Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние занятий спортивными играми на показатели физического здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников 15-16 лет (на примере волейбола) | Мария Игоревна Соловьева. Работа №234742

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мария Игоревна Соловьева
 «Теория и методика избранного вида спорта»

 

Влияние занятий спортивными играми на показатели физического здоровья, физического развития

и физической подготовленности школьников 15-16 лет

(на примере волейбола)

 

 

 

 

«Теория и методика избранного вида спорта»

 

 

 

 

Влияние занятий спортивными играми на показатели физического здоровья, физического развития

и физической подготовленности школьников 15-16 лет

(на примере волейбола)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Научно-теоретические основы влияния занятий волейболом школьников 15-16 лет …………………………………………………………………...6

1.1. Двигательная активность как оздоровительный фактор…………………..6

1.2. Возрастные особенности развития школьников 15-16 лет……………….11

1.3. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов…………………………………………………………………………......15

Заключение……………………………………………………………………….22

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………..23

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………....30

Литература……………………………………………………………………….38

 

 

 

 


Введение

 

Двигательная активность не только особенность высокоорганизованной материи, но и в наиболее общей форме форме движения материи, необходимое условие самой жизни. Ход эволюционного развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности [23].

Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни [27].

Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого - увеличение продолжительности жизни» [1] .

Многолетние наблюдения показали, что активная двигательная деятельность сдерживает возрастные инволюционные изменения в организме, способствует удлинению периода активной творческой жизни. Мы присоединяемся к этому утверждению [26].

В настоящее время остро стоит проблема здоровья подрастающего поколения, тем более, что от здоровья каждого человека зависит богатство и благосостояние нашего общества, ускорение научно- технического прогресса и социально- экономического развития страны [20].

В системе общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможности освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [2].

Одной из причин пассивного отношения человека к своему здоровью является недостаточный уровень объективной системы знаний о здоровье, о закономерностях его развития, формирования, поддержания на оптимальном уровне, об изменениях здоровья, о методах его коррекции и укрепления [24].

В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности. Представленная работа призвана систематизировать имеющиеся в литературных источниках сведения о здоровье, роли и значении повышенной двигательной активности для его укрепления и поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности мальчиков 15-16 лет.

Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями [1].

С этой точки зрения предлагаемая работа может представлять определенный интерес для учителей физической культуры и тренеров детских юношеских спортивных школ.

Цель работы на основании анализа литературных источников и по результатам исследования показать, что систематические занятия спортивными играми, проводимые в оптимальном режиме, способствуют укреплению здоровья школьников15-16 лет, повышению их физической подготовленности.

Объект исследования – процесс занятий волейболом в старших классах.

Предмет исследования - влияние занятий волейболом на показатели физического здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников 15-16 лет.

Стремление человека к улучшению своего здоровья является естественной его потребностью. Вполне закономерен, в связи с этим, и возросший интерес к сущности здоровья не только медиком, но и всего населения. Поэтому возрастает и потребность в определении, оценке уровня здоровья.

Рабочая гипотеза – предполагаем, что систематические занятия волейболом школьников 15-16 лет способствуют гармоничности физического развития и укреплению здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в предпринятой попытке обобщения и систематизации литературных данных по проблеме формирования личности школьников 15-16 лет под влиянием регулярных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.


Глава 1. Научно-теоретические основы влияния занятий волейболом школьников 15-16 лет

 

1.1. Двигательная активность как оздоровительный фактор

Проблема движения и здоровья имела актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывает мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Более тысячи лет назад великий Авиценна описал 6 степеней здоровья и болезни, По его мнению, бывает».. тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; затем_ тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; затем_ тело больное до предела». Французский врач Симон- Андре Тиссо( XVIII в.) писал:»...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения» [27].

Трудно не согласиться с этими высказываниями. Существует множество определений здоровья. Американский медик Г. Сигерист понятию здоровья дал следующее определение:» Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» [7].

По мнению академика Н. М. Амосова, в понятие «здоровье» должно входить не только наличное функциональное состояние, но и потенциальная способность к мобилизации его резервов( например, при выполнении напряженной физической или умственной работы). Вот эти резервы и могут служить качественной мерой здоровья. Н. М. Амосов утверждает, что к качественной стороне «здоров» необходимо подходить с количественной меркой, т.е. с определением резервных мощностей организма, которые создаются « режимом ограничений и нагрузок» [20].

