Внедрение со-бытийного подхода в современную практику образовательного процесса | Игнатьева Елена Викторовна. Работа №301769
Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на
поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой
поддержки.
В связи с изменениями, происходящими в российской системе образования, а в
частности внедрение и реализация ФГОС требует от нас, педагогов иного подхода
к построению современного образовательного пространства. Для этого
необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности,
уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро
изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.
Рассмотрим термин «воспитание» со стороны традиционного подхода. Оно
трактуется следующим образом : воспитание – это передача старшими
поколениями социального опыта и активное его усвоение, и воспроизведение
новыми поколениями.
И вот каким представляется воспитание будущего: воспитание-это активное
социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-
бытия).
«Внедрение со-бытийного подхода в современную
практику образовательного процесса»
«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенным
настоящим и, следовательно, не готовым к будущему»
Чарльз В. Элиот
Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на
поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой
поддержки.
В связи с изменениями, происходящими в российской системе образования, а в
частности внедрение и реализация ФГОС требует от нас, педагогов иного подхода
к построению современного образовательного пространства. Для этого
необходимы новые подходы к проектированию образовательной деятельности,
уход от жестко регламентированных занятий, не учитывающих быстро
изменяющуюся образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей.
Рассмотрим термин «воспитание» со стороны традиционного подхода. Оно
трактуется следующим образом : воспитание – это передача старшими
поколениями социального опыта и активное его усвоение, и воспроизведение
новыми поколениями.
И вот каким представляется воспитание будущего: воспитание-это активное
социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-
бытия).
Еще А. С. Макаренко говорил о том, биографические изменения в структуре
личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а
революционного развития. В эволюционном порядке собираются,
подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной
структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты,
взрывы, потрясения, эмоционально насыщенные, незабываемые дела, которые были
бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны.
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения
приоритета индивидуальности ребенка. ФГОС дошкольного образования
представлены новыми целевыми ориентирами, направленными на:
желание сделать жизнь детей более интересной;
содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.
Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми,
родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в
педагогической среде наблюдается интерес к понятию «событийный подход» что
связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребенка.
По мнению А. Г. Асмолова, образовательное событие является завершнным
актом деятельности – от мотива до результата, и «рассказ» об этом акте «самому
себе» и другому». Понятно, что «рассказ самому себе» – это тот или иной уровень
рефлексии «прожитого события», а «рассказ другому» – это «сообщение о существенном факте». И здесь важно ясно сознавать – события нет без его
«деятельностного фундамента» – «деяние» должно реально случиться, но события
нет и без его рефлексии и «сообщения» о нм всем окружающим.
Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном
подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных,
доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний,
сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра,
рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное
общение на доступном ребенку уровне понимании.
Со-бытийность для детей…
1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к
самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности
и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до
конца.
2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими
поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.
3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им
сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.
Со-бытийность для педагогов…
Со-бытийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и
самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным
источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения
поставленного вопроса.
Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с
детьми.
Единицей проектирования в событийном подходе является образовательное
событие.
Каждое событие-это мероприятие, однако, не каждое мероприятие
представляет собой событие.
Чем же «образовательное событие» отличается от «мероприятия»?
В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается
«условное обобщенное название всякого более или менее организованного
взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Мероприятия включают в себя
праздники, развлечения, проектную деятельность, тематические вечера и другие
виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение
мероприятий ложится в основном на плечи музыкального руководителя и
воспитателя. Родители же являются в лучшем случае благодарными зрителями, а в
худшем пассивными наблюдателями. Встал вопрос, каким образом сделать
родителей активными участниками образовательных отношений. И тут на помощь
приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы
А. С. Макаренко, который отмечал, как говорилось ранее, что большое значение в
жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный
эмоциональный отклик.
В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются
специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе
которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают
опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам
и удачам других. Любой из участников образовательного события – это
действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность,
свои переживания. То есть образовательное событие выступает средством
расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого
воспитанника.
Как мыслил Б. Д. Эльконин «событие не является следствием и
продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом
этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть
осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип
поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его
освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие
предполагает очень серьзную, трудную и напряженную работу и переживание»
Образовательное событие – это
Значимое творческое действие.
Открытие смысла происходящего для каждого участника.
То, что развивает и то, что развивается.
То, что вместе создается, но индивидуально понимается.
Способ жизнетворчества человека.
Уникальное действие, которое нельзя повторить.
Где могут происходить события?1. В пространстве внутреннего мира человека
2. В пространстве дискурса (речи, выступления)
3. В физическом пространстве помещения, в котором происходит само событие.
В настоящее время образовательный процесс в ДОУ строится на основе
комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому
«событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более
интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации
комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :
• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
• яркое событие в литературном художественном произведении;
• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения
новых, необычных интересных предметов;
• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной
группы).
Примерные темы образовательных событий (Н. В. Федина) :
• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День
России, День защитника Отечества);
• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год,
Праздник весны и труда, День матери);
• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные
образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного
процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное
пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой
личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести
знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к
педагогической деятельности, а ребенка к обучению. 6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной
деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки
саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Событийный подход рассматривается как педагогическая технология
организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива
и отдельной личности.
Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована
на различных уровнях: в процессе проведения образовательной деятельности, в
процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий,
дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и
импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди
которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями
детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Этапы осуществления образовательного события
1 этап Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом
плане работы учреждения.
2 этап Определение целей и задач предстоящего образовательного события,
планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие
дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события,
определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель
достижения поставленной цели.
3 этап Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети
получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь
проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята
готовят тематические материалы.
4 этап Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент
действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения,
творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов
деятельности.
5 этап Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. По итогам
проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями. Подготовка к образовательному событию- это творческий процесс и совместная
деятельность педагога, детей и родителей, где каждый находит себе место и познает
новые возможности своих личностных качеств.
Проектирование и реализация образовательного события
Шаг № 1
Ради чего?
Определите целевой ориентир, ради
достижения которого вы планируете
организовать образовательное событие
в группе.
Шаг № 2
Что хотелось бы
получить?
Проанализируйте, какими будут
возможные результаты осуществления
запланированного образовательного
события?
Шаг № 3
Какой дорогой идти?
Определите, в рамках какого
направления вы планируете
организовать образовательное событие?
(социально-коммуникативное, речевое,
познавательное, художественно-
эстетическое, физическое)
Шаг № 4
Как подготовиться?
Составьте краткий план подготовки
участников к предстоящему событию
(беседы, ситуативные диалоги,
исследовательская деятельность,
просмотр презентации, НОД и др.)
Шаг № 5
Что будет
происходить во
время
образовательного
события?
Опишите краткое содержание
образовательного события :
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть.
Шаг № 6
Ролевое участие
детей родителей в
разных видах
деятельности в
рамках реализации
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-
Исследовательская
Продуктивная
Музыкально-художественнаясобытия Двигательная
Количество участников
Необходимые материалы, подготовка.
Шаг № 7
Какая форма ИКТ
будет использована в
процессе
образовательного
события?
Этап
Название
Цель
Шаг № 8 Рефлексия
Укажите способы фиксации (оценки)
планируемых результатов.
«Событию» в педагогике противостоит «формальное действие», т. е. проходное
мероприятие, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами
присутствующих. Потому так важно правильно расставить приоритеты в пользу
организации событийной деятельности, чтобы эффект грозы, событие для ребенка
запомнился как яркий жизненный артефакт.