Внедрение ГТО в начальной школе | Чикидова Альбина Егоровна. Работа №325217
Внедрение ГТО в начальной школе
Введение
Для школьников, спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. Человека со спортивной закалкой можно узнать сразу – подтянутый, сильный, уверенный, бодрый, весёлый, жизнерадостный. Они добиваются успеха благодаря своему старанию. Также спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей.
Проблема в том, что учащихся, которые активно занимаются спортом - очень мало. Чтобы исправить эту ситуацию с физическим воспитанием детей в России президент РФ В.В. Путин предложил воссоздать физкультурный комплекс ВФСК «ГТО» (Готов к труду и обороне).
Согласно данным медико-социальной службы нашей школы, в настоящее время из 371 обучающихся с 1 по 4 класс, хронические заболевания имеют 96 детей – это очень много. 37 – инвалиды детства. Самые распространенные заболевания среди детей и детей с ОВЗ – это болезни нервной системы, опорно - двигательного аппарата, психического расстройства, зрения, врожденные аномалии болезни уха и речи.
Данные ежегодного медосмотра учащихся нашей школы говорят о том, что обучающиеся подвержены следующим заболеваниям: нарушение зрения - 19 учащихся, нарушение осанки 21 учащихся, плоскостопие – 9, ожирение – 3 учащихся.
К основной группе здоровья относятся 275 обучающихся , с отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке. Кроме того таким школьникам разрешено посещать спортивные секции, кружки и пр., а также участвовать в разного рода соревнованиях, спортивных праздниках и т.п.
В подготовительной группе относятся 96 обучающихся, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физической подготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья.
Цель физического воспитания таких школьников состоят в том, чтобы повысить уровень их физической подготовки до нормального. Есть некоторые индивидуальные ограничения в занятиях в спортивных секциях.
В специальной медицинской группе относятся дети с заболеваниями преимущественно хронического течения с обратимыми (подгруппа А) или необратимыми (подгруппа Б) изменениями в организме. Для них разрабатывается специальная программа физического воспитания в соответствии с характером имеющейся патологии. К этой группе относятся - 37 детей.
Внедрение ГТО в начальной школе
Учитель физической культуры МОБУ СОШ №35 Чикидова А.Е.
г. Якутск
Содержание
Введение
1. Мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов.
2. Физкультурно - оздоровительные мероприятия как один из основных направлений подготовки учащихся к сдачам нормативов ГТО
3. Анкета учащихся по ГТО.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для школьников, спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. Человека со спортивной закалкой можно узнать сразу – подтянутый, сильный, уверенный, бодрый, весёлый, жизнерадостный. Они добиваются успеха благодаря своему старанию. Также спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей.
Проблема в том, что учащихся, которые активно занимаются спортом - очень мало. Чтобы исправить эту ситуацию с физическим воспитанием детей в России президент РФ В.В. Путин предложил воссоздать физкультурный комплекс ВФСК «ГТО» (Готов к труду и обороне).
Согласно данным медико-социальной службы нашей школы, в настоящее время из 371 обучающихся с 1 по 4 класс, хронические заболевания имеют 96 детей – это очень много. 37 – инвалиды детства. Самые распространенные заболевания среди детей и детей с ОВЗ – это болезни нервной системы, опорно - двигательного аппарата, психического расстройства, зрения, врожденные аномалии болезни уха и речи.
Данные ежегодного медосмотра учащихся нашей школы говорят о том, что обучающиеся подвержены следующим заболеваниям: нарушение зрения - 19 учащихся, нарушение осанки 21 учащихся, плоскостопие – 9, ожирение – 3 учащихся.
К основной группе здоровья относятся 275 обучающихся , с отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке. Кроме того таким школьникам разрешено посещать спортивные секции, кружки и пр., а также участвовать в разного рода соревнованиях, спортивных праздниках и т.п.
В подготовительной группе относятся 96 обучающихся, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физической подготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья.
Цель физического воспитания таких школьников состоят в том, чтобы повысить уровень их физической подготовки до нормального. Есть некоторые индивидуальные ограничения в занятиях в спортивных секциях.
В специальной медицинской группе относятся дети с заболеваниями преимущественно хронического течения с обратимыми (подгруппа А) или необратимыми (подгруппа Б) изменениями в организме. Для них разрабатывается специальная программа физического воспитания в соответствии с характером имеющейся патологии. К этой группе относятся - 37 детей.