В настоящее время наибольшее распространение получило определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения в 1968 году: «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». «Здоровье» следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе [2]. В этом отношении заслуживает внимания высказывание о том, что здоровье определяет процесс адаптации.

Это не результат инстинкта, а автономная реакция на социально созданную реальность. Он создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях, к страданиям. Ни одно определение понятия « здоровье» не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практической деятельности [ 2]. Такое состояние остро ставит проблему диагностики здоровья. Один из подходов в оценке здоровья будет описан во второй главе.

По определению А. Г. Хрипковой – автора учебника «Возрастная физиология и школьная гигиена» здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений [8].

Здоровье взрослого и детского населения – социальное богатство общества.

Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.

По результатам качественной оценки здоровья все учащиеся делятся на пять медицинских групп:

1 группа – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

2 группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; 3группа дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями;

4 группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5 группа – инвалиды, не посещающие детские учреждения общего профиля.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни, а двигательная активность, в свою очередь, является важнейшей составляющей образа жизни, наряду с питанием, режимом жизни и половым воспитанием.

Детей и подростков на основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности разделяют на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основную группу формируют из здоровых и физически подготовленных детей, подростков и юношей (1 и 2 группы здоровья). Подготовительную группу составляют из учащихся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но недостаточно физически подготовленные (3 группа здоровья). Дети, подростки и юноши, входящие в специальную группу, имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и занимаются физической культурой по особым программам [26].

Итак, здоровье - основная ценность человека и поэтому очень важно именно в школьные годы сформировать у детей разумное отношение к своему здоровью, с целью его укрепления привлекать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Взаимосвязь здоровья учащегося и двигательной (физической) активностью определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества [2].

Исследование морфофункциональных показателей здоровья (физического развития и функционального состояния организма), выявление резервных возможностей, позволит учителю физической культуры в профилактике заболеваний, укреплении здоровья. Определение исходного функционального состояния организма, степень восстановления функции после предшествующей деятельности позволит учителю решить проблему научно обоснованного дозирования общей двигательной активности в целях повышения работоспособности и здоровья школьника.

Физическое воспитание должно содействовать не только развитию двигательных качеств и навыков, но и состоянию здоровья в широком понимании этого слова.

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н. М. Амосов, В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, и др.), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила [10]:

средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо [8]:

совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жихни.

По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья [8].

В связи с этим главнейшая задача педагогов физического воспитания – всемерное привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, т. е. к повышению двигательной активности.

Однако нужно отметить, что оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов отмечают, что не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции [31].

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и укрепляет организм в целом.

 

1.2. Возрастные особенности развития школьников 15-16 лет

С точки зрения биологической периодизации мальчики 15-16 лет относятся к верхней границе подросткового возраста [8], по педагогической же – это старший школьный возраст [9].

Этот возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах.

Одновременно совершается половое созревание. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе.

Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой клетчатки меньше на 10%, чем у девушек [7].

У подростков 15-16 лет почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину увеличивается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка; скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса. У подростков 15-16 лет она составляет 35,7% тела [8]. Увеличение массы мышц достигается как их удлинением, так и увеличением их толщины, в основном за счет диаметра мышечных волокон. В подростковом возрасте мышечная сила увеличивается наиболее интенсивно. Следовательно, появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. По мнению А. Г. Хрипковой, мышечная выносливость к 16 годам составляет около 80% выносливости взрослого человека [8].

Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяемых движений. Скорость однократных движений к 15-16- годам максимально приближена к уровню взрослого.

Увеличение скорости однократного движения с возрастом связано с увеличением скорости проведения сигнала в нервной системе и скорости протекания передачи возбуждения в нервно- мышечном синапсе.

Частота движений в единицу времени у мальчиков достигает высоких показателей в 15 лет. Увеличение с возрастом максимальной частоты движений объясняется нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающей более быстрый переход мышц- антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

Точность воспроизведения движений также повышается у детей лишь к 15-16 годам.

В этом возрасте сердце подростков на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин., сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление [7]. По мнению Б. Н. Минаева и Б. М. Шияна жизненная емкость легких подростков 15-16 лет на 100 см3 больше, чем у девушек того же возраста [9].

В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.

