Внеклассное мероприятие "И песня с нами воевала" | Фандунц Анастасия Сергеевна. Работа №339047
Внеклассное мероприятие "И песня с нами воевала" для обуающихся 5-7 классов.
Цель: развитие интереса учащихся к музыкальному наследию военных лет
Задачи:
ü Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примере военных песен;
ü Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
ü Прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях.
Сценарий сопровождается презентацией и музыкальными фрагментами. Рассказывается история песен: "Священная война", "Темная ночь", "В землянке", "Катюша", "Смуглянка", "Синий платочек", "Вечер на рейде", "Случайный вальс", "Журавли", "День Победы"
Внеклассное мероприятие
«И песня с нами воевала»
Для обучающихся 5-7 классов
Автор – составитель:
Фандунц Анастасия Сергеевна
Учитель музыки МОУ «СОШ №2»
Сценарий мероприятия « И песня с нами воевала»
Цель: развитие интереса учащихся к музыкальному наследию военных лет
Задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примере военных песен;
Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
Прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях.
Ход мероприятия
Слайд 1
Вед.1: Здравствуйте, дорогие друзья.
Вед.2: Мы рады видеть вас на нашем мероприятии «И песня с нами воевала»
Слайд 2
Вед.1: Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.
Вед.2: Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Слайд 3
Вед.1: С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…
Вед.2: Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают в 21 веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен…
Звучит фрагмент «Священная война»
Вед.1: С этой песни всё и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько их нам петь не довелось,
Эта песня с нами до Победы!
Слайд 4
Вед.2: Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева – Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих.
Слайд 5
Вед.1:Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова.
Слайд 6
Вед.2: У музыкантов и авторов было волнение, но оно оказалось напрасным. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”.
Вед.1: Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня “Священная война” была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Вед.2: Автор «Священной войны» Александр Васильевич Александров в своё время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как любое оружие!»
Вед.1: Наши бойцы гибли, но одерживали победы на фронтах.
Вед.2: А откуда к ним приходили боеприпасы, танки и самолеты, одежда и обувь, продовольствие и медикаменты?
Вед.1: За сотни и тысячи километров от фронта по 14 часов в сутки на заводах и фабриках, на полях и фермах трудились женщины и дети. Не хватало продовольствия, дров, одежды. Но люди не унывали – они верили в победу и пели любимые песни.
Слайд 7 видеоролик «Священная война»
Слайд 8
Вед.2: Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится
Звучит фрагмент песни «Темная ночь»
Слайд 9
Вед.2: История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Вед.1: Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение.
Слайд 10
Вед.2: Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа.
Вед.1: Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
Слайд 11 видеоролик «Темная ночь»
Слайд 12
Вед.2: Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Вед.1: Пешим ходом и на грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей…
Слайд 13
Вед.2: В час затишья сядешь, запоешь,
И подтянут весело солдаты:
Звучит фрагмент песни «В землянке»
Слайд 14
Вед.1: Одно из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме.
Вед.2: В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова ,что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Слайд 15 видеоролик «В землянке»
Слайд 16
Вед.1: Знаменитая песня «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз – оркестра Валентина Батищева. Впоследствии ее пели такие легенды российской песни, как Лидия Русланова, Вера Красовицкая, Георгий Виноградов.
Слайд 17
Вед.2: Легкая и запоминающая мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциироваться боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска.
Вед.1: В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню от простой и обаятельной девушки с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все.
Слайд 18
Вед.2: В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.
Вед.1: По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее.
Вед.2: исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов!
Вед.1: Песню часто передавали по радио, слова издали отдельной книжечкой.
Вед.2: Милая сердцу "Катюша" всегда была вместе с солдатами – песня на войне нужна, наверное, куда больше, чем в мирной жизни, и, естественно, появлялись новые варианты.
Вед.1: Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение.
Слайд 19 видеоролик «Катюша»
Слайд 20
Вед.2: «Смуглянка»
Вед.1: Песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Захаровичем Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен гражданской войны. А вся сюита посвящалась Григорию Ивановичу Котовскому.
Вед.2: Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир ее был потерян. У авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне четыре года спустя, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы этого прославленного художественного коллектива.
