Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Вместе с мамочкой моей одеваться веселей" | Шарбанова Татьяна Геннадьевна. Работа №244731

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шарбанова Татьяна Геннадьевна
опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в семье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

Г.ЗАРЕЧНЫЙ, ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

Номинация

«Детский сад и семья»

 

 

 

 

 

 

ВМЕСТЕ С МАМОЧКОЙ МОЕЙ,

ОДЕВАТЬСЯ ВЕСЕЛЕЙ!

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

 

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ:

ШАРБАНОВОЙ Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

Описание опыта работы.

Результаты работы.

Приложения:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Анкета для родителей «Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Перспективное планирование взаимодействия с родителями на тему: « Формирование навыков самообслуживания детей в семье посредством игры».

ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Конспект проведения консультации для родителей на тему: «Как научить ребёнка самостоятельно одеваться».

ПРИЛОЖЕНИЕ №5. Конспект проведения консультации для родителей на тему: « Пришьём к новому платью куклы Катюши пуговицы».

ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Советы для родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7. Игровые ситуации: « Мама и ребёнок в детском саду».

ПРИЛОЖЕНИЕ №8. Консультации для родителей: « Учим одеваться», « Хитрости воспитания», « Как научить ребёнка самостоятельно одеваться».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9. Рекомендуемые произведения на данную тему для чтения и разучивания с детьми дома и в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: разработать систему мероприятий для родителей по развитию навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Задачи:

1.Познакомить родителей с требованиями к сформированности культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

2. Подготовить для родителей рекомендации и памятки по обучению детей умению самостоятельно одеваться.

3. Подобрать для родителей консультации по формированию самостоятельности у детей раннего возраста.

4. Разработать конспекты игр с куклой.

5. Сделать подборку произведений по данной теме для чтения детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С первых дней жизни, при формировании культурно – гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождение малыша в мир взрослых. Этот процесс нельзя оставлять на потом – пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

Ушакова О.Н. указывала на то, что ребёнок третьего года жизни понимает происходящее, включается в него эмоционально, адекватно реагирует на слова взрослого, выполняя его просьбы, предложения.

По определению известного физиолога и педагога Щелованова Н.Н., режим дня в первые годы жизни ребёнка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребёнка во сне, кормлении, а также в деятельности.

Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Очень трудно встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: «мама это сделает лучше и быстрее». И если взрослые спешат на помощь ребёнку при малейшем затруднении, стараются освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «завяжите», «застегните», «оденьте».

Именно с такой проблемой я столкнулась в своей группе. Приведу несколько примеров.

Бабушка жалуется: предлагает Владику самому одеться, а он только разбрасывает одежду. «Может, подрастёт, тогда сам начнёт одеваться – размышляет она. – Такой уж он у нас, видно, непослушный, не как другие дети».

Конечно, здесь дело не в исключительности натуры мальчика. Ему всего два с половиной года, но в воспитании уже есть большие упущения. Непослушание мальчика – следствие неправильного отношения к нему в семье, отсутствие единого подхода в воспитании; отец строг, мальчик подчиняется ему только из страха; бабушка добра, готова всё сделать за него, а мама убеждена, что Владик непослушен от природы, смирилась с капризами.

Отец Тихона поинтересовался у мамы Дениса, не бывает ли так, что Денис отказывается одеваться. Мама Дениса объяснила, что сын уже привык самостоятельно одеваться, случается, конечно, что наденет ботинок не на ту ногу, но мы не спешим на помощь. Пусть сам всё исправит. А над неудачей вместе пошутим. А разве ваш ребёнок не делает этого сам?

Папа Тихона ответил: «Мы с женой знаем, какие навыки и привычки надо воспитывать, но он отказывается выполнять наши требования».

Отец Коли поддержал разговор: «А я думаю, что вырастут и сами научатся всё делать».

Я поняла всю серьёзность и озабоченность родителей. Пока дети ещё малы, надо изменить тактику их воспитания, и прежде всего, избрать общую для всех членов семьи линию в отношениях с ребёнком. В каждом случае надо найти способ, как побудить малыша выполнить то, что от него требуют взрослые: заинтересовать делом, которое ему поручается, или, например, предложить выполнить самостоятельно задание ради заманчивой перспективы, скажем, одеться, чтобы затем пойти покататься на велосипеде, при этом выразить уверенность, что ребёнок сам справится, одобрить успехи и не спешить с помощью. Родителям надо уметь проявить твёрдость. Но вместе с тем важно, чтобы ребёнок чувствовал, что его любят, радуются его успехам, добры к нему.

В начале года провела анкетирование родителей на тему: «Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

В анкетировании участвовало 13 человек.(Приложение №1). Результаты анкетирования следующие:

Одеваются самостоятельно – 23% (3 ребёнка).

Одеваются частично – 30,4%(4 ребёнка).

Не умеют одеваться без помощи взрослого – 39% (5 детей).

Сформированы навыки самообслуживания – 15% (2 ребёнка).