Список учащихся начального общего образования МОБУ СОШ№ 35
с 2019 по 2023 учебный год
Учебные годы
Класс
Всего
Учащиеся отнесенные СМГ
Дети с ОВЗ
Всего детей
Приняли участие в сдаче ГТО
Из них дети и дети с ОВЗ
2019-20
1
74
11
12
213
0
0
2
45
7
5
0
0
3
51
7
7
7
0
4
43
9
4
12
0
2020-21
1
112
16
10
288
15
-
2
79
14
11
26
2
3
48
5
3
17
1
4
49
9
5
11
-
2021-22
1
116
26
21
355
29
1
2
112
32
10
27
3
3
78
20
9
19
1
4
49
11
45
11
-
2022-23
1
67
21
9
371
32
1
2
88
17
7
38
2
3
102
26
13
43
-
4
114
32
9
51
1
Анализ хронических заболеваний среди детей
№
Классификация болезней
2019-20
2020-21
2021-22
2022- 23
1.
Болезни нервной системы
13
15
15
11
2.
Мочеполовой системы
6
4
3
1
3.
Сердечно сосудистой
3
3
2
2
4.
Эндокринные
5
3
5
1
5.
Интеллектуальным нарушением
3
1
3
3
6.
Нарушением слуха
4
4
6
6
7.
Нарушение зрения
11
15
17
19
8.
Дерматит
4
5
2
-
9.
Опорно-двигательного аппарата нарушение осанки, плоскостопия).
30
33
30
35
10.
Болезни кровообращения
4
2
1
4
11.
Нарушение речи
7
8
6
14
Всего детей
90
93
90
96
Дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья
по классификациям болезней
№
Классификация болезней
2019-20
2020-21
2021-22
2022-23
1.
Болезни нервной системы
8
8
9
12
2.
Мочеполовой системы
-
-
-
-
3.
Сердечно сосудистой
1
-
-
1
4.
Эндокринные
1
1
-
-
5.
Интеллектуальным нарушением
5
4
4
4
6.
Нарушением слуха
9
7
7
6
7.
Нарушение зрения
-
1
-
3
8.
Дерматит
1
2
2
1
9.
Опорно-двигательного аппарата
5
4
2
5
10.
Болезни кровообращения
2
-
-
-
11.
Нарушение речи
3
3
6
5
Всего детей
35
30
30
37
Проанализировав мониторинг здоровья учащихся, мы пришли к выводу о необходимости поиска новых активных форм в работе со школьниками по формированию у них устойчивых навыков здорового стиля жизни.
Для улучшения здоровья детей и приобщению к регулярным занятиям физической культурой и спортом считаем пропаганду и внедрения ВФСК ГТО, так как его целью являются укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество учащихся начальных классов к участию в сдаче норм ВФСК ГТО, а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, вовлекать учащихся в различные спортивные секции и кружки.
Цель: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК ГТО.
Задачи:
Формирование у учащихся осознанной потребности в занятиях спортом и в целом здоровом образе жизни.
Разработать и обеспечить систему мероприятий по внедрению комплекса ГТО.
Организовать образовательную деятельность и просвещение по внедрению комплекса ГТО среди детей.
Охват наибольшего количества обучающихся начальных классов при внедрении ВФСК «ГТО» в МОБУ СОШ №35 г. Якутск.
Ожидаемые результаты: одним из главных результатов проекта «Внедрение ГТО в начальной школе» является привлечение детей, отнесённых к основной группе здоровья и детей с ОВЗ к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Увеличение количества учащихся, приступивших к сдаче норм ГТО.
Привлечение и активное участие по внедрению комплекса ГТО педагогов, родителей.
При этом необходимы условия для сдачи норм ВФСК ГТО и повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Также важным результатом является 100% информированность учащихся о содержании ВФСК ГТО и его истории в нашей стране.
Время и место реализации проекта:
февраль 2020 – февраль 2023, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Якутска средняя общеобразовательная школа № 35
Участники проекта:
Учащиеся начальных классов МБОУ «СОШ №35», педагоги, родители учащихся.
Данные для проекта получены
от
:
Учителя физкультуры;
Классные руководители;
Медико-социальная служба
школы.
Имеющаяся материально – техническая база:
Спортивный зал.
Бассейн.
Тренажерный зал.
Спортивная площадка.
Спортивная площадка с беговыми дорожками.
