Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс по физкультуре | Костырева Алена Викторовна. Работа №350997
Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс по физической культуре. Рассматриваются методы и подходы, направленные на формирование у школьников навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний и укрепление физического и психоэмоционального здоровья учащихся. Описание здоровьесберегающих технологий включает в себя применение методов, направленных на улучшение физического состояния детей, а также создание оптимальных условий для их обучения и развития. В статье освещены практические рекомендации для учителей физической культуры по интеграции этих технологий в повседневную образовательную деятельность.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, физическое здоровье, педагогические технологии, школьное образование.
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Костырева Алена Викторовна,учитель
МКОУ общеобразовательная школа д. Ленино, Свердловская область
Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс по физической культуре. Рассматриваются методы и подходы, направленные на формирование у школьников навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний и укрепление физического и психоэмоционального здоровья учащихся. Описание здоровьесберегающих технологий включает в себя применение методов, направленных на улучшение физического состояния детей, а также создание оптимальных условий для их обучения и развития. В статье освещены практические рекомендации для учителей физической культуры по интеграции этих технологий в повседневную образовательную деятельность.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, физическое здоровье, педагогические технологии, школьное образование.
Современная система образования ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и формирование здорового поколения. Одним из самых эффективных инструментов в этом процессе является физическая культура. В последние годы в учебных заведениях активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на улучшение физического состояния школьников, профилактику заболеваний и укрепление их психоэмоционального здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе физической культуры позволяют создать условия для полноценного развития детей, минимизировать влияние негативных факторов на здоровье и научить их вести активный и здоровый образ жизни. Внедрение таких технологий является неотъемлемой частью воспитания и образования, потому что здоровье является основой успешной жизни и учёбы.
Здоровьесберегающие технологии — это совокупность методов, приемов и организационных форм, направленных на улучшение здоровья учащихся через оптимизацию образовательного процесса, активное использование физических упражнений, профилактику заболеваний и воспитание осознанного отношения к своему здоровью. Внедрение таких технологий в систему физической культуры в школе оказывает позитивное влияние не только на физическое, но и на психоэмоциональное состояние детей.
Задача учителей физической культуры — не только проводить занятия, направленные на развитие физических качеств школьников, но и создавать безопасную и комфортную образовательную среду. Важно, чтобы на уроках физкультуры школьники не только развивали силу, выносливость, гибкость и координацию, но и укрепляли здоровье, учились предотвращать заболевания и поддерживать гармоничное развитие.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя:
Физкультминутки и динамические паузы. Это кратковременные перерывы в учебном процессе, которые способствуют снятию напряжения, улучшению циркуляции крови и возвращению внимания к занятиям.
Гибкая программа физического воспитания. Применение индивидуальных подходов к учащимся с учетом их физического состояния, уровня подготовки и здоровья.
Систематические занятия физической культурой. Регулярные занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья, а также улучшения осанки и профилактики заболеваний, таких как сколиоз, ожирение, заболевания сердечно-сосудистой системы.
Использование технологий тренировки для профилактики и восстановления. Например, включение элементов дыхательных упражнений, оздоровительных практик (йога, пилатес, оздоровительная гимнастика).
Применение этих технологий позволяет не только поддерживать хорошую физическую форму, но и способствует общему оздоровлению, повышению иммунной активности, улучшению психоэмоционального состояния и повышению общей работоспособности детей.
Одним из простых, но эффективных методов внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс являются динамические паузы и физкультминутки. Эти короткие перерывы, в ходе которых дети выполняют простые физические упражнения, помогают предотвратить переутомление и улучшить циркуляцию крови. Важно, чтобы такие упражнения были адаптированы под возрастные особенности детей, а также учитывали их физическую подготовленность.
Пример физкультминутки для младших школьников:
Вставание на носочки с вытянутыми руками, затем — плавное наклонение корпуса вперёд и назад.
Легкие упражнения для шеи, рук, плечевого пояса.
Для старших школьников могут быть предложены более сложные динамичные упражнения, например, растяжка, прыжки, повороты корпуса, наклоны, которые помогают снять напряжение после длительного сидения.
Здоровьесберегающий подход требует гибкости в подходе к обучению и физическим упражнениям. Программа физического воспитания должна учитывать индивидуальные особенности учеников. Например, для детей с ослабленным здоровьем или с определёнными заболеваниями (например, проблемы с позвоночником, заболевания сердца) необходимо подбирать специальные упражнения, не создающие нагрузки на проблемные области.
Для этого педагоги могут:
Включать упражнения, способствующие укреплению мышц спины и шеи, улучшению осанки.
Учитывать индивидуальные особенности детей и адаптировать нагрузку в зависимости от физической подготовки.
Работать с детьми, имеющими проблемы с сердечно-сосудистой системой, применяя дыхательные упражнения и умеренные нагрузки.
Важным моментом является индивидуализация подхода, то есть возможность для каждого ребенка заниматься в соответствии с его физическими возможностями и потребностями.
Одним из важных аспектов здоровьесберегающих технологий является внимание не только к физическому состоянию детей, но и к их психоэмоциональному здоровью. На уроках физической культуры необходимо учитывать эмоциональный фон ребенка, уровень стресса, его отношения к физической активности и коллективной работе.
Учитель может использовать следующие методы:
Введение игр и заданий, способствующих снятию стресса и напряжения.
Поддержка в группе для детей с низкой самооценкой или неуверенностью в себе, поощрение их усилий.
Применение методов релаксации и дыхательных техник (например, на основе йоги или медитации), которые помогают детям научиться контролировать свое эмоциональное состояние.
Таким образом, в рамках здоровьесберегающих технологий важно не только улучшение физической формы, но и создание безопасной и поддерживающей атмосферы, в которой дети смогут развиваться без стресса и переутомления.
В последние годы в практике школ начали активно внедряться новые технологии, способствующие улучшению физического состояния детей. Важно активно использовать интерактивные тренажеры, программы для мониторинга здоровья и технологии для оценки физической активности, чтобы вовлечь детей в процесс заботы о своем здоровье.
Также с помощью мобильных приложений и веб-платформ можно контролировать физическую активность детей, а также мотивировать их на достижение спортивных результатов. Такие технологии могут использоваться как в рамках урока физкультуры, так и в программе дополнительных занятий.
В заключение можно отметить, что внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс по физической культуре — это не только важный шаг на пути к укреплению здоровья школьников, но и способ формирования у детей устойчивых навыков здорового образа жизни. Современные педагогические методики, такие как динамические паузы, индивидуализированные программы, использование дыхательных и релаксационных упражнений, а также новых технологий, способствуют созданию здоровой, безопасной и комфортной образовательной среды.
Список литературы
Лисицын, Ю. П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья [Текст] / Ю. П. Лисицын // Общественные науки и здравоохранение. - М: Наука, 20
1
9. - С. 48 - 62.
35.
Макарова, Л. П., Соловьёв, А. В., Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 494-496.
36.
Угрюмова, Е. И. Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника / Е. И. Угрюмова, Л. А.
Китляр
,
Г.А.Ручка
, А. В. Мозговой. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 61-64.