Название статьи:
«Внедрение инклюзивного воспитания детей в группе компенсирующей направленности МДОУ. Индивидуальная работа с детьми с особыми возможностями здоровья» | Осипова Анна Семеновна. Работа №252374
Дата публикации:
22.09.2020
Автор:
Осипова Анна Семеновна
Описание:
Автор: Осипова Анна Семеновна
Инклюзивное образование в современных условиях. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе реализации инклюзивного образования. Опыт инклюзивного образования.
Внедрение инклюзивного воспитания детей в группе компенсирующей направленности МДОУ. Индивидуальная работа с детьми с особыми
возможностями здоровья.
МАДОУ Детский сад № 337, г. о. Самара
учитель-логопед Осипова А. С.
Ребенок, каким бы он ни был – прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.
Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был интеграция. В последние годы в работах зарубежных ученых термин интеграция стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин инклюзия.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах (Образование инвалидов. Материалы по инклюзивному образованию.mht):
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с особыми возможностями здоровья чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с особыми возможностями здоровья в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.
Такой опыт совместной деятельности реализуется на базе МДОУ Детский сад № 312 комбинированного вида г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники группы компенсирующей направленности № 7 Фиалки помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. К тому же в группе есть дети с задержкой интеллектуального и нередко психического развития (8 детей), дети – инвалиды (3 ребенка), дети с синдромом двигательной расторможенности (2 ребенка), один ребенок со стрессом аутического спектра (1 ребенок).
Анализ результатов диагностики детей данной группы и практический опыт, основанный на реализации программ, показывают, что у детей не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Мои воспитанники соматически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи, укреплению здоровья и развитию детей.
Для достижения коррекции речи и развития всех языковых систем у детей с тяжелой речевой патологией используем следующие направления обучения:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- коррекция и развитие правильного произношения, включающее в себя: воспитание артикуляционных навыков, формирование звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
- развитие познавательных процессов.
В работе с детьми применяем как подгрупповую, так и индивидуальную форму работы. Подгрупповые занятия предусматривают реализацию общеобразовательной и коррекционной программы. Индивидуальная же работа направлена на развитие речевых и неречевых функций, постановке звуков.
Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с особыми возможностями здоровья в штате МДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач – педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель-логопед и др. специалисты. Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.
Комплексный подход в коррекции речевых отклонений ребёнка дает положительные результаты. На протяжении 2004 - 2009 г.г., согласно результатам итоговой речевой диагностики (по методике Р.А. Кирьяновой) и заключениям ПМПК, достигнут высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (93%), развития связной речи (87%), лексико-грамматических категорий (91%), словаря (89%), звукопроизношения (92%) у выпускников речевой группы.
Следует особо отметить, что в рамках реализации комплексной целевой программы Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребёнка в ДОУ В.И.Усакова, отработаны эффективные приемы и методы индивидуальной работы с детьми. Реализация программы включает следующие направления работы: диагностика, полноценное питание, система закаливания, организация двигательной активности, создание представлений о здоровом образе жизни, коррекционная работа, лечебно-профилактические мероприятия, Олимпийское воспитание. Нашим воспитанникам очень нравится работа с массажными мячами различной величины и с Сухими бассейнами (емкости для массажа рук с различной крупой), арттерапия, ароматерапия, логопедический и общий массаж, игры для развития мелкой моторики (с бусами, трафаретами, разнообразной крупой, шнурочками, тканями с различной фактурой). Дети с особыми возможностями здоровья наравне со сверстниками принимают участие в воспитательно-образовательных мероприятиях: Олимпийские уроки, Олимпийские игры и КВН-ы, праздники и многие другие досуговые мероприятия.
Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. Внедрены современные подходы к обеспечению физического и психического здоровья. В основу понимания здоровья положено единство физического, психического и психологического здоровья, резервы которого за счет компенсаторных возможностей организма и психики становятся безграничными.
Одним из современных методов работы с детьми с особыми возможностями здоровья и в рамках реализации национального проекта Здоровье, в МДОУ № 312 применяется метод ДЭНС- терапии (регистрационное удостоверение министерства здравоохранения Российской федерации № 29/23030902/5391-03 от 26.06.2003 г.; Санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.17.000.М.000442.05.03 от 19.05.2003 г.). Данное направление работы является одним из приоритетных национальных проектов, реализуемых на базе МДОУ № 312. Метод ДЭНС – терапии:
-объединяет высокие технологии и уникальные разработки российских ученых и врачей;
- медицинские аппараты, которые помогают поддерживать хорошее самочувствие в течение долгих лет;
- прекрасный помощник в профилактике и лечении целого ряда заболеваний.
В физиотерапевтическом кабинете используются ДЭНС – очки, предназначенные для коррекции зрения, Остео - ДЭНС для лечения и профилактики в области шеи, нормализации мозгового кровообращения, аппарат ДиаДЭНС - Т и многослойное одеяло ДЭНАС-ОЛМ-01, которое мы применяем для профилактики болезней и оздоровления организма. Все лечебные процедуры проводятся с согласия и по желанию родителей и по назначению врача. Безопасное воздействие и мягкие лечебные эффекты ДЭНС-импульсов позволяют использовать аппараты домашней физиотерапии у детишек любых возрастов, принося им здоровье, а родителям – радость. На базе медицинского колледжа родители и сотрудники неоднократно проходят обучение и повышение квалификации по методу ДЭНС – терапии.