В этом возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение темпов прироста активной и пассивной гибкости. Это отображено в таблице 1 [7].

Тем не менее в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и целенаправленно. Данный вывод подтверждается показателями таблицы 2 [7].

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что возраст 15-16 лет для мальчиков является благоприятным для систематических занятий физической культурой и спортом при условии оптимальности режима нагрузок.

Таблица 1

Показатели снижения темпов прироста активной и пассивной гибкости у юношей 15-17- лет (%)

Суставы

Гибкость

 

активная

пассивная

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

-2,1

-2,0

Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

-7,8

-2,6

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

тазобедренный сустав при сгибании туловища

нижнегрудной поясничный отдел

верхнегрудной отдел

шейный отдел

 

-9,5

-14,3

-20

-18,7

 

 

Таблица 2

Прирост показателей кондиционных и координационных способностей
у мальчиков 15-17 лет в ходе целенаправленных воздействий (%)

Физические способности

Прирост

Силовые

Скоростные

Выносливость

Гибкость

Координационные:

в беге

в прыжках

акробатических упражнениях

метаниях на дальность

метаниях на меткость

спортивно-игровых двигательных действиях

40,0-110,0

9,0-17,8

24,3-120,0

10,0-50,0

 

6,0-10,8

10,5-13,7

6,7-8,2

33,4-42,8

49,7-90,0

22,6-35,8

 

1.3. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов

 

Игровые виды спорта, в том числе и волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований, прежде всего на уровне спорта высших достижений в основных его проявлениях: профессиональном, некоммерческом и профессионально-коммерческом [11].

Отличительные особенности волейбола обусловлены спецификой присущих ему игровых и соревновательных действий.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных дейcтвий – приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперника и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания – блок действий типа «защита - нападение», который включает в себя также дейcтвия по «разведке, дезинформации, конспирации и т. д.» [25].

В волейболе выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены: как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, проиграл и он и наоборот. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена здесь должно быть стремление к полному подчинению интересам команды (даже вопреки личному благополучию). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команда не может быть сильной, слаженной даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективные интересы в каждый данный момент состязания есть важнейшая часть, задача процесса подготовки игроков командных игр. Практика показывает, что сами условия командной соревновательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на спортсмена.

Сложный характер соревновательной деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий – приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч), для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обуславливает требование надежности, стабильности навыков и т. д.

В волейболе соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.

Для волейбола особенностью является ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и иррациональной техники – в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т. д.). В играх - это своеобразная первая ступень – «технико-физическая», нужна еще организация действий спортсменов – индивидуальных, групповых и командных [32].

В число объективных показателей эффективности соревновательной деятельности в волейболе входят: элементный набор приемов игры (аспект техники); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующие или защитные действия (аспект тактики); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др. Очень важно все это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т. д.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: игроки одной команды – партнеры; игроки противоборствующих команд – соперники.

Взаимоотношения игроков одной команды определяются спецификой спортивной игры, структурой соревновательной игровой деятельности с учетом действий своей команды и игроков соперников. В этой сложной обстановке можно выделить для каждой команды ряд «состязательных структур» на основе «совместной состязательной структуры», образованной соревновательной деятельностью обеих соперничающих команд.

В реальной работе с командами по их подготовке, по воспитанию спортсменов, по развитию тех или иных спортивных и общих способностей описанные выше типы структур должны вначале выделяться, а затем путем их «наложения», совмещения, объединения собираться в единую функциональную структуру, которая определяет «морфологию», «физиологию» и «психологию» команд в процессе состязаний. Результат подобной работы составляет надежную основу для руководства и управления командой, для разработки стратегии и тактики, для подготовки команды в целом, а также для индивидуального воспитания, совершенствования мастерства спортсменов [25].

Волейбол можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения – от детей дошкольного возраста до пенсионеров – для формирования основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

Эффективность применения волейбола для гармоничного развития личности объясняется, во-первых, спецификой игры, во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков, в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне: от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений), в-четвертых, высокой эмоциональностью (здесь по этому признаку все равны независимо от возраста), в-пятых, спортивные игры – уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта [19].

Для того чтобы сформировать представленные выше физические качества, следует рассмотреть этапы многолетней подготовки волейболистов. Это поможет и более полно раскрыть формирование физических качеств волейболистов на этапе спортивного совершенствования.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет разносторонний, а не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Отметим, разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде [6].