Сведения о практической апробации проекта
Учащиеся школы приняли участие во всероссийских, городских соревнованиях и акциях: «Кросс нации», «Игры предков!», «Спорт для -Всех!», «Я и ГТО», «Отцовский патруль», «Настольные национальные игры», «Олимпийские надежды », «Фестиваль ГТО», «Здоровый человек – здоровое будущее».
Принимают активное участие в ежегодно проводимых школьных соревнованиях:
«Веселые старты», «Полоса препятствия», «Национальные настольные игры», «Мама папа и Я спортивная семья» День оздоровительного бега и ходьбы, «Смотр песни и строя», «Перетягивание каната», легкоатлетической эстафете, спортивное многоборье, «Мы готовы к ГТО!» и в др.
Были подготовлены буклеты «Как сдать нормативы ГТО», информационные стенды «ВСФК ГТО».
В течение года в школе работают секции: шахматы, подвижные игры с элементами спортивных игр, ритмика, плавание, шахматы.
Учащиеся участвуют в конкурсах, пропагандирующих здоровый образ жизни и занятия физической культурой и спортом.
Проведено родительское собрание «Значение комплекса ГТО для физического развития школьников». Для педагогов проведён семинар по внедрению комплекса ГТО.
Условия реализации проекта
Критерии реализации проекта:
1. Участие и победы в спортивных конкурсах и соревнованиях различных уровней.
2. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
3. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
4. Современно оборудованные спортивные залы.
Индикаторы реализации проекта:
мониторинг состояния здоровья;
посещение спортивных кружков и секций
(
до 60% учащихся);
участие в спортивных конкурсах и соревнованиях;
выполнение нормативов ГТО.
Основные принципы ГТО
Комплекс ГТО построен на принципах : доступность, добровольность, доступ врача, для здоровья. Только участие на добровольной основе в данном проекте может помочь добиться поставленной цели. А основной целью государства является воспитание здоровой нации. Добровольное участие может происходить через осознание человеком всей значимости данного мероприятия.
Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов и нормативов ВФСК ГТО занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре.
Безусловно, без основ правильной физической подготовки нормативы ГТО в школах покажется сдать нереально. Поэтому детям рекомендуется помимо посещения уроков физической культуры следить за своим двигательным режимом в течение недели. Систематическая подготовка это ежедневный труд по созданию своего здорового организма.
Одним из условий в привлечении школьников к активным занятиям физическими упражнениями, спортом играет организация и проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и особенно соревнований по сдаче норм комплекса ГТО.
Одних уроков физической культуры недостаточно, поэтому в школе традиционно проводятся физкультурно - оздоровительные мероприятия, которые состоят из двух основных разделов:
1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия во время учебного процесса, к ним относятся урок физкультуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене.
2. Спортивно-оздоровительная массовая работа – она включает в себя массовые соревнования, спортивные праздники, конкурсы.
Для повышение работоспособности и улучшение самочувствие детей, классные руководители и учащиеся проводят в начале учебного дня утренние зарядки. Чтобы снять утомление, повышать умственную активность обучающихся, проводятся физкультминутки во время уроков.
Дежурные классы во время длительных перемен организуют динамические перемены. Игры и физические упражнения на переменах полезное средство активного отдыха, улучшения здоровья и возвращения к учебному процессу.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций. Спортивные секции созданы для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивных секций, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача.
С 1-го по 4-й класс работают спортивные секции, кружки:
«Подвижные игры с элементами спортивных игр»;
«Якутские настольные игры»;
«Шахматы»;
«Легкая атлетика»;
«Подвижные игры».
«Ритмика»;
«Плавание».
Здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Но не только школа, но и семья играет в этом немаловажную роль.
Ежегодно с родительский комитет школы проводит соревнования «Папа, Мама, Я - спортивная семья», День оздоровительного бега и ходьбы. Однодневные походы, экскурсии на природе. Помогают на организацию спортивных мероприятий и на судейство, в жюри спортивных соревнований. Родители, участвуя в мероприятиях своим примером, прививают интерес своим детям к спорту и здоровому образу жизни.
С 2020 учебного года начали внедрять новый Всероссийский проект физкультурно-спортивного Комплекса «ГТО», где приняли участие:
2020 у.г. - 21 учащихся из них дети с ОВЗ - 0;
2021 у.г. - 69 учащихся из них дети с ОВЗ - 3;
2022 у.г. -86 учащихся из них дети с ОВЗ -4;
2023 у.г. – 164 учащихся из них дети с ОВЗ -4;
Как нам известно, сегодня каждый гражданин РФ может определить уровень своей физической подготовленности, выполнив нормативы ВФСК ГТО.