Педагогический коллектив в совершенстве овладел педагогическими технологиями, обеспечивающими быструю адаптацию ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим МДОУ.
Родители детей с особенностями развития часто боятся, как примут его ребенка сверстники.
Дело в том, что мы очень много, сами того не понимая, невербально сообщаем детям. Ребенок-дошкольник не осознанно зеркалит поведение взрослого. Если мама, идя с ребенком по улице, видит малыша в инвалидной коляске и, не зная, как себя вести, поеживается, переходит на другую сторону, чтобы не видеть неприятного, ее ребенок в дальнейшем будет воспринимать подобные встречи как некую опасность. Хотя, быть может, она ничего не сказала. А если мама открыта к общению, взаимодействию, не боится, не выделяет инвалида из толпы, соответственно, так же будет вести себя и ребенок. Дети в раннем возрасте обычно не осознают разницу между обычными сверстниками и с особенностями. Они начинают замечать различия к пяти годам, не раньше. Маленькие дети обращают внимание на другие вещи: что кто-то не делится игрушками, кто-то бегает быстрее, у кого-то рыжие волосы. Для них важнее эти признаки. С возрастом эта проблема становится серьезнее. Когда дети с особенностями развития не успевают усваивать какие-то программные требования, другим сложно понять, почему этим детям делают снисхождения, предъявляют более мягкие требования. Как объяснить детям подобную несправедливость?
Здесь очень важно найти правильные слова. Не стоит говорить, что ребенок с особенностями слабый, просто он другой. Можно сказать: Ты хорошо прыгаешь, а он хорошо поет; он умеет дружить, но вот это у него не получается. У тебя тоже, может, что-то хуже получается. Но мы, же понимаем, что это временно.
Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов нормативных детей и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера стояло на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это прежде всего партнеры. В инклюзивных детских садах специалисты очень много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея – наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается. В интегративном детском саду учитываются потребности не только детей с дефицитами физического и психического развития, но и одаренных воспитанников. В МДОУ № 312 организован танцевальный кружок по спортивным танцам, кружки по шахматам и шашкам; кружок Юный исследователь. Воспитатели и педагоги находят такие виды занятий, которые интересны всем детям.
Помимо инклюзивных групп в детском саду есть обычные группы физиологической направленности. Необходима тонкая вариативность. Нельзя огульно сказать: Все в инклюзию, это лишь одна краска в палитре образования.
Считаю, что сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом центры психолого-медико-социального сопровождения (например, такие как центр Сознание Октябрьского района г.Красноярска) выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.
Скачать работу
возможностями здоровья.
МАДОУ Детский сад № 337, г. о. Самара
учитель-логопед Осипова А. С.
Ребенок, каким бы он ни был – прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.
Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был интеграция. В последние годы в работах зарубежных ученых термин интеграция стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин инклюзия.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах (Образование инвалидов. Материалы по инклюзивному образованию.mht):
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с особыми возможностями здоровья чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с особыми возможностями здоровья в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.
Такой опыт совместной деятельности реализуется на базе МДОУ Детский сад № 312 комбинированного вида г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники группы компенсирующей направленности № 7 Фиалки помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. К тому же в группе есть дети с задержкой интеллектуального и нередко психического развития (8 детей), дети – инвалиды (3 ребенка), дети с синдромом двигательной расторможенности (2 ребенка), один ребенок со стрессом аутического спектра (1 ребенок).
Анализ результатов диагностики детей данной группы и практический опыт, основанный на реализации программ, показывают, что у детей не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Мои воспитанники соматически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи, укреплению здоровья и развитию детей.
Для достижения коррекции речи и развития всех языковых систем у детей с тяжелой речевой патологией используем следующие направления обучения:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- коррекция и развитие правильного произношения, включающее в себя: воспитание артикуляционных навыков, формирование звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
- развитие познавательных процессов.
В работе с детьми применяем как подгрупповую, так и индивидуальную форму работы. Подгрупповые занятия предусматривают реализацию общеобразовательной и коррекционной программы. Индивидуальная же работа направлена на развитие речевых и неречевых функций, постановке звуков.
Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с особыми возможностями здоровья в штате МДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач – педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель-логопед и др. специалисты. Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.
Комплексный подход в коррекции речевых отклонений ребёнка дает положительные результаты. На протяжении 2004 - 2009 г.г., согласно результатам итоговой речевой диагностики (по методике Р.А. Кирьяновой) и заключениям ПМПК, достигнут высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (93%), развития связной речи (87%), лексико-грамматических категорий (91%), словаря (89%), звукопроизношения (92%) у выпускников речевой группы.