Имеют представления о предметах личной гигиены – 54% (7детей).

Самостоятельно посещают туалет -30% ( 4 ребёнка).

Умеют пользоваться туалетной бумагой – 23% ( 3 ребёнка).

Владеют правилами поведения за столом – 77% (10 детей).

Знают правила общения со взрослыми – 70% (9 детей)

Сделала вывод: навыки самообслуживания у большинства детей не сформированы, предстоит каждодневная кропотливая работа родителей и воспитателей.

Причина как ни странно одна - недостаток терпения у взрослых!

Так же у родителей возник ещё один вопрос: « Какие умения и навыки должны быть сформированы у детей третьего года жизни?»

Для ответа на этот вопрос провела родительское собрание на тему:

«Что такое самостоятельность», познакомила родителей с требованиями к сформированности культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. (Приложение №2) . Тема собрания вызвала у родителей огромный интерес и удивление, каждый родитель поинтересовался моим мнением, как и на каком уровне сформированы навыки самообслуживания у детей. С каждым я побеседовала индивидуально. Возникло много вопросов у родителей: как заинтересовать, как направить своего ребёнка, как и в каком возрасте лучше начинать обучать навыкам самообслуживания. Я увидела, что родители ждут от меня, как от специалиста помощи. С этой целью я провела следующую работу:

Р

азработала перспективное планирование на тему

:

«Ф

ормирование навыков самообслуживания детей

в семье посредством игры».План включил в себя проведение родительского собрания, практических занятий, подготовку текстовой информации (Приложение №3).

Разработала конспекты игр –

занятий с куклой ( Приложение №4, 5

)

,

т.к. дети лучше запоминают последовательность

операций,

действуя с любимой игрушкой,

у них

возникает желание перенести игро

вые навыки в повседневную жизнь;

п

ровела практикум для родителей по организации таких игр дома.

Подготовила памятки, рекомендации по обучению детей умению самостоятельно одеваться, для того, чтобы заинтересовать детей дома

и в детском саду. (Приложение №6

)

Подобрала для родителей печатные консультации на

тему: «Хитрости воспитания», «

Формирование навыков самообслуживания у детей

раннего возраста» (Приложение №8

)

.

П

о просьбе родителей

п

одготовила подборку произведений для чтения и разучивания с д

етьми дома и в детском саду. (П

риложен

ие №9

)

.

 

В программе «Истоки» о формировании культурно – гигиенических навыков, в частности о самообслуживании, говорится следующее: «Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания обычно начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными. Постепенно дети приучаются: … быть опрятными, замечать погрешности в одежде и пытаться исправлять их; самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определённую последовательность, складывать и вешать одежду в шкафчик; застёгивать и расстегивать пуговицы, «молнию», кнопки, завязывать бантик, расшнуровывать ботинки, убирать на место вещи…»

По моему мнению, главным требованием программы «Истоки» является: « Дети этого возраста требуют постоянного внимания и опеки, подсказки и напоминаний. Только в совместной деятельности взрослого и ребёнка происходит совершенствование навыков».

Очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, участником совместных дел. Ребёнок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

Каждый ребёнок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям.

И может быть, главное правило – последовательность во всём. Не следует быстро сдаваться, если малыш не хочет брать в руки ложку и надевать штаны. Шаг за шагом, он научится всему тому, что и мы когда – то не умели делать.

После проведённой работы отмечена положительная динамика, все родители заинтересовались данной проблемой, стараются поменять тактику в воспитании своих детей. Многие стали приводить своих детей в детский сад пораньше, чтобы не торопить своего ребёнка, а дать ему самому и в спокойной обстановке раздеться. В результате дети стали намного спокойнее, увереннее в себе и в своих возможностях. «Я сам оделся!»- эти слова малыш произносит с такой гордостью! Многие дети стали помогать другим. Родители между собой также обмениваются своими достижениями и достижениями своих детей.

И, оказывается, не всё уж так трудно. Надо только иметь чуть- чуть терпения и выдержки – и всё получится!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Анкета: «Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

 

Считаете ли вы сформированными навыки самообслуживания у своих детей?

Да. Нет. Не знаю.

Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно одеваться (раздеваться)?

Да. Нет. Частично.

Имеет ли ваш ребёнок представление о предметах личной гигиены (мыло, полотенце, расчёска…) и их назначении?

Да. Нет. Не знаю.

Посещает ли ваш ребёнок самостоятельно туалет

Да. Нет. Не знаю.

Умеет ли пользоваться туалетной бумагой самостоятельно?

Да. Нет. Не знаю

Владеет ли ваш ребёнок правилами поведения за столом?

Да. Нет. Не знаю.

Знает ли ваш ребёнок правила общения со взрослыми?

Да. Нет. Не знаю.

Испытываете ли вы трудности при формировании самостоятельности у детей?

Да. Нет. Не знаю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

 

Требования к сформированности культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

 

Режимный

процесс

2 – 3 года.

3-4 года.