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Этап высшего спортивного мастерства (19-25 лет). Группы формируются из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных команд страны и регионов. Цель данного этапа — достижение максимально возможных стабильных спортивных результатов на основе индивидуализации подготовки спортсменов, совершенствование знаний и навыков тренера, судьи. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства совершенствование физической, технико–тактической, психологической и теоретической подготовленности бойцов осуществляется преимущественно в условиях централизованных учебно-тренировочных сборов по индивидуальным планам в отдельной программе. Этап высшего спортивного мастерства (19-25 лет). Группы формируются из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных команд страны и регионов. Цель этапа — достижение максимально возможных стабильных спортивных результатов на основе индивидуализации подготовки спортсменов, совершенствование знаний и навыков тренера, судьи. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства совершенствование физической, технико–тактической, психологической и теоретической подготовленности игроков осуществляется преимущественно в условиях централизованных учебно-тренировочных сборов по индивидуальным планам в отдельной программе [17].

 

Заключение

 

Систематическое применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и укрепляет организм в целом.

Возраст 15-16 лет для мальчиков является благоприятным для систематических занятий физической культурой и спортом при условии оптимальности режима нагрузок.

Тренировка в волейболе направлена на всестороннее развитие общих и специальных качеств спортсмена, а особенно скоростно-силовой, гибкости, координационных способностей, выносливости и ловкости, что не мало важно для волейболистов независимо от амплуа. Сложность организации двигательной деятельности заключается в необходимости установления правильного соотношения, последовательности и уровня формирования физических и координационных качеств в индивидуальном порядке.


Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:

На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить

влияние двигательной активности на здоровье школьников;

О

пределить уровень показателей

физического развития и физической подготовленности школьников

15-16 лет

, занимающихся в секции волейбола.

В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:

Метод теоретического анализа научно-методической литературы (для изучения индивидуальных особенностей мальчиков 15-16 лет; изучения влияния двигательной активности на здоровье школьников).

Педагогический эксперимент (для того, чтобы показать, что систематические занятия

спортивными играми

в оптимальном режиме способствует укреплению здоровья подростков 15-16 лет,

что

позволяет превзойти своих сверстников по показателям развития физических ка

честв

).

Тестирования

.

Тест №1 «Тестирование скоростных качеств» – бег на 30 м с низкого старта;

Тест №2 «Тестирование силы» - подтягивание на высокой перекладине и поднимание туловища из положения лежа, ноги согнуты в коленных суставах на 90 градусов, руки прижаты к груди;

Тест №3 «Тестирование скоростно-силовых качеств» – прыжки в длину с места (три попытки);

Тест №4 «Тестирование гибкости» – наклоны вперед из положения сидя;

Тест №5 «Тестирование координационных способностей» – метание малого мяча в цель – круг на высоте 2 м, диаметр – 1м, выполняется 5 попыток (расстояние до цели 9 м);

Тест №6 «Тестирование выносливости» - шестиминутный бег; проводится в спортивном зале вокруг волейбольной площадки.

Первая задача была решена в первой главе посредством анализа литературных источников.

Для решения второй задачи первоначально была проведена оценка физического развития исследуемой группы подростков. Физическое развитие достаточно оценить по двум ведущим морфологическим показателям – длине и массе тела. Быстро и точно провести такую оценку позволяют центильные шкалы и номограммы. Они были составлены на основании результатов многолетних исследований, проводимых в Кемеровской области, авторской группой под руководством профессора Б. И. Давыдова [27].

Этот метод применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы [27]. Обязательным условием центильного метода является достаточно большое число наблюдений по каждому признаку (не менее 100 наблюдений). Тем самым обуславливается достоверность последующих индивидуальных оценок. К преимуществам центильного метода относится возможность построения центильных зон одинаковой вероятности в двухмерном пространстве признаков. На этом основана оценка гармоничности физического развития школьников по соотношению длины и массы тела по центильным двумерным номограммам.

Сущность центильного метода нет необходимости описывать подробно, т. к. в работе были использованы готовые «Центильные шкалы и номограммы для оценки длины и массы тела мальчиков 15-16 лет» (об этих шкалах говорилось выше), которые изображены на рис. 1 и 2.

