Внеклассное мероприятие на тему "Мисс и Мистер лексики" | Буду Шурумаа Доржуевна. Работа №321014
В статье представлено внеклассное занятие по русскому языку для обучающихся 7-8 классов. Мероприятие проводится в форме конкурса. Выделяются следующие цели предложенного мероприятия: обобщить знания учащихся по разделу «Лексика», выявить их грамотность, развить навыки логического мышления. Также расширить и дополнить знания, умения и навыки детей, полученные на уроке русского языка; стимулировать интерес к изучению русского языка, и главное воспитывать уважение к русскому языку.
В конкурсе могут принимать участие команды 7-8 классов. Каждая команда придумывает названия. Конкурс проходит по этапам, где после каждого этапа члены жюри определяют баллы командам. Шкала баллов от 1-5.
Проведение итогов проводится в конце конкурса по заработанным баллам команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7-8 классов
Конкурс «Мисс и Мистер Лексики»
Аннотация. В статье представлено внеклассное занятие по русскому языку для обучающихся 7-8 классов. Мероприятие проводится в форме конкурса. Выделяются следующие цели предложенного мероприятия: обобщить знания учащихся по разделу «Лексика», выявить их грамотность, развить навыки логического мышления. Также расширить и дополнить знания, умения и навыки детей, полученные на уроке русского языка; стимулировать интерес к изучению русского языка, и главное воспитывать уважение к русскому языку.
В конкурсе могут принимать участие команды 7-8 классов. Каждая команда придумывает названия. Конкурс проходит по этапам, где после каждого этапа члены жюри определяют баллы командам. Шкала баллов от 1-5.
Проведение итогов проводится в конце конкурса по заработанным баллам команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Этапы:
Подберите к следующим словам, близкие по значению слова.
Полный –
Задуть –
Мрачный –
Знойный –
Дремучий –
Темный –
Пожилой –
Ответы: толстый, погасить, угрюмый, горячий, густой, смуглый, старый.
Допишите пословицы, используя антонимы.
Корень учения горек, а плод его …
Ласточка день начинает, а соловей …
Ученье – свет, а неученье - …
Мягко стелет, да жестко …
Не бойся врага умного, а бойся друга …
Знай больше, а говори …
Легко сказать, да …
Правой рукой строит, а левой …
Ответы: сладок, заканчивает, тьма, спать, глупого, меньше, трудно доказать, разрушает.
Какое языковое явление иллюстрируют приведенные ниже пары слов?
а) ключ (от двери) – ключ (родник)
брак (супружество) – брак (изделие с дефектом)
(девичья) коса – (песчаная) коса
б) заброни́ровать (номер) – забронирова́ть (правительственную машину)
расплачу́сь (за ужин) – распла́чусь (от горя)
Острота́ (ножа) – (неуместная) остро́та
в) мой (друг) – мой (тарелку)
лечу (в самолете) – лечу (зубы)
(острая) пила – пила (воду)
г) гриб – грипп
кампания – компания
вперемежку – вперемешку
луг – лук
Ответы: Омонимия. а) лексические омонимы ; б) омографы; в) омоформы ; г) омофоны.
Определите, о каких словарях идет речь?
1) словарь, указывающий нормы произношения и ударения;
2) словарь, который фиксирует слова, отличающиеся друг от друга оттенками значения и употребления в речи;
3) словарь, который описывает происхождение слов;
4) словарь, предназначенный для фиксации норм правильного написания слов;
5) словарь, предназначенный для фиксации лексических и грамматических норм правильного употребления устойчивых сочетаний слов.
Ответы: 1) орфоэпический; 2) синонимов; 3) этимологический; 4) орфографический; 5) фразеологический.
Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?
1) Трава всегда зеленее по ту сторону забора.
2) Похожи как две горошины в стручке.
3) Дождь льет собаками и кошками.
4) Нет места, чтобы размахивать кошкой.
5) Каждый повар свое варево хвалит.
Ответы: хорошо там, где нас нет; похожи как две капли воды; дождь льет как из ведра; яблоку негде упасть; каждый кулик свое болото хвалит.
Список использованной литературы
Русский язык: Справ
.
м
атериалы: Учебник
.
п
особие для студентов / М.Т. Баранов, Т.А.
Костяева
, А.В. Прудников; Под. изд. Н. М.
Шанский
. 2005.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русском
у языку. М.: Просвещение, 1985.
Фаломкина
, И. П. Русский язык: задания для конкурсов, викторин, олимпиад
:
Учебное пособие / И. П.
Фаломкина
. – Киров
:
Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – 76 с.