Внедрение инновационных технологий на занятиях. | Галактионова Ирина Юрьевна. Работа №338643
Применение на занятиях инновационных технолгий развивает логическое и критическое мышление, воображение, самостоятельность. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. а эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка. Таким образом, мы видим, что инновационные технологии, такие как проектная, исследовательская дятельность, информационно-коммуникаивные технологии повышвют познавательный процесс учащихся, развивают логическое и творческое мышление.
Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
Для процесса обучения существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые преподаватель использует при организации и проведения занятий.
Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Таким образом, технология обучения - это то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.
Выбранная технология в любом случае должна базироваться на доверии педагогическому профессионализму учителя; на соблюдении физиолого-гигиенических нормах работы учащихся; гарантированности образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса и сохранении комфортности ученика и учителя.
С овладения технологией конструирования образовательного процесса начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Технология представляет формирование методического видения учебного процесса на учебный год. С этого начинается использование технологии. В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий я выделила:
Личностно-ориентированный подход;
Деятельностный подход;
Здоровьесберегающие технологии;
Арт-технологии;
Игровые технологии;
Тестовые технологии и др.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными. Новые технологии не отбрасывают преподнесения информации ученикам, а просто меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Арт-технологии и игровые технологии позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников 1 ступени основной формой деятельности остается игровая деятельность. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья. Сохранение здоровья школьников начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса. Учитель должен соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым и инновационные технологии помогут нам в этом.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Творческая проработка новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения – всё это новшества в образовании. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие нововведение является синонимом понятия инновация.
В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: - социально-экономическом; - психолого-педагогическом; - организационно-управленческом.
От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый.
Инновационный процесс состоит из:
1)создания2)освоения3)применения новшеств.
Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.
Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Нам ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования.
Занимаясь инновацией, мы так же должны знать, что инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Нашей инновационной деятельностью стали:
технология деятельностного метода на уроках математики;
технологии оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения;
технология работы с портфолио;
интерактивные технологии;
информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии).
Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении. Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.
Нам, учителям, нередко бывает трудно выбрать тему исследования или проблему для проекта, а ведь и темы, и проблемы эти можно брать из окружающей действительности, из жизни. Часто нам подсказывают дети. Детям интересен сам процесс деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты, сравнение результатов, то есть происходила творческая самореализация учащихся.
Не стоит забывать, что темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать!
Учащиеся могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, таблицы, диаграммы, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.
Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость.
Очень важным, на мой взгляд, является то, что в исследовательской и проектной деятельности практически всегда устанавливаются межпредметные связи. Это вызывает большой интерес и энтузиазм у школьников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им кажется, не связанные между собой предметы.
После выполнения проекта я предлагаю своим ребятам такую “мишень”, которая является оценкой успешности на данном этапе. Каждый ученик должен “выстрелить” в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель. Учащиеся с удовольствием используют её для оценки своей работы.
Таким образом, ученики оценивают не только полезность данной деятельности, но и, занимаясь самонаблюдением, оценивают свою работу, что очень важно для формирования самооценки, самоконтроля, саморазвития учащихся.
Итак, мы выяснили, что и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, воспитания подрастающего поколения. Ведь данная деятельность формирует поисковые (исследовательские) умения:
способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы,
самостоятельно принимать решения,
находить несколько вариантов решения проблемы;
умение устанавливать причинно-следственные связи
Развивает коммуникативные навыки:
умение работать в команде;
умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс
Формирует навыки оценочной деятельности и развивает презентационные умения и навыки
навыки монологической речи;
умение уверенно держаться во время выступления;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на поставленные вопросы.
Раскрывает индивидуальный потенциал учащихся.
Но не только исследование и проектирование ценны для современного образования, с каждым годом всё большее значение в учебном процессе приобретают информационные технологии. Они позволяют:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Действительно, компьютер эффективно заменил классические средства воспроизведения аудио и видеоматериалов. Это и прекрасные фильмы о звуках и буквах, “Математический конструктор”, благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. Современная детская энциклопедия “Кирилла и Мефодия” помогает разнообразить урок применением интерактивных карт, игр, показом различных опытов и сюжетов, панорам природных зон. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.
Если же возникает потребность аккумулировать необходимые учебные материалы, представить их в удобной на данный момент форме, то я использую программу создания электронных презентаций Microsoft Power Point. Интеллектуальные игры помогают при повторении изученного материала. Создаю “слайд – сказки”, с помощью которых не только проверяю вычислительные навыки, умение решать различные задачи, но и прививаю любовь к литературе, формирую чувство эмпатии.
Для проверки усвоения знания по отдельным предметам использую, различные тесты: фронтальные и индивидуальные, которые создаю в программе Microsoft Excel.
Благодаря использованию интерактивной доски активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается интерес к учению, развиваются творческие способности.
Ребята любят такие уроки, они очень активны, им всё интересно. Увеличивается объём выполняемой работы, эффективность урока. Такие уроки активизируют познавательный процесс, развивают внимание у учащихся, память; прививают самостоятельность, что немаловажно для учащихся начальной школы.
Таким образом, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Значит, данная работа эффективна, полезна. Таким образом, мы видим, что инновационные технологии, такие как проектная, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии
повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения;
развивают логическое и творческое мышление;
формируют умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.
Если несколько абстрагироваться, то видение процесса инновации в образовании такой:
во-первых – это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей;
во-вторых – это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.
Литература:
А.Гутников, В.Пронькин, “Живое право” - Санкт –Петербург-2001г
И.С.Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся” Москва Издательство “АРКТИ” - 2004 год.
Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” №6-2007 г.
Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - Москва “Сентябрь” 1996год.
“Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001г.