В том числе и дети с нарушением интеллекта, с нарушением слуха и зрения с поражением опорно- двигательного аппарата могут принять участие в ВФСК ГТО, поскольку данная категория лиц также нуждается в самоактуализации и самореализации своих возможностей.
Учащиеся освобожденные по результатам медосмотра, отнесенные к подготовительной и специальной медицинским группам, участвовали в различных викторинах, конкурсах.
Все мероприятия приуроченные ознакомлению с программой ГТО школьники воспринимали с интересом, а также принимали активное участие в сдаче норм Комплекса «ГТО».
Учебные
годы
Количество
детей
Приняли участие в сдаче ГТО
Из них дети с ОВЗ
Золото
Серебро
Бронза
Общее
количество
2019-20
213
21
-
-
-
-
-
2020-21
288
69
3
1
7
5
13
2021-22
355
86
4
3
7
3
13
2022-23
371
164
4
2
12
4
18
Достижения обучающихся физкультурно - спортивного комплекса (ГТО) размещены в сайте школы, награждены грамотами.
Учителя, классные руководители и медицинские работники проводят с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. Тема санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта.
организация встреч со спортсменами;
проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.
Проводятся соответствующие лекции школьникам теоретических сведений по физической культуре формируются по следующим направлениям:
Знание физической культуры и спорта;
Правила гигиены занятий физическими упражнениями;
Ознакомление с комплексом учебных нормативов;
Влияние образа жизни на состояние здоровья;
Основные методики самостоятельных занятий;
Олимпийские игры;
Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.
Хорошей традицией стало ежегодно проводимые спортивно- массовые мероприятия. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Они являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.
Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Внеклассные спортивно- массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:
Недели физической культуры и ОБЖ, в которую входят конкурсы рисунков и стенгазет о спорте и ЗОЖ, викторины о спорте, весёлые старты, эстафеты, полоса препятствия,
танцевальный
флешмоб
, предметная олимпиада;
Дни здоровья;
Дни оздоровительного бега и ходьбы;
Перетягивания каната;
Якутские настольные игры;
Соревнования по шахматам;
Смотр песни и строя;
Сдача нормативов ВФСК ГТО;
Спортивные праздники и т.д.
В таких мероприятиях дети могут реализовать себя, следить за своим двигательным режимом в течении дня не принимая участия в спортивных соревнованиях, требующих высокого уровня физической подготовленности.
Заключение
Изучив состояние здоровья наших школьников, проанализировав мнение детей, мы пришли к выводу, что возрождение физкультурного комплекса благотворно повлияет на физическое совершенствование и воспитание школьников, а так же привлечёт к занятиям физкультурой и работающую часть населения. Актуальность выбранной темы очевидна.
Введение ГТО в школах – это необходимый процесс для воспитания личности ребенка. Это помогает выработать у него такие человеческие качества, как выносливость, стремление работать над собой, желание быть здоровым и воспитывать здоровое поколение. Кроме того, данный комплекс способствует развитию не только физической функции организма, но и умственной.
Среди учащихся 1-4 классов МОБУ «СОШ № 35» г. Якутск проводился опрос в феврале 2023 года «Что ты знаешь про ГТО».
Опрос учащихся показал следующие результаты :
№
Вопросы
1-4 классы
да
нет
не знаю
1
Знаете ли вы что такое ВФСК «ГТО»?
57 %
43 %
-
2
Хотите ли вы сдать нормы ВФСК «ГТО»?
38 %
17 %
45%
3
Занимаетесь ли вы спортом?
56%
44%
-
4
Хотите ли вы быть сильным, быстрым, ловким и здоровым?
83%
-
-
По итогам можно заметить, что учащиеся (43%) пока плохо представляют, что такое ВФСК «ГТО», однако, 38% детей готовы попробовать сдать нормативы по ВФСК «ГТО».
Список литературы:
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников. // Школа здоровья, 1994. Т.1. №1. С 13-18.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
3. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). М.: Теория и практика физической культуры, 2002 . – 270 с.
4. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
5. Приказ Минспорта России от 12.02.2019 N 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)»
6. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 N 540 (ред. от 29.11.2018) «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
7. Официальный сайт ВСФК ГТО http://www.gto.ru/