 

Рис.1. Центильные шкалы и номограмма для оценки длины и массы тела мальчиков в возрасте 16-ти лет

Рис. 2. Центильные шкалы и номограмма для оценки длины и массы тела мальчиков в возрасте 15-ти лет

 

Для проведения исследования была взята группа из 16 человек - учащихся 9-10 классов. Восемь ребят (*) дополнительно к урокам физической культуры занимаются в спортивной секции волейбола, а вторая группа ребят занимается двигательной активностью только непосредственно на уроках физической культуры. Все подростки по данным медицинского осмотра и степени физической подготовленности отнесены к основной группе, а также не имеют вредных привычек. В таблице 3 приведены сведения, необходимые для проведения исследования.

Таблица 3

Антропометрические данные подростков исследуемой группы

п/п

Возраст на момент исследования, лет

Рост, см

Вес, кг

*

16

178

60

*

16

172

64

15

168

80

*

15

168

58

*

15

180

62

15

166

57

15

161

65

15

157

54

*

16

176

70

*

16

174

72

*

15

168

70

*

15

177

73

13.

16

180

75

14.

16

176

65

15.

15

184

80

16.

15

171

62

 

Оценка гармоничности физического здоровья по номограмме оказывается боле точной, чем по одномерным шкалам, поскольку в номограмме центильные интервалы массы тела представлены на единицу длины тела подростка. При оценке гармоничности развития на осях координат находим значения длины и массы тела школьника. Из данных точек восстанавливаем перпендикуляры: место их пересечения в одном из центильных интервалов номограммы показывает уровень физического развития каждого подростка исследуемой группы. Точки от 1 до 15 соответствуют порядковому номеру фамилии учащегося в таблице 3.

Четвертый и пятый интервалы номограммы массы тела на рис. 1 и 2 характеризуют гармоничное физическое развитие; третий и шестой – дисгармоничное; первый, второй и седьмой, восьмой – резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела.

После определения степени соответствия массы тела его длине можно отметить к какому из трех групп физического развития относится каждый исследуемый подросток, а именно:

1) группе нормального физического развития;

2) группе риска;

3) группе с отклонениями в физическом развитии (рис. 1, 2) [27].

Мы видим, что нормальное физическое развитие соответствует средней, пониженной или повышенной длине тела(3-6 интервалов шкалы) и гармоничному соотношению длины и массы тела (3-6 интервалы шкалы) и гармоничному соотношению длины и массы тела (4-5 интервалы номограммы) (рис. 1 и 2).

В нашем исследовании все участники определены как здоровые дети.

Исследования проводились в период с сентября 2018 года по май 2019 года, поэтому далее целесообразно привести данные физической подготовленности исследуемых подростков. По оценочным таблицам определялся уровень развития таких физических качеств как быстрота, сила, выносливость, гибкость, координационные способности.

Уровень физической подготовленности школьников можно оценить как по результатам отдельного теста, так и по совокупности результатов всех тестов. В таблице 4 приведены уровни развития определенных физических качеств школьников 15-16 лет.

Таблица 4

Оценочные таблицы для определения уровня физической подготовленности школьников 15-16 лет

 

Уровни развития физических качеств школьника

Воз-раст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше сред-него

Высо-кий

Скоростно-силовые качества (бег на 30 м, сек.)

15

16

5,4и>

5,1и>

5,3-5,2

5,0-4,9

5,1-4,7

4,8-4,5

4,6-4,5

4,4-4,3

4,4и<

4,2и<

Силовые качества (подтягивание, раз)

15

16

3и<

6и<

4-5

7-9

6-11

10-14

12-13

15-16

13и>

17и>

Скоростно-силовые (прыжок в длину с места, см)

15

16

 

185и<

196и<

186-196

197-207

197-219

208-231

220-230

232-242

321и>

243и>

Силовые качества(поднимание туловища,раз/мин.)

15

16

35и<

36и<

36-40

37-40

41-49

41-49

50-55

50-53

56и>

54и>

Гибкость(наклоны вперед из положения сидя, см)

15

16

3и<

4и<

4-7

5-8

8-11

9-11

12-13

12-15

14и>

16и>

Координационные способности(метание мяча в цель, раз)

15

16

1

2

2

3

3

4

4

5

5

5

Выносливость(бег 6 мин., кол-во кругов)

15

16

22и<

22и<

23-24

23-24

25-27

25-28

28-29

29-30

30и>

31и>

 


Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 5 приведены показатели физической подготовленности подростков исследуемой группы на начало и конец учебного 2018-2019 года - периода исследования; а также определен уровень физической подготовленности каждого подростка по совокупности результатов всех тестов, исходя из норм, указанных в таблице 4.

