смотрят» внутрь, делайте попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
Затем несколько минут походите на но
сках.
Потом такое же время походите на пятках.
Немного походите с поджатыми пальцами ног.
Потом походите с поднятыми пальцами.
Несколько раз в день по 10-15 минут ходи
те на наружных краях стопы, как «мишка косо
лапый».
Попытайтесь несколько раз поднять с пола пальцами ног какой-нибудь мелкий предмет: ка
рандаш, платок, костяшки домино.
Лягте на пол и крутите стопами ног влево и вправо, вперед и назад, сгибайте и разгибайте пальцы.
С детства необходимо приучить ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пас
сивную позу с активной гимнастикой: во время сидячей работы и занятий пусть он как бы сгре
бает подошвами в кучку воображаемый песок. Можно положить ему туда круглую скалку, мячик из твердой резины - пусть катает эти предметы вдоль сводов стоп.
Развороты стоп выполняются сначала сидя на стуле, затем стоя. Стопы следует разво
рачивать перпендикулярно друг другу: сначала пятка к пятке, потом носок к носку.
Сидя на стуле, поставьте стопы на шири
ну плеч и поворачивайте параллельно одна дру
гой вправо и влево; то же самое надо выполнять стоя, держась за спинку стула.
Стоя на носках, переминайтесь с ноги на ногу.
Сидя на стуле, как можно выше подни
майте поочередно то одну, то другую выпрям
ленную ногу.
То же самое делайте обеими ногами вместе.
Литература:
Дудин, М. Г. Алгоритмы диагностики и лечения плоскостопия у детей: учебное пособие / М. Г. Дудин, А. А. Марков, Ю. Е. Гаркавенко. — 2-е изд.,
испр
. и доп. — Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. — 68 с. — Текст: электронный // Лань
Левков, В. Ю. Осознанная коррекция сколиоза и нарушений осанки / В. Ю. Левков, П. Б.; под редакцией Б. А.
Поляева
, В. П. Плотникова. —
Москва :
Спорт-Человек, 2020. — 144 с. — ISBN 978-5-604319-57-4. — Текст: электронный // Лань
Морозов, М. А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии: учебное пособие для
спо
/ М. А. Морозов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 372 с. — ISBN 978-5-8114-8315-0. — Текст: электронный // Лань
https://www.takzdorovo.ru/ - Портал о здоровом образе жизни