Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 09.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Внедрение со-бытийного подхода в современную практику образовательного процесса | Игнатьева Елена Викторовна. Работа №301769

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на

поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой

поддержки.

В связи с изменениями, происходящими в российской системе образования, а в

частности внедрение и реализация ФГОС требует от нас, педагогов иного подхода

к построению современного образовательного пространства. Для этого

необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности,

уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро

изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.

Рассмотрим термин «воспитание» со стороны традиционного подхода. Оно

трактуется следующим образом : воспитание – это передача старшими

поколениями социального опыта и активное его усвоение, и воспроизведение

новыми поколениями.

И вот каким представляется воспитание будущего: воспитание-это активное

социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-

бытия).

«Внедрение со-бытийного подхода в современную

практику образовательного процесса»

 

 

«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенным

настоящим и, следовательно, не готовым к будущему»

Чарльз В. Элиот

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на

поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой

поддержки.

В связи с изменениями, происходящими в российской системе образования, а в

частности внедрение и реализация ФГОС требует от нас, педагогов иного подхода

к построению современного образовательного пространства. Для этого

необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности,

уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро

изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.

Рассмотрим термин «воспитание» со стороны традиционного подхода. Оно

трактуется следующим образом : воспитание – это передача старшими

поколениями социального опыта и активное его усвоение, и воспроизведение

новыми поколениями.

И вот каким представляется воспитание будущего: воспитание-это активное

социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-

бытия).

Еще А. С. Макаренко говорил о том, биографические изменения в структуре

личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а

революционного развития. В эволюционном порядке собираются,

подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной

структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты,

взрывы, потрясения, эмоционально насыщенные, незабываемые дела, которые были

бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения

приоритета индивидуальности ребенка. ФГОС дошкольного образования

представлены новыми целевыми ориентирами, направленными на:

желание сделать жизнь детей более интересной;

содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми,

родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в

педагогической среде наблюдается интерес к понятию «событийный подход» что

связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребенка.

По мнению А. Г. Асмоловаобразовательное событие является завершнным

актом деятельности – от мотива до результата, и «рассказ» об этом акте «самому

себе» и другому». Понятно, что «рассказ самому себе» – это тот или иной уровень

рефлексии «прожитого события», а «рассказ другому» – это «сообщение о существенном факте». И здесь важно ясно сознавать – события нет без его

«деятельностного фундамента» – «деяние» должно реально случиться, но события

нет и без его рефлексии и «сообщения» о нм всем окружающим.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном

подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных,

доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний,

сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра,

рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное

общение на доступном ребенку уровне понимании.

Со-бытийность для детей…

1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к

самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности

и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до

конца.

2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими

поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им

сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Со-бытийность для педагогов…

Со-бытийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и

самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным

источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения

поставленного вопроса.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с

детьми.

Единицей проектирования в событийном подходе является образовательное

событие.

Каждое событие-это мероприятие, однако, не каждое мероприятие

представляет собой событие.

Чем же «образовательное событие» отличается от «мероприятия»?

В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается

«условное обобщенное название всякого более или менее организованного

взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Мероприятия включают в себя

праздники, развлечения, проектную деятельность, тематические вечера и другие

виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение

мероприятий ложится в основном на плечи музыкального руководителя и

воспитателя. Родители же являются в лучшем случае благодарными зрителями, а в

худшем пассивными наблюдателями. Встал вопрос, каким образом сделать

родителей активными участниками образовательных отношений. И тут на помощь

приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы

А. С. Макаренко, который отмечал, как говорилось ранее, что большое значение в

жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный

эмоциональный отклик.

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются

специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе

которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают

опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам

и удачам других. Любой из участников образовательного события – это

действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность,

свои переживания. То есть образовательное событие выступает средством

расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого

воспитанника.

Как мыслил Б. Д. Эльконин «событие не является следствием и

продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом

этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть

осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип

поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его

освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие

предполагает очень серьзную, трудную и напряженную работу и переживание»

Образовательное событие – это

Значимое творческое действие.

Открытие смысла происходящего для каждого участника.

То, что развивает и то, что развивается.

То, что вместе создается, но индивидуально понимается.

Способ жизнетворчества человека.

Уникальное действие, которое нельзя повторить.

Где могут происходить события?1. В пространстве внутреннего мира человека

2. В пространстве дискурса (речи, выступления)

3. В физическом пространстве помещения, в котором происходит само событие.

В настоящее время образовательный процесс в ДОУ строится на основе

комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому

«событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более

интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации

комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркое событие в литературном художественном произведении;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения

новых, необычных интересных предметов;

• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной

группы).

Примерные темы образовательных событий (Н. В. Федина) :

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День

России, День защитника Отечества);

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год,

Праздник весны и труда, День матери);

• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные

образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного

процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное

пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой

личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести

знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к

педагогической деятельности, а ребенка к обучению. 6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной

деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки

саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход рассматривается как педагогическая технология

организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива

и отдельной личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована

на различных уровнях: в процессе проведения образовательной деятельности, в

процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий,

дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и

импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди

которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями

детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы осуществления образовательного события

1 этап Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом

плане работы учреждения.

2 этап Определение целей и задач предстоящего образовательного события,

планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие

дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события,

определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель

достижения поставленной цели.

3 этап Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети

получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь

проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята

готовят тематические материалы.

4 этап Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент

действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения,

творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов

деятельности.

5 этап Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. По итогам

проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями. Подготовка к образовательному событию- это творческий процесс и совместная

деятельность педагога, детей и родителей, где каждый находит себе место и познает

новые возможности своих личностных качеств.

Проектирование и реализация образовательного события

Шаг № 1

Ради чего?

Определите целевой ориентир, ради

достижения которого вы планируете

организовать образовательное событие

в группе.

Шаг № 2

Что хотелось бы

получить?

Проанализируйте, какими будут

возможные результаты осуществления

запланированного образовательного

события?

Шаг № 3

Какой дорогой идти?

Определите, в рамках какого

направления вы планируете

организовать образовательное событие?

(социально-коммуникативное, речевое,

познавательное, художественно-

эстетическое, физическое)

Шаг № 4

Как подготовиться?

Составьте краткий план подготовки

участников к предстоящему событию

(беседы, ситуативные диалоги,

исследовательская деятельность,

просмотр презентации, НОД и др.)

Шаг № 5

Что будет

происходить во

время

образовательного

события?

Опишите краткое содержание

образовательного события :

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть.

Шаг № 6

Ролевое участие

детей родителей в

разных видах

деятельности в

рамках реализации

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-

Исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественнаясобытия Двигательная

Количество участников

Необходимые материалы, подготовка.

Шаг № 7

Какая форма ИКТ

будет использована в

процессе

образовательного

события?

Этап

Название

Цель

Шаг № 8 Рефлексия

Укажите способы фиксации (оценки)

планируемых результатов.

«Событию» в педагогике противостоит «формальное действие», т. е. проходное

мероприятие, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами

присутствующих. Потому так важно правильно расставить приоритеты в пользу

организации событийной деятельности, чтобы эффект грозы, событие для ребенка

запомнился как яркий жизненный артефакт.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×