Вед.1: В числе других Новиков показал и "Смуглянку”, которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал ее разучивать с хором и солистами.
Вед.2: Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио.
Слайд 21
Вед.1: "Смуглянку” услышали, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в войну Отечественную.
Слайд 22 видеоролик «Смуглянка»
Слайд 23
Вед.2: Поистине необычна история замечательной военной песни «Синий платочек».
Вед.1: В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петербургский исполнил свою новую мелодию.
Вед.2: После концерта к Петербургскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий (Гольденберг), который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек».
Вед.1: Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петербургского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьевна и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения.
Вед.2: Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.
Вед.1: Однако Политуправление Рабоче –Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.
Слайд 24 видеоролик «Синий платочек»
Слайд 25
Вед.1: «Вечер на рейде» (муз. Василия Соловьева – Седового, сл.Александра Чуркина). Весной 1942 года В. Соловьев-Седой с группой артистов приехал на Калининский фронт. Состоялись встречи с солдатами и, конечно, концертные выступления. Они проходили в землянке, в полутора километрах от передовой.
Вед.2: Когда весь репертуар был исчерпан, бойцы попросили спеть что-нибудь “для души”. И вот здесь композитор вспомнил о забракованной песне (она была написана полгода назад, но товарищи по искусству дружно ее забраковали. Им показалось, что она не в духе времени, что она слишком спокойна, лирична, грустна для столь грозной поры. Сейчас, дескать, песни нужны иные – призывные, мобилизующие, а здесь и о войне вроде всерьез не упоминается…).
Вед.1: Может быть, попробовать сейчас ее спеть?
- И я запел: “Прощай, любимый город…”, - вспоминал Василий Павлович. – Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь… С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна.
Слайд 26
Вед.2: Пели моряки и пехотинцы, летчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осажденном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения – в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда ее мелодия не звучала по радио в заблокированном городе.
Слайд 27 видеоролик «Вечер на рейде»
Слайд 28
Вед.1: Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится.
Вед.1: В одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» за 1942 год было опубликовано стихотворение Е. Долматовского «Танцы до утра».
Вед.2: Вскоре после Сталинградской битвы, когда армия Паулюса была окончательно разгромлена и на этом участке фронта наступила тишина, непривычная, ошеломляющая, поэта и композитора пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили обоим заслуженные ими боевые награды—ордена Красной Звезды—и попросили познакомить с их новыми песнями, рассказать о творческих планах.
Вед.1:«Фрадкин играл песни, а я смотрел на своего кумира генерала К. К. Рокоссовского, — заканчивает поэт свои воспоминания о том времени. Мне до этого дня не приходилось так близко видеть этого полководца, пользовавшегося безграничной любовью своих солдат и офицеров…
Вед.2: Я рассказал о нашей задумке — превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. Начальник Политуправления фронта Сергей Галаджев, знавший раньше это стихотворение. сказал, что должно получиться нечто вроде офицерского вальса.
Вед.1: Рокоссовский сказал, что новая наша встреча состоится на новом участке фронта, который будет дан нашим сталинградским войскам. Что это будет за участок, какова его география, командующий фронтом не сказал. Мы вышли из избы, в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс».
Вед.2: Эшелон шел медленно — от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов: перегоняя друг друга, они шли от берегов Волги в тот район, который летом 1943 года прогремел на весь мир, — знаменитая Курская дуга. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном. Так и пошел этот вальс кружить по фронтам. А вскоре слово “офицерский” в его названии было заменено на “случайный” – ведь песня была и солдатской.
Слайд 29
Вед.1: “Случайный вальс” пели на фронтовых концертах многие артисты. А Л. Утесов записал его на пластинку. С тех пор вот уже более сорока лет живет эта песня в народе, оставаясь одной из любимых лирических песен военной поры.
Слайд 30 видеоролик «Случайный вальс»
Слайд 31
Вед.1: События Великой Отечественной войны нашли отражение в пословицах и поговорках. Сейчас небольшая разминка для ума.
Вед.2: Приглашаются 3 девочки и 3 мальчика. Вам необходимо за 1 минуту собрать пословицы.