Анализируя показатели физической подготовленности (табл.5) и сравнивая их с нормами (табл. 4), можно отметить следующее: все подростки, занимающиеся дополнительной спортивной деятельностью (*), т. е. посещающие после уроков физической культуры спортивную секцию, имеют высокий уровень физической подготовленности, а другиеосемь ребят имеют: четверо – уровень физической подготовленности «ниже среднего», трое – средний, и один подросток – «выше среднего». Следовательно, можно сделать вывод: уровень физической подготовленности подростков 15-16 лет, систематически испытывающих повышенную физическую нагрузку, гораздо выше уровня физической подготовленности подростков того же возраста, но занимающихся только на уроках физической культуры.

Уровень тренированности организма, его здоровье определяются работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существуют различные методы и функциональные пробы. В представленной работе в ходе исследования были проведены следующие пробы:

1) лестничная;

2) с приседаниями;

3) ортостатическая и клиностатическая;

4) проба Штанге.

 

Таблица 5

Показатели и уровень физической подготовленности подростков исследуемой группы

тест №1 (сек.)

тест №2 (раз)

тест №3 (см)

тест №4 (раз/мин.)

тест №5 (см)

тест №6 (раз)

тест№7 (кол-во кругов)

Уровень физической подготовленности подростка

сент. 2005

май

2006

сент. 2005

май

2006

сент. 2005

май

2006

сент. 2005

май

2006

сент. 2005

май

2006

сент. 2005

май

2006

сент. 2005

май

2006

 

4.4

4,2

15

18

227

240

52

55

+10

+12

5

5

28

30

высокий

4,3

4,1

16

18

220

235

51

56

+16

+15

4

5

27

28

высокий

6,2

5,8

3

4

176

185

43

45

+24

+20

4

5

20

21

ниже среднего

4.6

4,3

13

15

220

227

50

55

+21

+18

5

5

26

28

высокий

4,7

4,4

15

16

225

235

51

56

+20

+23

4

5

27

28

высокий

4,8

4,6

8

10

195

215

48

50

+10

+8

4

4

28

28

выше среднего

5,6

5,3

4

7

185

198

44

51

+5

+10

4

4

22

23

средний

5.3

5,0

4

6

182

186

45

50

+2

+8

3

4

24

25

средний

 

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.

Результаты проведения лестничной пробы и пробы с приседаниями приведены в таблице 6.

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок. После этого проверяем пульс. Если он ниже 100 уд./мин. отлично; меньше 120-хорошо; меньше 140 удовлетворительно; выше 140 плохо [7].

Проба с приседаниями. Сосчитать пульс, стоя в основной стойке, сделать 20 приседаний в медленном темпе и опять сосчитать пульс. Увеличение пульса на 25% и менее- отлично, на 25-50%- хорошо, на 50-70%  удовлетворительно, свыше 65% - плохо [7].

Таблица 6

Результаты функциональных проб

Лестничная проба

Проба с приседаниями

 

пульс после выполне-ния (уд./мин.)

сравнение с нормами

пульс до выпол-нения (уд./

мин.)

пульс после выполнения (уд./

мин.)

измене-ние пульса (%)

сравнение с нормамми

96

отлично

66

78

18,1

отлично

98

отлично

72

84

16,6

отлично

144

плохо

96

144

50

удовлетв.

98

отлично

72

84

16,6

отлично

102

хорошо

84

108

28,9

хорошо

120

хорошо

78

108

38,4

хорошо

132

удовлетв.

92

132

43,4

хорошо

128

удовлетв.

92

144

56,5

удовлетв.

 

Важным показателем также является быстрота восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки. Для исследования этого показателя была проведена еще одна проба с приседаниями, а именно: подсчитать пульс в покое за 10 сек., затем сделать 20 приседаний за 30 с и снова подсчитать пульс. Далее подсчитывать пульс через каждые 10 сек. вплоть до возвращения его значения к исходному. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5-7 ударов, а возвращение к исходным цифрам в течение 1,5-2,5 мин., при хорошей тренированности - за 40-60 с [7]. Результаты этой пробы приведены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты исследования по определению быстроты восстановления пульса до исходного после физической нагрузки

пульс исход (уд./

мин.)