 

Умывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моют руки, насухо вытирают полотенцем, пользуются индивидуальными предметами (полотенцем).

 

 

 

 

Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, насухо вытираются.

После умывания вешают полотенце, моют руки перед едой и после пользования туалетом.

 

Приём пищи

Опрятно едят, тщательно пережёвывают пищу, держат ложку в правой руке, пользуются салфеткой. Не выходят из – за стола, не окончив еды. Не мешают за столом другим детям.

Правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу.

 

 

Одевание и раздевание.

Одеваются и раздеваются по порядку; при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь, (расстёгивают пуговицы спереди, развязывают шнурки ботинок),в определённом порядке, аккуратно складывают снятую одежду. В процессе одевания и раздевания не мешают другим, замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок.

 

Совершенствуются умения самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят её в порядок. Развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим видом.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

Конспект проведения консультации для родителей детей

раннего возраста на тему:

«Как научить ребёнка самостоятельно одеваться ».

 

Задачи:

Повысить компетентность родителей в понимании значения и необходимости игры в развитии навыков самообслуживания.

Совместно с родителями определить роль игры по формированию навыков самообслуживания в познавательном, эмоциональном, социальном развитии ребёнка.

Дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом организации игр по формированию навыков самообслуживания в домашних условиях.

Познакомить родителей с играми

,

развивающими навыки самообслуживания.

 

Материал и оборудование: комплекты верхней одежды для кукол(шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик), куклы, шкаф для кукольной одежды.

 

 

План встречи.

 

Первая часть встречи. Знакомство с темой.

Воспитатель приглашает занять места за столом.

- Добрый день, я очень рада вас видеть. Сегодня мы будем заниматься тем, чем дети занимаются в детском саду.

- Рассказывают ли ваши дети, во что они играют в детском саду?

- Мы столкнулись с такой проблемой, как формирование навыков самообслуживания у детей. В группе мы с детьми играем с куклами, т.к. действуя с любимой игрушкой, дети лучше запоминают все действия и легко переносят их в повседневную жизнь.

- Играете ли вы дома вместе с детьми?

- Сегодня мы с вами поиграем в игру: « Оденем куклу Катю на прогулку». Я думаю, что игра вам очень понравится, и вы с удовольствием будете играть в неё дома вместе с малышом.

 

Вторая часть встречи. Игра.

Ход игры:

(взрослый показывает новую одежду для куклы)

В: Катя уже позавтракала. Сейчас я её буду одевать на прогулку. А у ваших дочек есть одежда?

Д: Да.

В: Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем надевать сначала?

Д: Колготки.

В: Возьмём колготки. Моя дочка маленькая, ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка?

Д: Большая.

В: Уже большая? Ей надо большие колготки. Теперь наденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки?

Д: Большие.

В: Наденем на ножки

Новые сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить. (Е.Благинина «Новая одежда»)

В: Чтобы Катя не замёрзла, надену ей тёплую кофточку. Какая у твоей дочки кофточка?

Д: Большая, тёплая.

В: Что теперь будем надевать?

Д: Шапку.

В: У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка?

Д: Большая, красная.

В: Можно уже идти гулять? Или ещё что – то нужно надеть куклам?

Д: Пальто (шубу)

В: Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

(можно спеть песню « Кукла» муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской).

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Тёплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

Третья часть. Подведение итогов.

- Понравилось вам играть?

- Согласны ли вы с тем, что игра – это очень полезное и занимательное занятие?

- Для того, чтобы вы могли интересно и познавательно занять ребёнка дома, я приготовила методические рекомендации для проведения игры с куклой « Научим раздеваться куклу Катю после прогулки». Всего доброго.

 

 

 

Конспект игры – занятия с куклой «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки.

 

Цель: Продолжать учить выполнять в игре два – три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться)

Материал и оборудование:

1.Куклы по количеству детей, одетые на прогулку

2. шкаф для кукольной одежды.

Предварительная работа.

Д.\И. « Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Ход игры:

В: Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Коля, а твоя дочка гуляла?

Р: Да.

В: Помоги ей раздеться. Сначала развяжем шарф.

Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький. ( З. Александрова. « Катя в яслях»).

В: Куда надо положить шарфик?

Р: На полку в шкаф.

В: Правильно.

 

Вещи надо убирать

Не придется их искать. (А. Барто. «Маша-растеряша»).

 

В: А сейчас что поможем снять нашим дочкам?

Р: Шубу.

В: Правильно. Молодцы!

Послушайте потешку:

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

В: Коля, расскажи эту потешку своей дочке, ей будет приятно. Куда мы повесим шубу?

Р: В шкаф.

В: Что мы ещё не сняли?

Р: Сапожки.

В: У моей дочки маленькие красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки?

Р: Большие синие.

В: Куда мы поставим сапожки?

Р: В шкаф.

В: Снимем с ножки

Новые сапожки.

В: Коля, кукла Катя спрашивает, можно идти играть?

