Внедрение социального проектирования в воспитательную работу | Звегильская Татьяна Викторовна. Работа №319447
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. XXI век дает заказ на выпускников, способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Внедрение социального проектирования в воспитательную работу
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. XXI век дает заказ на выпускников, способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Что такое социальное проектирование?
Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности каждого педагога, классного руководителя, воспитателя. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.
Технология социального проектирования, по мнению многих педагогов, пришла к нам из практики западной школы. На самом деле она имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. Книгой А.П. Гайдара зачитывались, его героям подражали, умные взрослые стимулировали тимуровское движение, так как видели в нем реальную пользу для становления самостоятельной и ответственной личности. А у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.
Современное переосмысление проектирования предполагает:
· связь с жизнью и использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания;
· развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
· развитие умения адаптироваться к действительности;
· умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Таким образом, социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Социальное проектирование – технология социального воспитания детей.
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: (места отдыха, игровые площадки, внешний вид и обустройство школы и т.п.).
Виды социальных проектов:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство школьных помещений и пришкольных участков.
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии); например, изучение достопримечательностей своей малой родины.
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Детское самоуправление».
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
По масштабу:
- мегапроект (международный)
- малые проекты (на уровне области или муниципалитета)
- микропроекты (на уровне школы)
По времени:
- долгосрочные (от 1 года и более)
- краткосрочные (проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, одно занятие).
Алгоритм создания социального проекта.
Проект – это «шесть П»: Проблема – Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое П проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Методика работы над проектом содержит восемь стадий:
1стадия. Подготовка детей к работе над проектом.
Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку необходимых для социально значимой деятельности знаний и умений детей, их представлений о современном этапе развития общества, знаний ситуации и перспектив развития своего округа, района, школы.
2 стадия. Выбор проблемы.
Здесь детям предстоит подробно проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для школы и требуют своего решения.
3 стадия. Сбор информации.
После того, как дети выбрали проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
5 стадия. Реализация плана действий.
Данная стадия предполагает, что дети сделают попытку реализовать на практике свой вариант решения животрепещущей проблемы.
6 стадия. Подготовка к защите проекта.
Для того чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов, следует по определенной логике и требованиям подготовить их к защите.
7 стадия. Презентация проекта.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
8 стадия. Рефлексия.
Главная цель этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
Наша школа активно использует метод социального проектирования в воспитательной работе. Например, обучающиеся 1 класса, просмотрев фильм о собаке, в рамках проекта «Киноуроки в школах России», организовали социальный проект, целью которого была – помощь бездомным животным. Ребята вместе с родителями и классными руководителями собирали все необходимое для бездомных животных – корм, пеленки, шприцы,медикаменты, белье, которое потом все вместе отвезли в приют для бездомных. Их проект получил высокую оценку свыше, эти классы пригласили в Москву???
Коллектив нашей школы принимает участие в социальном проекте, направленном на поддержку семей мобилизованных. Так, на Новый год и День Защитника Отечества ребята нашей школы, у кого отцы были мобилизованы, получили небольшие символические подарки от педагогов. А на 8 марта обучающиеся школы ходили поздравлять жен мобилизованных и дарили им по букету тюльпанов.
Примеры успешных социальных проектов
Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня.
Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие.
Вопросы:
Что может выступать объектом деятельности в ходе социального проектирования?
Проект – это «шесть
П
»:
Проблема – Проектирование (планиров
а
ние) - Поиск информации –
Продукт – Презентация. Что является «шестым
П
» в работе над проектом?