пульс после выполн (уд./

мин.)

пульс после выполнения нагрузки ч/з (уд./сек.)

 

 

 

10

20

30

40

50

60

70

80

90

12

16

15

14

12

12

 

 

 

 

 

13

16

15

15

14

13

 

 

 

 

 

17

24

22

22

21

20

19

19

18

18

16

14

18

17

16

15

15

14

 

 

 

 

15

17

17

16

15

 

 

15

 

 

 

15

19

19

18

18

17

16

20

19

18

 

17

24

23

23

22

21

21

19

18

 

17

18

22

21

21

20

20

19

 

 

 

 

 

Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела:

1). Отростатическая проба (подсчитывается пульс в положении лежа, потом пульс в положении стоя. В норме превышение пульса должно быть не более 10-14 уд./мин., учащение до 20 уд./мин. считается удовлетворительной реакцией, свыше 20 уд./мин. неудовлетворительной [7];

2) Клиностатическая проба (выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме уменьшение пульса на 4-10 уд./мин. Больше замедление – признак тренированности [7].

В таблице 8 показаны результаты проведения проб с переменой положения тела.

Таблица 8

Результаты ортостатической и клиностатической проб

 

Ортостатическая проба (уд./мин.)

Клиностатическая проба (уд./мин.)

 

пульс лежа

пульс стоя

сравнение с нормой

пульс стоя

пульс лежа

сравнение с нормой

78

90

хорошо

84

66

отлично

72

78

отлично

96

72

отлично

84

108

неудовл.

102

90

хорошо

84

90

отлично

90

78

хорошо

72

84

хорошо

96

78

отлично

78

96

удовл.

96

84

хорошо

90

108

удовл.

108

102

удовл.

84

102

удовл.

96

96

удовл.

 

Для определения функциональных возможностей дыхательной системы целесообразно провести пробу Штанге, т. е. зафиксировать время задержки дыхания после глубокого вдоха. Если задержка свыше 990 сек. –отлично, от 60 до 90 сек. –хорошо, от 30 до 60 сек. – удовлетворительно и ниже30 сек. – плохо [7].

Чем выше время задержки дыхания, тем тренированнее и, следовательно, здоровее организм подростка. Результаты этого исследования приведены в таблице 9.


Таблица 9

Результаты пробы Штанге

 

Проба Штанге

 

задержка дыхания (сек.)

сравнение с нормой

93

отдично

86

хорошо

51

удовл.

79

хорошо

68

хорошо

54

удовл.

57

удовл.

51

удовл.

 

Анализируя результаты функциональных проб, отраженные в таблицах 6-9, можно сделать вывод, что во всех испытаниях подростки, занимающиеся систематически повышенной двигательной нагрузкой, показали только хорошие и отличные результаты. Это еще раз подтверждает, что их органы и системы здоровее и тренированнее, чем организмы подростков, занимающихся физической культурой только на уроках.

Возможности организма тренированных подростков гораздо шире в плане борьбы с различными инфекциями и неблагоприятными воздействиями; органы и системы их организма более подготовлены к выполнению физических нагрузок, гораздо быстрее происходит восстановление пульса и давления после длительной и интенсивной работы.

В рассматриваемом случае проведенные исследования показывают согласованность с рабочей гипотезой: да, действительно, систематическая повышенная физическая активность подростка 15-16 лет способствует гармоничности его физического развития, повышению работоспособности и укреплению здоровья.

 


Литература

 

Алова, И. Т. Физическое воспитание школьников

[

Текст

]

/ И. Т

. Алова. – М.: Просвещение, 2014

. – 190 с.

Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии

[

Текст

]

/ И. А. Аршавский. – М.: Медицина, 1996. – 456 с.

Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического

воспитания: Учебник для пединститутов

[

Текст

]

/ Б. А. Ашмарин, П. А. Виноградов

. – М.: Просвещение, 1990.

– 390 с.

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

Беляева, А. В. Волейбол.

[Текст]

/ А. В.

Беляев., М. В. Савина. // Учебник для высших учебных заведений / П

од ред..- М.: 201

1. – 240 с.

Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры // Под редакцией Бел

яева А. В., Савина М. В. – М.:

Физкультура, образова

ние, наука

, 2000. – 368 с.

Герасимова, Г. Н. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств

[

Текст

]

/ Г. Н. Герасимова, Л. А. Павтычева. - М: Физкультура и спорт, 2001. – 360 с.

Грозный

,

И.

М. Физическое воспитание школьников

[

Текст

]

/ И. М. Грозный

. – М.: Просвещение, 2015

.

– 288 с.

Гужаловский

,

А.

А. Основы теории и методики физической

культуры

[

Текст

]

/ А. А. Гужаловский. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 320 с.

Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / В.

И. Дубровский. – М.: Владос, 201

3. – 509 с.

Железняк Ю.

Д

.

Волейбол (спортивные игры)

.

[Текст]

/

Ю. Д. Железняк., Ю. М.

Портнов.

М., 2004.- 280 с.

Железняк, Ю

. Д. Спортивные игры: т

ехника, тактика обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений

// Ю. Д. Желез

няк, Ю.

М

.

Портнова

.

М

.: Издательский центр «

Академия», 2001

. –

520

с

.

Клещев

,

Ю

.

Н

. Волейбол

(Серия «

Школа тренера»)

/ Ю. Н. Клещев. –

М

.: Физкультура и с

порт, 2005

. –

400

с

.

Коваленко, В. А. Физическая

культура: учеб. пособие [Текст] /

В. А. Коваленко – М.: АСВ, 2000. - 140 с.

Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000.

-

192 с.

Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры

[

Текст

]

/ Л. П. Матвеев

. - М: Физкультура и спорт, 2013

. – 456 с.

Найминова, Э. Н. Игры с элементами волейбола. [Текст] / Э. Н.

Найминова. – Ростов-на-Дону, 20

1

6

.

- 311 с.

Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. [Текст]: / Н.Г.Озолин. – М.: Астер: АСТ, 2006. – 863

с.

Пименов

,

М

.

П

.

Волейбол (специальные упражнения)

/ М. П. Пименов. – Киев: Олимпийская литература,

1993

. – 178 с.

Рахманов, Р. С. О влиянии образа жизни и экологических факторов на состояние здоровья молодежи допризывного возраста

[Текст] / Р. С. Рахманов, А. В. Покровский, А. А. Дюдяков

// Гигиена и санитария, 1999, № 2. - С. 19 – 21.

Скаткин

,

М. Н. Школа и всестороннее развитие детей

[

Текст

]

/ М. Н. Скаткин

. – М.: Просвещение, 2011

.

– 322 с.

Смирнов

,

Ю

.

И

.

Спортивная метрология: Учебник для студентов педагогических вузов

// Ю. И. Смирнов,

М. М.

Полев

щиков.

– М

.

: Издательский центр «Академия», 2000

. –

232

с

.

Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Со

лодков. – М.: Олимпия Пресс, 201

5. – 528 с.

Сонькин, В. Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин, И. А. Корниенко, Р. В.

Тамбовцев // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Образование от А до Я, 2000. – 310 с.

Спортивные

игры: Техника, тактика обучения

[Текст]: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Ю.Д.

Железняк, Ю.М.

Портнов, В.П.

Савин, А.В.

Лексаков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с.

Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие [Текст] / Г. С. Туманян. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 334 с.

Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика»

[Текст]

/ Э. М. Казин [и др.]; отв. Ред. Г. Г. Солодова, Э. М. Казин, С. И. Петухов; ГОУ ВПО «КемГУ» [и др.]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 279 с.

Фомин

,

Е

.

В

.

Специальная физическая

подготовка юных волейболистов: Метод.

разр

. / Е. В. Фомин.

М

.

, 1986

. – 100 с.

Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы

[Текст]

/ Н.А. Фомин. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. – 383 с.

Харламов, И. Ф. Физическое воспитание школьников

[

Текст

]

/ И. Ф. Харламов. – М.: Физическая культура, 2009. – 188 с.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]

/ Ж.К. Холодов, В.С.

Кузнецов. - М.: Акаде

мия, 2014

. - 480 с.

Шилов, И. М. Развитие физических качеств в игровых видах спорта

[

Текст

]

/ И. М. Шилов. – М.: РГУФКСиТ, 2006. – 378 с.

Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога [Текст] / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×