Р: Нет.

В: Что ещё надо снять?

Р: Штанишки.

В: У моей Кати штанишки маленькие, а у твоей какие?

Р: Большие.

В: Куда надо положить штаны?

Р: На полочку в шкаф.

В: Все разделись? Пошли играть!

Р: Нет, нельзя!

В: Опять нельзя, почему?

Р: Забыли надеть сандалии!

В: Вот они сандалики

У нашей Кати-крошки,

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки. ( Е. Благинина. « Научу обуваться и братца»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Конспект проведения консультации для родителей детей раннего возраста на тему:

« Пришьём к новому платью куклы Катюши пуговицы».

 

Задачи

Повысить компетентность родителей в понимании значения и необходимости игры в процессе изодеятельности для развития навыков самообслуживания.

Познакомить родителей с игрой, закрепляющей навыки самообслуживания в процессе изодеятельности.

Дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом по организации игры в процессе изодеятельности.

 

Материал и оборудование: куклы, нарисованные и вырезанные из бумаги, пуговицы, нарисованные и вырезанные, цветные карандаши.

 

 

Первая часть встречи. Знакомство с материалами.

На столах перед родителями лежат материалы к рисованию: куклы из бумаги, цветные карандаши, пуговицы.

- Добрый день! Я очень рада вас снова видеть.

На прошлой встрече мы с вами играли с куклой, сегодня займёмся игрой в процессе рисования.

- Вы любите рисовать?

- Рисуете ли вы дома вместе с детьми?

- Какие материалы вы используете?

- Я подготовила для вас методические рекомендации к игре « Пришьём к новому платью куклы Катюши пуговицы», которая не только закрепляет навыки самообслуживания, но и развивает мелкую моторику рук и закрепляет навык рисования округлых форм.

В такую игру с элементами изодеятельности можно поиграть с малышом дома.

 

Вторая часть встречи. Рисование.

-Давайте представим, что мы с вами дети и превратим рисование в игру.

(Воспитатель вносит куклу Катюшу - силуэтное изображение куклы на картоне величиной с альбомный лист).

Воспитатель разговаривает с куклой, показывает ей новое платье. Кукла хочет его примерить.

В: Катюша, на платье ещё не успели пришить пуговицы, но я думаю, что дети нам помогут, пришьют их.

(Кукле показывают образцы «пуговиц», спрашивают, нравятся ли ей.)

В: А как вы думаете, уважаемые родители, какие виды пуговиц ещё можно предложить детям? (На липучке, пристёжки, можно наклеить из картона, налепить из пластилина).

В: Давайте мы посмотрим, какие пуговицы пришиты на вашей одежде. (осмотр пуговиц).

В: А сейчас мы с вами «пришьём» (нарисуем) пуговицу, пуговица круглая, карандаш бежит, нигде не останавливается.

В: (Предлагает детям «пришить» пуговицы).

В: (Предлагает выбрать вырезанные из бумаги сарафаны, дети «пришивают» пуговицы).

(Кукла примеряет новые платья, смотрит, где как и какие пришиты пуговицы).

В: Катюша очень довольна и благодарит вас за нарядные сарафаны.

 

Третья часть встречи . подведение итогов.

-Понравилось ли вам рисовать?

- Что нового вы узнали для себя?

- Согласны ли вы с тем, что игра с элементами изодеятельности, полезное и интересное занятие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Перспективное планирование

взаимодействия с родителями на тему:

« Формирование навыков самообслуживания детей в семье посредством игры»

 

Тема

Форма проведения

Сроки

Сформированность культурно- гигиенических навыков у детей

раннего возраста.

Анкетирование

 

 

Сентябрь

 

 

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Родительское собрание

 

Октябрь

 

Игра «Оденем куклу Катю на пр

о

гулку»

 

Практикум (игра-занятие)

 

Ноябрь

Игра «Разденем куклу Катю после

прогулки»

 

Практикум (игра-занятие)

 

Декабрь

Игра « Пришьём к новому платью куклы Катюши пуговицы.

 

Практикум (игра-занятие)

(изодеятельность)

 

Январь

 

Как научить

детей одеваться самостоятельно

(памятки, рекомендации)

.

 

 

Групповая консультация

 

 

 

Февраль

 

Формирование навыков самообслуж

ивания у детей раннего возраста.

Текстовая консультация

 

 

Март

 

 

Хитрости воспитания.

Как научить р

ебёнка одеваться самостоятельно

.

Текстовая консультация

Апрель

Использование художественной литературы для формирования навыков самообслуживания

Текстовые консультации

(подборки произведений для разучивания дома и в детском саду)

Май

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

 

Главное - терпение!

 

Разумеется, рано или поздно всякий ребёнок научится одеваться. Но вполне в силах родители помочь ему в освоении этого житейского навыка. Как ни странно, надеяться на популярных маминых «помощников»- книжки и игрушки «шнуровки», к которым прикреплены пуговицы или шнурки - приходится мало.