Болтовня может стоить жизни.
Дал присягу – назад ни шагу.
Крепко верить – значит победить.
Друзья познаются в бою.
В бою побывать – цену жизни узнать.
Дисциплина – мать победы.
Вед.1: Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах дел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
Слайд 32
Вед.2: Есть у нашего народа песня «Журавли» - она всегда звучит в дни, когда мы вспоминаем наших отцов, дедов, прадедов погибших на полях сражений и подаривших нам жизнь и свободу.
Песня с ее глубокими трагическими стихами и красивейшим грустным вокализом воспринимается большинством как реквием или молитва и считается одной из лучших песен о Великой Отечественной войне.
История возникновения этой песни необычна и наполнена своим символическим содержанием. Об истории создания "Журавлей я хочу рассказать подробнее.
Вед.1: В августе 1965 года, спустя 20 лет после завершения войны, советская делегация представителей культуры посетила памятные мероприятия в японском город Хиросима. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов.
Вед.2: Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Этот памятник установлен в память о японской девочке Садако Сасаки, которая была поражена лучевой болезнью, после бомбардировки Хиросимы.
Вед.1: Эта девочка поверила старинной японской легенде, что если она сделает тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Садако мечтала выздороветь, и она начала складывать журавликов днями напролет. Однако, девочка умерла осенью 1955 года, так и не успев сделать тысячу журавлей.
Вед.2: Расулу Гамзатов показали памятник Садако и рассказали её историю. Этот рассказ буквально потряс Гамзатова, и он переставал думать о маленькой японке и её журавликах. Но в той поездке поэта настигло его собственное горе: он получил телеграмму, в которой сообщалось о смерти его матери…
Слайд 33
Вед.1: Стихи не возникают из мелочей, они начинают звучать в такт с чувствами, родившимися после глубоких потрясений. Я подумал о своих братьях, не вернувшихся с войны, о семидесяти односельчанах, о двадцати миллионах убитых соотечественников.
Вед.2: Они постучались в мое сердце, скорбной чередой прошли перед глазами и — на миг показалось — превратились в белых журавлей. В птиц нашей памяти, грустной и щемящей нотой врывающихся в повседневность…»
Вед.1: Вернувшись на Родину, Гамзатов написал стихотворение "Журавли" на своём родном аварском языке.История японской девочки осталась лишь творческим толчком. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей, а журавли в стихотворении стали символом погибших на войне джигитов.
Через три года друг Расула Гамзатова поэт и переводчик восточной поэзии Наум Гребнев, перевел это стихотворение на русский язык. Наум Гребнев, был участников Великой Отечественной Войны, начало которой застала его под Брестом. Он отступал вместе с Красной Армией, чудом вырвался из Харьковского окружения, форсировал Северский Донец, участвовал в Сталинградской битве, был трижды ранен. Переводя на русский стихотворение Гамзатова, он вложил в него и свое понимание войны.
Слайд 34 видеоролик «Журавли»
Слайд 35 (видеоролик «Минута молчания»
Вед.2 : Объявляется минута молчания
Слайд 36
Вед.1: Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!
Вед.2: Более полувека прошло после окончательной войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую Победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.
Вед.1: Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…
Никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Слайд 37
Вед.2: Все вы, наверное, догадались, о какой песне идет разговор. Да, это пеня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова.
Слайд 38
Вед.1: Впервые эта песня прозвучала в праздничной передаче телевизионного “Голубого огонька”, посвященной 30-летию Победы в исполнении Леонида Сметанникова, но прошла незамеченной и потом довольно долго не звучала ни по радио, ни по телевидению.
Вед.:2 Но спустя полгода, на традиционном концерте, посвященном Дню советской милиции, ее спел в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева Лев Лещенко, спел так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже второе десятилетие она звучит, и будет звучать еще не одно десятилетие.
Слайд 39 видеоролик «День Победы»
Слайд 40
Вед.1:В конце нашего мероприятия, давайте подведем итог. Историю каких песен вы сегодня узнали?
Вед.2: Назовите военную песню и ее автора.
Слайд 41
Вед.1: На этом наше мероприятие окончено
Вед.2: Спасибо за внимание.