Следует особо отметить, что в рамках реализации комплексной целевой программы Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребёнка в ДОУ В.И.Усакова, отработаны эффективные приемы и методы индивидуальной работы с детьми. Реализация программы включает следующие направления работы: диагностика, полноценное питание, система закаливания, организация двигательной активности, создание представлений о здоровом образе жизни, коррекционная работа, лечебно-профилактические мероприятия, Олимпийское воспитание. Нашим воспитанникам очень нравится работа с массажными мячами различной величины и с Сухими бассейнами (емкости для массажа рук с различной крупой), арттерапия, ароматерапия, логопедический и общий массаж, игры для развития мелкой моторики (с бусами, трафаретами, разнообразной крупой, шнурочками, тканями с различной фактурой). Дети с особыми возможностями здоровья наравне со сверстниками принимают участие в воспитательно-образовательных мероприятиях: Олимпийские уроки, Олимпийские игры и КВН-ы, праздники и многие другие досуговые мероприятия.
Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. Внедрены современные подходы к обеспечению физического и психического здоровья. В основу понимания здоровья положено единство физического, психического и психологического здоровья, резервы которого за счет компенсаторных возможностей организма и психики становятся безграничными.
Одним из современных методов работы с детьми с особыми возможностями здоровья и в рамках реализации национального проекта Здоровье, в МДОУ № 312 применяется метод ДЭНС- терапии (регистрационное удостоверение министерства здравоохранения Российской федерации № 29/23030902/5391-03 от 26.06.2003 г.; Санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.17.000.М.000442.05.03 от 19.05.2003 г.). Данное направление работы является одним из приоритетных национальных проектов, реализуемых на базе МДОУ № 312. Метод ДЭНС – терапии:
-объединяет высокие технологии и уникальные разработки российских ученых и врачей;
- медицинские аппараты, которые помогают поддерживать хорошее самочувствие в течение долгих лет;
- прекрасный помощник в профилактике и лечении целого ряда заболеваний.
В физиотерапевтическом кабинете используются ДЭНС – очки, предназначенные для коррекции зрения, Остео - ДЭНС для лечения и профилактики в области шеи, нормализации мозгового кровообращения, аппарат ДиаДЭНС - Т и многослойное одеяло ДЭНАС-ОЛМ-01, которое мы применяем для профилактики болезней и оздоровления организма. Все лечебные процедуры проводятся с согласия и по желанию родителей и по назначению врача. Безопасное воздействие и мягкие лечебные эффекты ДЭНС-импульсов позволяют использовать аппараты домашней физиотерапии у детишек любых возрастов, принося им здоровье, а родителям – радость. На базе медицинского колледжа родители и сотрудники неоднократно проходят обучение и повышение квалификации по методу ДЭНС – терапии.
Педагогический коллектив в совершенстве овладел педагогическими технологиями, обеспечивающими быструю адаптацию ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим МДОУ.
Родители детей с особенностями развития часто боятся, как примут его ребенка сверстники.
Дело в том, что мы очень много, сами того не понимая, невербально сообщаем детям. Ребенок-дошкольник не осознанно зеркалит поведение взрослого. Если мама, идя с ребенком по улице, видит малыша в инвалидной коляске и, не зная, как себя вести, поеживается, переходит на другую сторону, чтобы не видеть неприятного, ее ребенок в дальнейшем будет воспринимать подобные встречи как некую опасность. Хотя, быть может, она ничего не сказала. А если мама открыта к общению, взаимодействию, не боится, не выделяет инвалида из толпы, соответственно, так же будет вести себя и ребенок. Дети в раннем возрасте обычно не осознают разницу между обычными сверстниками и с особенностями. Они начинают замечать различия к пяти годам, не раньше. Маленькие дети обращают внимание на другие вещи: что кто-то не делится игрушками, кто-то бегает быстрее, у кого-то рыжие волосы. Для них важнее эти признаки. С возрастом эта проблема становится серьезнее. Когда дети с особенностями развития не успевают усваивать какие-то программные требования, другим сложно понять, почему этим детям делают снисхождения, предъявляют более мягкие требования. Как объяснить детям подобную несправедливость?
Здесь очень важно найти правильные слова. Не стоит говорить, что ребенок с особенностями слабый, просто он другой. Можно сказать: Ты хорошо прыгаешь, а он хорошо поет; он умеет дружить, но вот это у него не получается. У тебя тоже, может, что-то хуже получается. Но мы, же понимаем, что это временно.
Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов нормативных детей и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера стояло на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это прежде всего партнеры. В инклюзивных детских садах специалисты очень много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея – наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается. В интегративном детском саду учитываются потребности не только детей с дефицитами физического и психического развития, но и одаренных воспитанников. В МДОУ № 312 организован танцевальный кружок по спортивным танцам, кружки по шахматам и шашкам; кружок Юный исследователь. Воспитатели и педагоги находят такие виды занятий, которые интересны всем детям.
Помимо инклюзивных групп в детском саду есть обычные группы физиологической направленности. Необходима тонкая вариативность. Нельзя огульно сказать: Все в инклюзию, это лишь одна краска в палитре образования.
Считаю, что сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом центры психолого-медико-социального сопровождения (например, такие как центр Сознание Октябрьского района г.Красноярска) выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.