Упражнения с этими игрушками могут хорошо развивать мелкую моторику, но умение проталкивать пуговицу в петлю или шнурок в отверстие на куске картона мало помогает, когда приходится делать то же самое на собственном животике, либо ботинке. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на эти игры.

Главный совет, который можно дать родителям в первые несколько месяцев активного обучения искусству одеваться: сохраняйте терпение! Ребёнку действительно нужно гораздо больше времени, чем взрослому, для того, чтобы одеться. Поэтому, если вы планируете куда – то пойти, начните собираться заранее.

И каждый раз, помогая вашему крохе одеваться, объясняйте всё, что вы делаете. Для малыша повторение - действительно мать учения, и для хорошего освоения навыка ему нужно повторить что-то либо многократно.

 

Что в гардеробе?

 

Чтобы сделать процесс более быстрым и лёгким, на время обучения обеспечьте малыша самой простой и удобной одеждой, без излишеств покроя, которые усложняют поставленную перед ним задачу. Лучше просто убрать всё, что нужно зашнуровывать, застёгивать или завязывать. Чтобы помочь своему ребёнку разбираться в проблеме «перёд-зад», возьмите на вооружение простое правило: приобретать одежду, на которой рисунки будут только спереди. Это относится и к футболкам, и к водолазкам, и к штанишкам. Ребёнку будет гораздо проще.

Свободная футболка или водолазка с широкой горловиной, штаны или юбочка на резинке (не особо тугой в талии), носочки и простая удобная обувь – вот первоначальный гардероб, с которым ребёнок может справиться самостоятельно. Остановимся на каждом предмете.

 

 

 

 

 

Футболка.

 

Главная проблема при надевании футболки или водолазки: ребёнок в отличие от взрослого, пытается просунуть в горловину лицо, а не макушку.

Конечно, чаще всего лицо застревает, при этом ребёнок ничего не видит и начинает кричать от испуга. Если родитель при этом сердится, ребёнок утверждается в мысли, что надевать какую-то часть одежды очень сложно. А тут ещё родители ругаются… так что иногда бывает, что ребёнок оставляет любые попытки решить эту задачу самостоятельно. Чтобы помочь ребёнку управиться с футболкой или водолазкой постарайтесь широко растянуть горловину. Самые удобные футболки – с кнопкой на плече, которую вы после надевания можете быстро и практически незаметно застегнуть, не раня самолюбия малыша. В первое время необходимо помогать ребёнку, направляя голову так, чтобы в отверстие стремился попасть не подбородок, а макушка. Покажите, как натянуть футболку, чтобы голова легко прошла в отверстие. Только учитывайте, что повторить придётся не два и не три раза, а не менее десяти, а то и больше - лишь это поможет ребёнку освоить сложное для него действие.

 

Носочки.

 

С этим предметом туалета детки обычно справляются быстро. Главная сложность – пальчики на ногах, которые дети нередко растопыривают и поэтому не могут натянуть носки до конца. Поэтому в первое время придётся постоянно напоминать, что пальчики нужно держать прямо.

Второй сложный момент – пятка, которая постоянно оказывается сверху; на это тоже нужно будет обращать внимание. Хотя, если ребёнок и наденет носок пяткой вверх, ничего страшного в этом нет.

 

Штанишки.

 

Девочкам, конечно, приходится проще: с тем, чтобы надеть юбочку, проблемы возникают довольно редко. Но если вас ожидают активные игры на улице, то без брючек никак не обойтись и девочкам. Учиться надевать штанишки лучше всего, сидя на краю кровати – так, чтобы ноги свисали вниз, не доставая до пола, но при этом, и спрыгнуть можно было без проблем. Предложите малышу вытянуть ножки прямо и надевайте штанишки именно в таком положении. Самая обычная ошибка – ребёнок раньше времени распрямляет ножку и она запутывается в штанине. В этом случае нужно снять штанишки и терпеливо повторить всё сначала, с теми же объяснениями про вытянутые ножки, которые очень ловко забираются в штанишки. А как только ступня покажется из штанины, малышу нужно только встать, и вот он уже справился!

 

Обувь.

 

Ребёнку больше всего подходит обувь на застёжке-липучке. Если ботинок с язычком, родительская помощь будет необходима ещё долго. Ведь придерживать язычок самому - задача практически непосильная для 2-3 летнего крохи.

 

О чём не стоит беспокоиться?

 

Мамы порой оказываются слишком придирчивы ко внешнему виду своих или чужих детей. Будьте снисходительны, ведь для ребёнка важно не то, что он, сумел проявить самостоятельность! Поверьте, гордость вашего крохи за свои достижения гораздо важнее косых взглядов чужих людей.

