Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Лингвистический батл» | Шегина Юлия Викторовна. Работа №313196
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Лингвистический батл» позволит повторить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация), научит применять полученные знания в практической деятельности, а также уметь работать в группах, развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность. Планируемые образовательные результаты: повторение основных теоретических знаний за курс 6 класса по русскому языку, развитие познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла, расширение кругозора учащихся.
·
·
План-конспект внеклассного мероприятия
по русскому языку в 6 классе
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 3»
на тему «Лингвистический батл»
Разработал: Шегина Ю.В
учитель русского языка и литературы
Березники
Тема урока: «Лингвистический батл»
Тип урока: применения знаний и умений
Технология урока: игра по станциям
Цели урока.
Обучающие цели:
Повторить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Совершенствовать умения применять полученные знания в практической деятельности.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать умение работать в группах.
Воспитывающие цели:
Воспитывать командный дух, чувство ответственности за свою команду.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
П
овтор
ение
основны
х
теоретически
х
знаний
за курс 6 класса по русскому языку
.
Разви
тие
познавательн
ого
интерес
а
учащихся
к предметам гуманитарного цикла.
Расширение кругозора учащихся.
Оборудование
Карточки с заданиями.
Музыкальное сопровождение.
Проектор.
Р
учки и листочки.
План урока.
Организационный момент (вступительное слово, знакомство с командами, членами жюри, выдача маршрутных листов – 10 минут).
Путешествие
по станциям (7 станций,
за каждый правильный ответ на задания станции команда получает 1 балл –
50 минут).
Подведение итогов (сдача маршрутных листов, подсчет баллов членами жюри, оглашение итогов, награждение – 15 минут).
Рефлексия (15 минут).
Ход.
Организационный момент
.
Дорогие ребята, сегодня в нашей школе состоится необычный турнир - «Лингвистический батл». Бороться за звание лучшего знатока русского языка будут команды четырех классов.
Мы уже сказали, что наш турнир необычный. Необычен он тем, что весёлые и познавательные конкурсы посвящены изучению нашего языка. А пройдя все предложенные задания, мы на одну ступеньку продвинемся вверх в изучении родного русского языка.
Прежде, чем вы начнете выполнять задание, хочу представить вам жюри нашего. Чтобы получить маршрутный лист, нужно представить команду и капитанов.
Путешествие по станциям.
Площадка №1«Орфоэпический батл»
Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны познакомиться с правилами поведения на аттракционе.
Правило № 1
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Правило № 2
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Правило № 3
Возил не шóфер, а шофёр.
Не фáрфор, а фарфóр.
Был оглашён не прúговор –
Судебный приговóр.
Строгал не стóляр, а столЯр,
Но дóску – не доскý.
И слушал в одиночестве
Не «Тóску», а тоскý.
Как вы понимаете эти правила?
Задание № 1
После чтения стихотворения ответьте на вопросы:
Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте?
Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивéе», «Мы так хóчим»,
«Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,
Квáртал, пóртфель, бюлитéнь»,
«Пóверх плана выполняем»,
«Агент звóнит целый день».
Задание № 2
Трудности часто возникают не только в выборе места ударения в различных формах имени прилагательного, но и в образовании этих форм. Я сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Ха – ха!». Я буду читать имена прилагательные и их формы, вы должны сказать «Ха – ха!» и исправить ошибку.
Строгий – строгайший.
Добрый – добрейший.
Тихий – тихайший.
Храбрый – храбрейший.
Глубокий – глубокайший.
Богатый – богачейший.
Высокий – высочайший.
Скучный – скучнейший.
Редкий – редкейший.
Вечерний – вечернейший.
Древний – древнейший.
Площадка №2 «Фразеологический батл»
Задание 1. «Я начну, а ты продолжи»:
На все руки (
мастер
).
Сесть в (
колошу
).
Бить (
баклуши
).
Держать язык (
за зубами
).
Прочитал книгу (
от корки
до корки
).
Куда глаза (
глядят
).
Как ветром (
сдуло
).
Задание 2. «Объясни значения»
Наврать с три короба - наговорить неправду.
Зарубить (себе) на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел.
Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так что нельзя понять.
Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое-как.
Льёт как из ведра – очень сильным потоком, струями (о проливном дожде).
Площадка №3 «Словообразовательный батл»
Задание № 1. Образуй прилагательное.
В этой игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного ДВА и данных имён существительных (засекается время для каждой команды).
ЗНАК
ЛИЦО
НОГА
ДВАСЛОГ
СМЫСЛ
ВЕДРО
ГОД
ЛЕТО
Задание № 2
Дано имя прилагательное, вы образовываете от него имя существительное и записываете его.
Новый – новость.
Суровый – суровость.
Сосновый – сосна.
Полный – полнота.
Чёрный – чернота.
Красный – краснота.
Ясный – ясность.
Площадка №4 «Сказочный батл»
Блиц-опрос
Гостиница для животных? (теремок)
От всех ушел, кроме одного зверя? (колобок)
Солнце проглотил? (крокодил)
Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)
Врач-ветеринар в сказке К. Чуковского? (Айболит)
У какой красавицы из известной сказки была длинная коса? (Варвара)
Кем была царевна в русской сказке? (лягушка)
Кто потерял туфельку? (Золушка)
Красный головной убор героини сказки? (Шапочка)
Имя девушки, которую украл мерзкий карлик, а Руслан её спас? (Людмила)
Площадка №5 «Орфографически-синтаксический батл» (Конкурс капитанов)
Задание: Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Дружба кр..пка не лестью а правдой и честью.
Не будь наук и искусств (не) было бы и человека и человеческой жизни.
Широкая дверь отперлась заскр..пела ударилась в стену опять заперлась.
«Как тебя з..вут девочка?» - спр..сил Григ.
Мой дру.. отчизне посв..тим души прекрасные порывы.
Площадка №6 «Синтаксический батл»
Задание: Вставьте знаки препинания в отрывках из произведений
А.С. Пушкина.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
С утра дом Лариной гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках
В кибитках в бричках и в санях.
В передней толкотня тревога;
В гостиной встреча новых лиц
Лай мосек чмоканье девиц
Шум хохот давка у порога
Поклоны шарканье гостей
Кормилиц крик и плач детей.
(«Евгений Онегин»)
Казак на север держит путь,
Казак не хочет отдохнуть
Ни в чистом поле ни в дубраве
Ни при опасной переправе.
(«Полтава»)
Площадка №7 «Орфографический батл»
Задание: В отрывках их стихотворений Ф.И. Тютчева напишите НЕ слитно или раздельно.
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время (не)земное…
Под дыханьем (не)погоды,
Вздувшись, потемнели воды.
Еще природа (не)проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей (не)вольно улыбнулась...
Здесь фонтан (не)утомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой (не)зримой
Очарованную мглу.
Подведение итогов.
Итак, ребята, наш батл подошел к концу. Сейчас жюри подведет итоги всего нашего соревнования, и мы узнаем, какая же команда показала лучшие знания в области русского языка.
Рефлексия
.
Ребята, на столе лежат карточки разных цветов. Оцените сегодня ваши чувства по отношению к мероприятию. Зеленый – понравилось; красный – понравилось, но не удовлетворен собой и своей командой; желтый – хочу участвовать еще; серый – не понравилось. На выбранном вами листочке вы можете написать пожелания к организаторам мероприятия.
Список литературы.
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык
. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. Организаций/ Л.А. Ахременкова . – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995.
Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.
Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.