А на кое-какие детали и вовсе не стоит обращать внимание. Например, если футболка или водолазка не заправлена в юбочку или штанишки, акцентировать на этом внимание просто бесполезно. Дети так активно двигаются, что заправлять верхнюю часть одежды в нижнюю, придётся каждые несколько минут. Лучше просто купить достаточно длинную футболку с рисунком, которую можно носить поверх штанишек или юбочки. Или если ваш ребёнок начал учиться застёгивать пуговицы, то, даже если он и пропустил одну, лучше не застёгивать по-своему. Одна пропущенная пуговица обычно не причиняет неудобств. Если пропущено больше, всё равно похвалите малыша за старания, но предложите ему «немного» поправить туалет и застегнуть пуговицы заново, самостоятельно или вместе с ним.

 

Любимая одежда.

 

С одеждой связана ещё одна особенность малышей, которая доставляет хлопоты большинству родителей. Детям свойственны очень стойкие привычки, и почти каждый ребёнок привязывается к какой-то одёжке, из которой в своё время вырастает. А то и успевает сносить почти до дыр, но стоит родителям проговориться, что они хотят избавиться от дырявых носочков или коротких штанишек, как малыш начинает в прямом смысле лить слёзы… Что же делать?

Место прорехи украсит термоаппликация. Никаких специальных навыков для производства подобного мелкого ремонта не требуется, избавиться от дырки можно буквально за пару минут. В любимую одежду, из которой ребёнок вырос, можно нарядить куклу или мягкую игрушку.

Если у вас есть маленькие родственники или просто знакомые, выясните у ребёнка, не хочет ли он, чтобы одёжку, из которой он вырос, носил теперь другой малыш. Если ребёнок решительно откажется, лучше не настаивать, это может вызвать враждебность. Но нередко тёплые чувства к маленькому другу всё же перевешивают, и ребёнок великодушно соглашается передать вещичку «по наследству». Не забывайте, что для маленького ребёнка любимая вещь – объект почти одушевлённый, и он начинает подозревать, что если родители смогли поступить таким образом с его любимой вещью, то смогут поступить так и с ним. С точки зрения взрослого, это странно, но если есть другие решения – лучше не давать повода для подобных страхов.

 

 

 

Материал подготовлен по сайту: « В помощь мамочке…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№7

 

 

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ:

« МАМА И РЕБЁНОК В ДЕТСКОМ САДУ»

 

Обыгрывание ситуаций – немаловажный и интересный способ для обучения ребёнка. Родители также могут использовать их в своей практике.

 

СИТУАЦИЯ №1

 

В раздевалке детского сада:

В: Посмотрите, что это?

Р: Шкафчики.

В: Сколько здесь шкафчиков?

Р: Много.

В: Покажи мне свой шкафчик.

Р: (показывает)

В: Как ты его нашёл?

Р: По картинке.

В: А что у нас в шкафчике лежит? Открой дверку. Что есть в шкафчике наверху?

Р: Полочка

В: Что лежит на полочке?

Р: Шапка, шарф.

В: А что у шкафчика внизу?

Р: Еще одна полочка.

В: Что там лежит?

Р: Сапожки.

В: А это что?

Р: Крючок.

В: Правильно, на крючке висит курточка.

И взрослый, объясняя ребёнку и разговаривая с ним, не только заинтересовывает ребёнка, но приучает его к самостоятельности и опрятности.

 

СИТУАЦИЯ №2

 

Ещё одна ситуация при обучении надевании колготок:

Взрослый предлагает ребёнку взять колготки, сесть и найти метку: «Сделай так, чтобы метка была впереди. Нашёл? Молодец! Теперь надевай: каждую ножку в «свой домик», а чтобы пяточка попала на своё место, сделай «гармошку»… А теперь для левой ножки сделай «гармошку». Каждую ножку в свой…(ребёнок продолжает) домик. Проверь, обе ножки в своих «домиках»? теперь прячь свои ножки «в домики», подтягивай колготки вверх. Проверь, оказалась ли резинка на поясе? Ай, да Коля! Ай, да молодец, сам колготки надел!

СИТУАЦИЯ №3

 

Также можно использовать дома с детьми проблемные ситуации. Например: Ребёнок укладывает куклу спать в одежде. Мама говорит: «Коля, а разве ты тоже ложишься спать в одежде? Давай мы с тобой и кукле поможем раздеться, снимем штанишки, кофточку и сложим аккуратно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

 

Консультация для родителей.

Учим одеваться

 

Во время одевания мама должна показывать ребёнку, как правильно надевать вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: «Давай сначала наденем трусики, потом колготки, затем маечку, рубашку. Покажи мне, как ты сам умеешь одеваться. Молодец!»

При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить надевать все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше изначально формировать навык.

Можно заметить, какие вещи ребёнок носит с особенным удовольствием. У него наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить ребёнка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш будет получать положительные эмоции от этого процесса

Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например, отвести перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребёнка сама. Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение себе и малышу. Приучать ребёнка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно находиться рядом и помогать ребёнку.

Существует множество хитростей, которые помогут сократить время на одевание. Просто взрослые о них забыли.

Положите майку лицом вниз на кровать, таким образом, ярлычок автоматически окажется на спине у ребёнка.

Чтобы натянуть трусики, колготки и носки, нужно сесть – так вещи меньше перекручиваются.

Вначале майку надевают на голову, а потом пролезают руками в рукава.

Пуговицы на рубашке застёгивают снизу вверх.

Следите, чтобы ткань или кожа не попадали в «молнию» - малышу будет больно, а застёжки «заест».

Н

арисуйте две смеющиеся рожицы на левой и правой подошвах ботиночек. Если малыш наденет обувь правильно, рожицы будут смотреть друг на друга.

Действуйте сообща!

Не забывайте, что детям всё-таки нужно помогать, а не делать всё за них. Начните действовать первой, а малыш пусть продолжит или закончит ваш почин. Например: скажите сыну, чтобы надел нижнее бельё.

Потом помогите маленьким ножкам попасть в брюки, но натягивает их пусть сам. Поднимите юбку над головой дочери и расправьте, а остальное пусть делает своими силами. Постепенно вмешивайтесь всё меньше и меньше, ведь ваша задача – всего-навсего напомнить, что делается вначале, а что потом.

 

 

 

Материал подготовлен по сайту: «Всё для детского сада».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей.

Хитрости воспитания.

Процесс одевания (и раздевания соответственно) – это отличная возможность потренировать моторику и поучиться логически мыслить. Ведь чтобы оказаться при полном параде, малышу необходимо продумать несколько последовательных действий, например, я сел, чтобы влезть в трусы, я встал, чтобы натянуть их и потом я сел обратно, чтобы надеть носки.

Впрочем, носки и трусы могут поменяться местами, неважно. Главное, что ребёнок шагает поочерёдно от одного действия к другому, в целом справляясь с очень сложным заданием. Конечно, навыки одевания потребуют много времени. Чтобы научиться справляться с одеждой, крохе нужен « карт-бланш» на действия и родительское поощрение. Чем чаще вы будете позволять ребёнку самостоятельно ковыряться с непослушной пуговицей, тем быстрее он преуспеет. А вот несколько хитростей вам в помощь.

 

Не надо на него давить!

 

Не начинайте процесс обучения, когда вы сами второпях убегаете на работу. В этих ситуациях ребёнок теряется как никогда и требует особенно чуткой поддержки. Тише едешь – дальше будешь, поэтому учитесь одеваться, когда у вас в запасе имеется лишнее время. И потом, одеваться можно, играя. Например, одна находчивая мама сообщила своей дочке, что розовый костюмчик у неё в шкафу точь-в-точь как у Барби.

Стоит ли говорить, что юбка с кофтой оказались на малышке в мгновение ока! Пока ребёнок сражается с одеждой, подумайте, как наградить его за усилия. Именно за стремление, а не за результат! Если ребёнок предпринимает нечеловеческие попытки, чтобы натянуть майку, но в результате вещь оказывается надетой наизнанку – приз всё равно принадлежит ему по праву!

 

 

Покупайте простые вещи.

 

Приберегите комбинезоны и штаны с множеством хитрых замков для торжественных случаев. Сейчас вам потребуются просторные вещицы, майки и штаны с эластичной резинкой на поясе. Для девочек лучше купить сарафаны с большими отверстиями для рук и юбки на эластичном поясе. Покупайте носки с ярко обозначенной пяткой, это помогает ребёнку разобраться, с какой стороны « подойти к снаряду». Ваша предусмотрительность поможет малышу и дома и в детском саду.

 

Одежда должна быть на размер больше.

 

Эта идея особенно актуальна, если малыш из одного размера уже вырос, а до другого ещё не дорос. Позволяйте ребёнку самостоятельно выбирать одежду. Ребёнок начинает развивать свой вкус, и, если вы дадите ему свободу, в подборе платья, он охотно согласится одеваться самостоятельно.

Чтобы процесс вошёл в нужное русло, предлагаем перед сном выложить на детский стул два гармонично подобранных комплекта одежды – сын или дочка выберут варианты уже из готового сочетания.

 

Материал подготовлен по сайту: « Всё для детского сада».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей.

 

Как научить ребёнка одеваться самостоятельно.

 

Поговорим о том, как помочь малышу освоить непростой навык, одевания штанов, футболок и прочей одежды и обуви.

Сложите домашнюю одежду в доступное ребёнку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать её, заворачиваться, прятаться в куче вещей, но по примеру родителей начнёт надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

Если ребёнок пытается что-то надеть сам ( даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

Часто первыми вещами, которые надевают на себя дети, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых

,

проще, во- вторых, интересней. А в-третьих, в них ребёнок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно использовать для игр.

Покупайте ребёнку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застёжек, свободные носочки и трусики.

Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребёнка. Например, покажите, как держать штанишки, чтобы получилось два туннеля. И как поезда, ноги входят каждая в свой

.

Если ребё

нок оделся сам, не критикуйте (

даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребёнку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период « Я сам ».

Когда вы сами одеваете ребёнка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

Даже если вам кажется, что ребёнок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать ( для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребёнком, предлагая ему соревнования

.

 

 

Материал подготовлен по сайту: « Всё для детского сада».

ПРИЛОЖЕНИЕ№9

Рекомендуемые произведения для чтения и разучивания с детьми дома и в детском саду

 

Александрова З. Катя в яслях.

Благинина Е. Научу обуваться и братца.

Благинина Е. Новая одежда.

Барто А. Маша – растеряша.

Зайцев В. Я одеться сам могу.

Лагздынь Г. Аккуратный Алёшка

Лагздынь Г. Одеваем малыша.

Милеева Л. Быстроножка и Серая Одёжка.

Мошковская Э. Митя сам.

Саконская Н. Снежный ком.

 

 

 

 

Сто одёжек.

 

Лиф на байке,

Три фуфайки,

На подкладке

Платьице.

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?

Сто одёжек,

Сто застёжек.

Слова вымолвить не может.

« Так меня закутали,

Что не знаю,

Тут ли я?»

Лагздынь Г.

 

 

 

Пожалейте нас

А мы Седины ножки

Две сладких, толстеньких ножки.

Только Седа с нами плохо обращается.

Посудите сами-

Что же получается?

Носки она стянула,

Ботиночки разула

И бегает босая

На тропку мяч бросая!

Мы так озябли, мы покраснели…

Ну пожалейте нас

В самом то деле.

Капутикян С.

 

 

 

 

 

Наступили холода.

Ветер на терраске!

Холодно в коляске.

На Андрейке – телогрейки,

Кофты, рукавицы,

Полосатый шарф Андрейке

Принесли сестрицы.

Он сидит едва дыша

В телогрейке пестрой.

Как на полюс малыша

Снарядили сёстры.

- Привыкай и к холодам! –

Объясняет Света. –

И зима приходит к нам,

А не только лето.

Барто А.

 

 

 

 

 

Вот как Галю одевали

 

Галю одевали,

Помощников звали.

Надевал бычок

Правый башмачок,

Надевал сверчок

Левый башмачок,

А собака – шапку,

А козлёнок – шубку,

А синичка – рукавички

А коти-коток

Сколотил возок,

Галю посадил,

Повёз, покатил.

На солнышко,

На вёдрышко

- Гуляй, Галя,

Голубушка!

Бардадым В.

 

 

Про Борю

 

Жил на свете мальчик Боря.

Не любил он одеваться, Он всё время с мамой спорил,

Начинал сопротивляться: Не надену эту майку

И колготки и штаны!

Пусть рубашку носит зайка!

Мне носочки не нужны! Свитер не люблю колючий!

Вот какой он был вреднючий.

Не мальчишка – чудо - юдо! Надоело маме спорить

Хулигана убеждать.

И сказала мама Боре:

-не пойду с тобой гулять! Кто оделся – пусть гуляет

И в песочнице шалит,

А Бориска поскучает,

Без колготок посидит! – Там же все мои друзья!

Вдруг опомнился мальчишка,-

Вышли все, а как же я?

Где носочки? Где штанишки?! Посмотрите: что за чудо?

Начал Боря одеваться

И сказал он нам: - Не буду

Больше с мамой пререкаться! Он помог одеться маме

И пошёл играть с друзьями.

 

 

 

Потешки при одевании на прогулку.

 

Вот они сапожки: этот – с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт, наденем калошки.

Вот как хорошо!!!

 

 

***

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар

Я шар покачу,

Гулять хочу.

***

Большие ноги шли по дороге:

Топ- топ- топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ- топ-топ-топ-топ…

***

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша

И для нас растут на ней

Пироги да каша!

***

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

***

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

- Как живёшь?

***

Мы на пухлые ручонки,

Одеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, ручка – два! Застегнём застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки. На мою малышку

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, ножка – два! А теперь на ножки-

Носочки и сапожки!

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

В помощь воспитателю ДОУ в работе с родителями. Выпуск №5. Особый ребёнок – особое отношение.

/

Сост. К.Ю. Белая, Е. Ю. Колобаева. – М:Школьная Пресса, 2010.

Жердеева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду./Феникс, 2006.

Мать и дитя: от беременности до трёх лет, или Мы ждём ребёнка.- М.: РИПОЛ классик, 2007.

Новосёлова Т. Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.//Воспитатель ДОУ. 2007. №3.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников дошк. учреждений.- М.: Просвещение, 1987.

Павлова Л.

Организация жизни и уход.

Д.

/

В. 2004. №4.

Программа « Истоки»: Базис развития ребёнка -дошк. /Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.Н.Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003.

Соловьёва Е.

Что он делает, завязывает шнурки. Навыки самообслуживания.

Обруч. 2007. №3.

Урунтаева Г.А., Афонькина. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей детского сада и родителей.- М: Просвещение: Учебная литература, 1997.

Хрестоматия для дошкольников 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей.( Сост. Н.П. Ильчук и др.-1-е издание. М., АСТ, 1997.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×